9 мин.

Горячий старт. Бахрейн

Дождались! Сезон-2021 стартовал яркой гонкой в Бахрейне. Пищи для размышлений насыщенный событиями Гран-при подкинул немало, зародил робкую надежду на борьбу на самом верху, и оставил ожидание продолжения увиденного гоночного праздника.

Лидеры. Мы наконец-то получили реальную борьбу за лидерство между представителями двух разных команд. Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен выдали отличный пролог для всего нынешнего сезона. Болиды «Мерседес» и «Ред Булл», похоже, действительно теперь сопоставимы в гоночном темпе, а в квалификации преимущество оказалось даже на стороне «быков». После проигранного субботнего сражения за поул Льюис высказал мнение, что технические нововведения этого года (урезаннная конструкция днища и более жесткие составы резины от «Пирелли») были приняты именно с целью замедления коллектива из Брэкли. Не будем давать оценку эмоциональной составляющей тех слов, но эффект от изменений в правилах и правда налицо. Весь уик-энд «Ред Булл» превосходил конкурентов по чистой скорости. Кроме доминирования в тренировках, Макс с приличным отрывом взял поул, и перспективы на гонку для австрийской команды были вполне оптимистичные. Их конкуренты из «Мерседеса», понимая свое положение догоняющих, приняли единственно верное решение: при помощи стратегии на гонку сделать догоняющими (как в процессе принятия решений, так и физически по расположению болидов на трасе) своих соперников.

В ходе гонки командный мостик «Мерседеса» дважды принимал решение заехать на пит-стоп не просто раньше главных соперников, но даже раньше многих других команд. Что неизбежно ставило перед Хорнером и командой задачу непростого выбора для Макса: поддаться линии поведения соперников и отзеркаливать их стратегию на гонку, или придерживаться собственной стратегии и использовать ресурс своей резины так, как было запланировано изначально. Этот момент видится очень важным для понимания исхода гонки. В «Мерседесе» отдавали себе полный отчет в том, что не только аэродинамически, но и в работе с резиной на этой трассе они уступают «Ред Булл». И заставить соперника раньше заехать на пит-стоп, соответственно в дальнейшем получить шанс в оборонительной борьбе на изношенных шинах как у Льюиса, так и у Макса. С первой остановкой данный прием не сработал. «Ред Булл» предпочел не форсировать события, спокойно отработать первый отрезок, что в конечном итоге позволило Ферстаппену не обойти Хэмилтона, но максимально сократить отставание от него и получить солидный отрыв от британца перед собственной второй остановкой. Ключевой момент гонки, как кажется, заключался именно во втором пит-стопе. «Мерседес» решает еще раз остановить своего лидера раньше. «Ред Булл» принимает все так же решение не вестись на этот более ранний пит-стоп Льюиса. И поначалу кажется, что решение правильное. Максу удается сперва удерживать отрыв на протяжении нескольких кругов, а затем проигрывать, но совсем по чуть-чуть. Но момент второго пит-стопа для Ферстаппена был выбран неправильно. Если бы это произошло на несколько кругов ранее, то Макс мог бы сократить отставание до Льюиса в более спокойном ритме, не изнашивая свой «хард» более агрессивным пилотажем (к тому же это отставание было бы физически меньше после выезда с пит-лейн). В итоге мы увидели, как Ферстаппен с уже ограниченным собственным ресурсом по резине подобрался к Хэмилтону. Да, голландец после гонки в радиообмене с командой сказал, что нужно было оставить его на трассе, и он бы нарастил отрыв до 5 секунд. И Гельмут Марко выразил недоумение той скоростью, с которой судьи приказали Ферстаппену вернуть позицию. Но все это кажется не более чем эмоциями в пылу борьбы и пресловутыми играми разума, к которым мы уже привыкли в Ф-1. Ведь по факту запаса резины Максу хватило только на одну акцентированную атаку на Льюиса, которая и увенчалась обгоном за пределами гоночного полотна.

При этом нисколько не будем умалять заслуг Хэмилтона в работе на трассе. Он выжал из своего "Мерседеса" все, что могла дать машина, старался максимально быстро проходить круговых пилотов, использовал даже лазейку (незапрещенную изначально) с выездом за пределы трассы. Одним словом, сделал все от себя зависящее для победы. При этом между делом побил очередной абсолютный рекорд – по наибольшему количеству кругов лидирования. В целом, итоги борьбы двух лидеров вселяют (не)сдержанный оптимизм по поводу перспектив на новый сезон. Плотная борьба двух ведущих команд за победу, и тактическая, и контактная – что еще нужно для того, чтобы получать удовольствие от просмотра на протяжении целого года.

Что же касается напарников Хэмилтона и Ферстаппена, то они не смогли поддержать своих коллег по команде. К Серхио Пересу вопросов меньше: пресловутая адаптация в новой команде вылилась в неудачную квалификацию, а затем на прогревочном круге подвела техника. В дальнейшем прорыв через весь пелетон на 5-е место был оценен болельщиками, проголосовавшими за Чеко как за пилота дня. А вот Валттери Боттас в это воскресенье просто ушел в тень 7-кратного чемпиона мира. Финн хоть и избежал каких-то происшествий на старте гонки, все же не смог поддерживать темп двух лидеров и почти сразу перешел в режим гонки с самим собой. Казус на втором пит-стопе окончательно лишил его шансов посоперничать с двумя лидерами гонки. И Пересу, и Боттасу необходимо будет добавлять по ходу этого сезона, потому что проиграть борьбу внутри своих команд по всем статьям - означает поставить под угрозу свое место в команде на будущий год.

