5 мин.

Роналду и его предшественники. Часть I

АНГЛИЯ – Дикси Дин («Эвертон»-1927/1928, 60 голов в 39-ти матчах)

Карьера самого плодовитого форварда в летописи британского футбола началась стремительно: путь от скромного «Транмера», обитавшего в третьем дивизионе, до игрока сборной Дин проделал за два с половиной года. Весной 1925-го талантливым юношей заинтересовался «Эвертон», который ради покупки нужного ему исполнителя не поскупился выложить 3 000 фунтов. В составе мерсисайдцев Дикси выступал 14 неполных сезонов и забил 395 мячей. В 467-ти, что характерно, встречах. Немалая (хоть и не львиная) часть этих голов пришлась на чемпионат-1927/1928, когда лидер атак ливерпульцев поразил ворота соперников аж 60 раз и привел свою команду к победе в национальном первенстве.

Стоит также отметить, что тот период был отмечен уникальным равновесием сил – среди клубов Англии в двадцатые годы ушедшего столетия не нашлось гегемона, и титул в буквальном смысле переходил из рук в руки. Претендовать на него мог фактически любой коллектив, который не испытывал недостатка в мотивации и смелости. Все это приводило к борьбе в открытом бою, а отсиживаться в защите считалось признаком дурного тона. И нападающим подобный сценарий, безусловно, был на руку. Дин, достойнейший из них, умело пользовался выгодами своего положения и подарил болельщикам целую россыпь рекордов. 60 голов в течение одного сезона – пожалуй, самый внушительный из них.

ИСПАНИЯ - Тельмо Сарра («Атлетик»-1950/1951, 38 голов в 30-ти матчах) и Уго Санчес («Реал»-1989/1990, 38 голов в 35-ти матчах)

Роскошная игра Роналду заслуживает добрых слов еще по той причине, что заставляет не забывать о человеке, о котором сейчас вспоминают до неприличия редко. Блистательный форвард «Атлетика» Сарра (Сарраонандиа – произнесение его фамилии полностью способно доставить неудобства даже хорошо подвешенному языку, а написание – даже ловкой руке) определенно недополучил славы, причитающейся такому мастеру. Что поделать – он забивал голы в пору, когда зачастую их было некому запечатлеть, пусть хотя бы посредством фотографии.

Его звезда ярко горела на протяжении 15 лет. 252 метких выстрела в 278-ми встречах Примеры – баскский нападающий оставил после себя изумительную статистику, но теоретически она могла бы стать еще более запоминающейся. Однако не стала, поскольку Тельмо совсем не щадили травмы. Самая тяжелая из них, полученная 25 ноября 1951-го, вычеркнула Сарру из списка действующих футболистов почти на год.

Спустя 39 лет лавры автора высшего достижения со снайпером «Атлетика» разделил мексиканский нападающий «бланкос», радовавший инчас чисто каскадерскими трюками почти с той же периодичностью, что и забитыми мячами. Правда, вровень со своим предшественником Уго Санчес (на фото слева) стоит скорее относительно, ибо по дороге к рекорду сыграл не в 30-ти матчах, но в 35-ти.

ИТАЛИЯ – Джино Россетти («Торино»-1928/1929, 36 голов в 27-ти матчах)

Королем бомбардиров на Апеннинах является нынче наполовину мифический персонаж. Оно и понятно: Россетти наводил ужас на вратарей и защитников еще до появления на свет бренда под названием Серия А. В сезоне-1928/1929, допустим, итальянское первенство разыгрывалось по замысловатой формуле: 32 команды были поделены на две группы, в каждой из которых организовывался отдельный чемпионат. Затем же, на финише сезона, триумфаторы обоих соревнований встречались между собой в формате плей-офф и выявляли триумфатора абсолютного. В итоге обилие слабых клубов регулярно приводило и к обилию голов. Победа с разницей в восемь мячей была на заре кальчо самым обычным делом. 10:2, 10:0, 11:0, 9:3 – в наши дни подобные результаты на уровне высшего дивизиона кажутся дикими и противоестественными, а в ту эру они фиксировались чуть ли не через тур.

