7 мин.

Альберт Саритов: «Главное - не попасть в суету»

Однажды двукратный чемпион Европы по вольной борьбе Опан Сат во время разговора обронил: “Если бы ты встретился с Альбертом Саритовым – вот вы бы повеселились”. Я, разумеется, столь занимательного парня, да ещё и одного из главных кандидатов на поездку на Олимпийские игры в Лондон весовой категории до 84 килограммов, не имел права упустить. И, надо отметить, что ожидания подтвердились, иногда даже очень неприятные и болезненные для себя моменты Альберт преподносил так, что хотелось смеяться.

“Деньги появились - начал гулять”

- Я слышал много хороших слов про Салима Нуцалханова, который тебя в детстве тренировал. Например, Бувайсар Сайтиев поспешил с постройкой школы борьбы в Хасавюрте, чтобы он начал  передавать опыт молодым специалистам. Но, по сути, про Нуцалханова знаю немногое. 

- Он находится уже в довольно почтенном возрасте, около 70 лет. Нуцалханов очень хороший тренер. Как-то на чемпионате Советского Союза пять учеников этого наставника стали победителями. У него своя программы подготовки спортсменов, которая даёт отличные результаты. У Нуцалханова я занимался с 10 до 16 лет. Затем перебрался в Красноярск.

- Почему решил переехать?

- Здесь уже был Бувайсар. И мы думали, что приезжаешь в Красноярск и сразу борцом становишься. Сейчас такая же ситуация. Когда оказываюсь дома, все ребята наперебой кричат: “Забери!”. Я говорю им: “Там тоже надо тренироваться. Просто так в борцов не превратитесь”.

- Сложно здесь приходилось?

- Конечно, домой хотелось. Всё-таки 16-летний парень… Да и поначалу скучно было, со временем привык. Когда приехал, снимали для меня квартиру полгода, потом в гостинице “Спорт” -  где только не жили. Со мной отец здесь находился. Он вначале приехал, месяц пожил и отправился назад. Затем вновь навестил. Но теперь уже надолго остался, смотрел за мной.  Не решился одного отпустить.

- В 2006 году ты победил на Голден Гран-При “Иван Ярыгин”, следующая победа случилась лишь через пять лет на чемпионате России. Почему?

- В 2005 году я выиграл молодёжное первенство России. На “мире” стал вторым. Потом практически сразу победил на “ярыгинском” и Кубке мира. Я перешёл в весовую категорию до 84 килограммов. Правда, массы немного не хватало. Вскоре  отец уехал. Я остался здесь один. Деньги появились, начал гулять… Несерьёзно относился к тренировкам. С возрастом понял, что неправильно себя вёл.

В 2008 году на России занял третье место, этот турнир, по сути, и являлся отбором на Олимпиаду. В 2009 на чемпионате страны в финале уступил Гадисову, у которого до этого выигрывал несколько раз. В следующем году из-за проблем с поясницей перед Россией тренировался только две недели. Вообще ноль был, ходить даже нормально не мог. В 2011-ом я серьёзно занимался и результат сразу же пришёл,  чемпионат страны выиграл.

Приёмы-фантомы

- Твой тренер Владимир Модосян заявил: “После первых успехов в совсем юном возрасте Альберт подхватил звёздную болезнь, сейчас он излечился, для чего понадобилось четыре года”.

- (Смеётся) Нет, такого-то не было. Никакой звёздной болезни. Просто гулял чересчур много, вот и четыре года прогулял… Только, когда взрослеешь – понимаешь, что всё это ерунда. Ничего хорошего из подобного образа жизни не случается.

- Настрой к победному чемпионату России отличался от предыдущих турниров?

- Да. Хотя в 2009 году я тоже серьёзно настраивался, но что-то не пошло. Тут я морально готовился бороться только за первое место, долго и упорно тренировался, “базу” набрал. Кстати, очень хорошо себя чувствовал по ходу турнира, практически не устал.

- В первой схватке ты встретился с Анзором Уришевым, представляющим Красноярский край, с которым вы очень хорошо друг друга знаете.

- В основном, все спортсмены имеют полное представление о своих соперниках. На сборах боремся, на различных соревнованиях. Уже знаешь, кто на что способен. Мышцы привыкают к оппоненту, тело чувствует его и моментально реагирует на движения соперника.  Тяжело бывает. Так вот, на чемпионате России в случае победы Анзора надо мной, его хотели снять с соревнований. Он бы спокойно готовился к “миру”. Но ситуация могла развернуться совсем по-другому. Я думаю, если бы Анзор выиграл у меня, получив освобождение и гарантию на поездку на чемпионат мира, а победу на России одержал бы Сослан Кцоев, то в Стамбул с большой долей вероятности отправился бы последний. И Анзор остался бы за бортом…вместе со мной (смеётся).

- Кстати, про Кцоева. Я помню вашу встречу на “ярыгинском” в 2011 году, где ты бросил его каким-то замысловатым приёмом. Что это было?