Середина пелетона. Гран-при Бахрейна подтвердил предположение, что борьба второго эшелона команд станет еще более плотной. Эта самая середина, как кажется, приросла в количественном отношении. В квалификации можно было увидеть отдельные выделяющиеся результаты в исполнении пилотов "Макларена" и "Альфа Таури" (что можно было предположить по результатам предсезонных тестов), а также "Феррари" (вот где неожиданность). Команда из Маранелло подтвердила слухи о том, что большую часть отставания по мощности мотора, если не все разом, им удалось отыграть в межсезонье. В гонке пилоты "Макларена" и "Феррари" так же подтвердили свою скорость относительно конкурентов. Норрис и Леклер хорошо показали себя на тренировках и в квалификации, а в гонке эта парочка проявила лидерские качества в своих командах, уверенно проведя гонку и набрав очки. Их борьба между собой стала украшением гонки.

Новобранцам команд - Дэну Риккардо и Карлосу Сайнсу - ожидаемо сложнее, чем их напарникам. Но к ним (как и к Пересу с Феттелем и Алонсо) пока, пожалуй, не стоит предъявлять слишком высоких требований: адаптация в новом болиде занимает время. Несколько гонок должно пройти прежде чем мы поймем, на что действительно способны эти пилоты в своих новых командах.

Потенциал "Альфа Таури" до конца разглядеть не удалось, т.к. лидер команды Пьер Гасли был вынужден досрочно покинуть гонку, хотя участвовал в борьбе с "Макларен" и "Феррари" за очки. Скорость у младших "быков" определенно есть: новый мотор "Хонды" делает свое дело. Юки Цунода в целом провел отличную для новичка гонку, набрал два очка и может быть собой доволен. Спортивный директор Ф-1 Росс Браун удостоил японца отдельным комплиментом, назвав того лучшим новичком за много лет. Но есть все основания предполагать, что более опытный по сравнению с напарником-новичком француз сможет выдавать результат еще лучше и вклиниться в борьбу за высокие места позади двух команд-лидеров чемпионата.

Приятно удивила форма "Альфа Ромео" на данном Гран-при. Кими Райкконен, отпраздновавший 20-летний юбилей своей карьеры в Формуле-1, не терялся в сражениях с конкурентами и совсем немного не дотянулся до очковой зоны. Не сильно отстал от него и напарник по команде Антонио Джовинацци. Будет очень интересно понаблюдать за коллективом Фредерика Вассера, который может занести своим инженерам межсезонье в актив.

В середине пелетона со знаком минус удивил "Астон Мартин". Команда, которую в прошлом сезоне воспринимали как способных навязать борьбу лидерам, показала результат ниже ожиданий. Да, в уме держали возможный спад после изменений в техническом регламенте на этот сезон, поскольку болид британцев выполнен в той же концепции, что и "Мерседес". Но по итогу "зеленые" сумели набрать лишь 1 очко усилиями Лэнса Стролла. Себастьян Феттель провел очередную очень невнятную гонку, будто для него и не заканчивался сезон предыдущий. Его столкновение с Оконом - как вишенка на этом торте, в результате чего на гоночную лицензию немца упали 5 штрафных баллов. Однако, объяснением такого скромного старта "Астона Мартин" может послужить тот факт, что на предсезонных тестах их болиды прошли наименьшее среди всех команд количество кругов. Думается, что в дальнейшем они должны лучше раскрыть потенциал своего болида и поучаствовать в борьбе за третье место в командном зачете.

"Альпин" пока не смогла убедить в том, что они смогут быть достаточно конкурентоспособны в этом году. Фернандо Алонсо смог пройти в третий сегмент квалификации, но на этом подвиги французского коллектива и закончились. Испанец сошел из-за проблем с тормозами будучи уже на 16-й позиции в гонке, а его напарник Эстебан Окон провел просто серую гонку, напомнив о себе зрителям лишь раз - столкновением с Феттелем. Если в дальнейшем (возможно на других типах трасс) не произойдет улучшения результатов, то весь этот сезон "Альпин" сможет провести в тренировочном режиме, подготавливая новый болид под технический регламент-2022.

Аутсайдеры сезона оказались там, где все и ожидали их увидеть. Джордж Расселл, который из кожи вон лезет, чтобы постоянно напоминать о себе Тото Вольффу, вывел свой "Уильямс" во второй сегмент квалификации и даже смог опередить в гонке оштрафованного Феттеля. Британцы оказались ожидаемо быстрее "Хааса". Но для дальнейшего продвижения необходим будет прогресс в обновлении болида, чего по объективным причинам в этом году ожидать сложно. Про дебют новичков "Хааса" сказать нечего, да и не хочется. Судить парней за ошибки и развороты сейчас, лично у меня, желания нет. Адаптация в Формуле-1 для обоих будет сложной с учетом скорости болида в этом году. Хочется просто пожелать им терпения, ведь из этого терпения в дальнейшем куются выдающиеся карьеры (Алонсо, вышедший из "Минарди", не даст соврать).

В конце обязательно нужно отметить, что вся эта общая картина может неоднократно измениться в зависимости от типа трасс, от способности команд учиться работе с новыми шинами и т.п. обстоятельств. Тем интереснее будет всем нам наблюдать гонки в дальнейшем. Ждем Имолу!

Фото: twitter.com/f1; formula1.com