Очутившись в вольготных условиях, Россетти и записал себе в актив 36 мячей. Помощники у него, кстати, тоже были что надо. Рядом с Джино орудовали Адольфо Балончьери и аргентинец Хулио Либонатти, отличавшиеся ненамного реже. В целом «Торино» забил за сезон фантастические 117 голов, но скудетто ему не покорилось: в кубковых матчах сверхрезультативные «гранатовые» откровенно спасовали перед пуленепробиваемой обороной «Болоньи».

В дальнейшем итальянские форварды наслаждались свободой еще три десятилетия, пока выравнивание класса команд и приход в футбол строгих тактических схем не сузили, причем существенно, ее границы.

ГЕРМАНИЯ – Герд Мюллер («Бавария»-1971/1972, 40 голов в 34-х матчах)

Вполне логично, что рекордсменом Бундеслиги стал лучший форвард в ее истории, выдав при этом лучший сезон в карьере. Блестяще выступив на внутренней арене, Мюллер был столь же великолепен в матчах за сборную. В семи встречах, проведенных в футболке национальной команды в 1972-м, он отличился 13 раз! Данные цифры выглядят еще более впечатляюще, если вспомнить, что соперники у ФРГ в том году были как на подбор: Англия, СССР (дважды противостоявшие немцам) и Венгрия – все они сорок лет назад входили в элиту.

Я намеренно сосредоточился на свершениях Герда в международных поединках, ибо его 40 голов в чемпионате не стали для публики экстраординарным событием. За шесть сезонов (1968-1973) нападающий «Баварии» только однажды не достиг рубежа в 30 точных ударов, а в самом результативном из них лишь поднял планку рекорда чуть выше. В отличие от многих форвардов, которые, приближаясь к воротам, целиком и полностью полагались на любимые финты, маневры или просто хорошо отрепетированные движения, он действовал исключительно по ситуации. И именно поэтому его было так сложно опекать.

На примере Мюллера легко убедиться, что понятие скорости футболиста в штрафной редко связано с быстрыми перемещениями – для них там тривиально мало свободного пространства. Скорее, это умение в доли секунды укротить неудобный мяч и мгновенно принять адекватное решение. А в чем оно в итоге выразится – в прямом ударе или в скрытом пасе, уже не так важно.

ФРАНЦИЯ – Йосип Скоблар («Марсель»-1970/1971, 44 гола в 36-ти матчах)

Эпохальное достижение югославского бомбардира (а впоследствии гражданина Хорватии) пришлось на смутное время для Ligue 1, которая на рубеже шестидесятых и семидесятых годов минувшего века точно не входила в TOP-5 сильнейших чемпионатов континента. Да и входила ли в TOP-10 – вопрос вопросов. Достаточно сказать, что «Марсель», чьи цвета защищал Йосип, при своем статусе непререкаемого лидера на родине за пять лет всего дважды пробивался во второй круг еврокубков. О том, чтобы пройти дальше, речь не шла вообще.

Впрочем, эти неприглядные факты не должны обесценивать подвиги Скоблара, форварда и впрямь знатного. Выработанная с детства привычка бить по воротам с обеих ног помогала ему производить голы тоннами целых 15 сезонов в разных клубах и странах: на «Велодром» он перебрался из белградского ОФК транзитом через «Ганновер».

В не слишком длинном перечне подобного рода достижений в ведущих европейских первенствах этому, думается, уготована самая долгая жизнь. Даже более долгая, нежели феноменальному рекорду Англии в исполнении Дина. Объяснение здесь лежит на поверхности: при изобилии отменных нападающих, нападающие выдающиеся (в особенности на пике карьеры) во Франции не играют уже достаточно давно.

http://www.eurosport.ru/football/story_sto2630212.shtml