-  Потом мы много времени смотрели в записи бросок и пытались понять, что я сделал. У меня такое случается: выполню в схватке приём, потом не знаю, как он мне в голову пришёл. Пробовал бросок, с которого “улетел” Кцоев, сделать на тренировках – так постоянно только падал на спину. Я, к слову, всё перепутал в этом поединке, думал, что проигрываю. Оказывается, 0:0 было. А я подошёл к нему в высокой стойке, Кцоев меня выкинул за ковёр. Смотрю на табло – пять секунд осталось. Быстро вошёл в захват, и соперник “полетел” нормально. Повезло чуть-чуть, конечно.

В 2009 году на чемпионате России в борьбе за выход в финал я какой-то непонятный приём в поединке против Анзора выполнил. Интересно вышло. Потом меня мучили, мол, скажи, что ты сделал. Я говорю: “Не знаю. В борьбе получилось” (смеётся). 

Бувайсар не возвращается

- На чемпионате мире, где ты выиграл бронзовую медаль, исход полуфинальной схватки против азербайджанского борца Шарифа Шарифова решили судьи. Как же так вышло?

- Мы уже однажды боролись с Шарифовым - в финале на турнире в Турции, где тоже судейство внесло свою лепту. Но и я находился в плохой форме, поэтому победу соперника можно как-то объяснить. А здесь прекрасно себя чувствовал. Я только в схватке за выход финал напрягся. Но просто не дали бороться. Второй период я его столько времени держал в опасном положении… Никто из моих тренеров не выкинул челлендж, чтобы оспорить решение: этот эпизод прошёл мимо Дмитрия Георгиевича Миндиашвили, а Владимир Модосян очень азартный человек, большой фанат борьбы, буквально растворяется в каждой поединке, поэтому и он не среагировал. Схватка “заряженная” была. Азербайджанцы рассчитывали на золотую медаль Хетага Гозюмова в весовой категории до 96 килограммов. Но он проиграл. А без чемпиона, видимо, оставаться не хотелось - всё-таки они международной федерации борьбы ежегодно выделяют по шесть миллионов евро, поэтому сделали всё, чтобы им стал Шарифов. Хотя, вероятно, что он поражения Гозюмова это не зависело.

Мне, кстати, один итальянец сказал, что девочку-арбитра, судившую нашу схватку, редко пускают работать на соревнованиях у него на Родине, так как класса нет. Сейчас правила таковы, что не всегда побеждает сильнейший спортсмен. Велика роль судей: стоит немного помочь одному борцу, и результат поединка может быть уже решён. Элемент случайности всегда присутствует, ведь схватка длится всего две минуты, за которые, допустим, ты можешь заступить за ковёр, и балл дадут сопернику. Или часто всё решает жребий. Мне вообще такая борьба не нравится. 

- Когда узнал о том, что проигрываешь в этой схватке?

- Я сделал “промокашку” , после чего встали в стойку,  на табло не смотрел. А он за мной бегал, думал, что проигрывает. Я тоже был уверен, в своём преимуществе, поэтому защищался. Во втором периоде Шарифов "сдох". На третий был “готов” уже. Один мой земляк борется за Азербайджан. Так вот, ему этот Шарифов сказал, что после второго периода ничего не видел. А я пошёл, опустился на колени, отдыхаю и Модосяну говорю: “В третьем периоде сейчас всё решу”. Оглядываюсь на ковёр и вижу, как сопернику руку поднимают (смеётся). Я чуть с ума не сошёл. Потом на Владимира Гегамовича начали наезжать Мамиашвили, Гусейнов и остальные, мол, почему кубик не выбросил. Там едва до драки не дошло.

Но, может, эта ситуация к лучшему. Хотя, откровенно говоря, такой урок мне не нужен был (смеётся). Так “мир” выиграл бы. После этой схватки я вообще не хотел бороться за третье место. В спорте же нечасто предоставляется возможность выиграть чемпионат мира. А в России любое место, кроме первого, не приветствуется. Но друзья подошли: “Надо, надо!”. Вышел на ковёр и просто стоял, ничего не делал.

- Долго переживал?

- Люди думали, что я умру от горя. Но  через неделю женился.  Хотя, конечно, очень обидно. Однако я этого не показывал.

- Как относишься к возвращению Бувайсара Сайтиева, который собирается бороться в весовой категории до 84 килограммов?

- Недавно мы были на сборах, и он сказал, что не вернётся на ковёр. Поначалу хотел. Хотя может еще передумает. На сборах Бувайсар дал мне задание, подготовил программу, чтобы я работал. Указал на ошибки. Обещал, что будет контролировать меня.

- Кто основные соперники в мире?

- Тот же Шарифов, болгарин Ганев неплохой борец, да много, на самом деле. Если находиться в хорошей форме, то можно обыгрывать их. Хотя будет тяжело, конечно. Главное на крупнейших соревнованиях не попасть в суету. В противном случае можно “сгореть”. Выходишь на ковёр – кайфуешь, борешься. Делаешь всё, что можешь. Даже, если проиграл, то жизнь на этом не заканчивается. В России некоторые достойно борются, а выехав на чемпионат мира - падают, не успевают им в ноги пройти. Не все психологически готовы к таким важным стартам. Я думаю, это от духа зависит, характера. 

Материал подготовлен для сайта KrskPlus.ru.