5 мин.

Ускоримся?

В начале хотелось бы сделать несколько важных ремарок, о которых я не упомянул в предыдущей записи. 1. Говоря о своем знании подготовки профессиональных спортсменов, я имел в виду, конечно же, детско-юношеский этап. Я не знаю, какую кашу ест по утрам на сборах Малышко( нас, кстати, всегда кормили разными) и сколько километров на длительных тренировках бегает Шипулин. Если что-то о профи я могу сказать с уверенностью (стрельба, неровные выступления), то о многих вещах могу лишь догадываться. Зато про подготовку будущих звезд мирового биатлона могу трепаться долго и в красках.

2. Все, о чем я рассказываю, применимо исключительно к детско-юношескому биатлону в Москве. Я не знаю, как обстоят дела в других регионах. Возможно, там все по-другому.

А теперь к делу.

Допинг. Одна история вместо пролога:

2007 год. Мне 11 лет. Я занимаюсь биатлоном около месяца. Пришел на тренировку, не без труда надеваю лыжные ботинки. Тут на "базу" (место, где хранились и готовились наши лыжи и ролеры + раздевалки. Находилась "база" в подвале самой обычной общеобразовательной школы, отдельного помещения у нашей спортшколы не было) спускается огромный парень ростом под два метра и о чем-то говорит с моим тренером. Я уже напрочь забыл, про что был разговор, но у меня до сих пор в памяти остается одна четкая картинка: парень говорит, что ему "здоровье жалко", многозначительно бьет себя тыльной стороной ладони по вене, жмет тренеру руку и уходит.

Уже потом мне рассказали, что это был некий Ярик, самый талантливый парень за всю историю нашей спортшколы. 19 лет, победитель чемпионата России, МС, обгонявший всех и вся. Который в какой-то момент вдруг решил бросить все и уйти, аргументируя все тем, что не хочет лезть в профессиональный спорт.

***

Я впервые столкнулся с препаратом, стимулирующим работу тела, в 14. Это было на сборах, когда за 40 минут до пристрелки перед гонкой мой сосед по комнате принес две склянки с жидкостью, которые взял у старших ребят из другой спортшколы. Это была Гуарана - абсолютно никем не запрещенный и использующийся в повседневной жизни многими людьми вместо кофе энергетик. Но склянка, а так же тот загадочный взгляд, с которым сосед мне ее протягивал, вынудили меня почувствовать, что я сейчас выпью настоящий допинг. Мы оба залпом опустошили свои склянки, чувствуя примерно тоже самое, что и 10 летние школьники, впервые пробующие курить за гаражами после уроков: чувство собственной крутости и взрослости. После гонки к нам в комнату зашел тренер. Он так часто делал после соревнований на сборых: заходил ко всем в номера и по отдельности с каждым вел беседу относительно наших ошибок на дистанции/рубеже. И вот, зайдя к нам, он уже открыл рот, чтобы разразиться гневной тирадой ( Гуарана не пошла мне на пользу: я был очень быстр ходом, но из-за повышенного серцебиения не мог нормально стрелять из 10 мишеней я закрыл всего 4), как тут его взгляд упал на мусорное ведро, где лежали пустые склянки. Я мысленно хлопнул себя по лбу за невнимательность и приготовился к жуткому скандалу.

Дело в том, что мой тренер всегда был против каких-либо препаратов. Даже разрешенных. Мы(я и ребята из спортшколы, которых он тренировал) могли пить только витамины и протеин после силовых тренировок. Все остальное (даже обычные энергетики, не говоря уже о более серьезных вещах) было под строжайшим запретом. Он всегда говорил, что дойти до уровня, "где много платят и где все принимают" можно и без таблеток. Он действительно переживал за наше здоровье, черт возьми.

Но тут раз на раз не приходится. Ведь зарплата тренера спортшколы зависит, во-первых, от количества человек, участвующих в соревнованиях под его началом, а во-вторых, от успешности их выступлений. Если спортсмен стал победителем/призером значимых соревнований, то тренер получает от спортшколы весьма солидные премии. И именно поэтому многие тренера не чураются грязных приемчиков даже на таком мелком уровне, как кубки города, где ни о каких допинг-тестах речи вообще не идет. Ты можешь прямо перед стартом пить и колоть себе все, что угодно: внимания на это никто не обращает. Получается, что многих подростков с 15-16 лет приучают к тому, что употребление запрещенных препаратов- это нормально.

Тем не менее молодые спортсмены(14-19 лет) настороженно относятся к допингу. Могу с уверенностью сказать, что большинство его не принимает ни в каком в виде. Но беда в другом: чем ты старше, тем сложнее без него конкурировать, меньшинство начинает побеждать. Если в 14-16 лет все везде по-честному, то в 17-19 народ "на химии" становится обычным явлением.

Кстати, пару слов о допинг - тестах. Их проводят, начиная с первенства России. Как я уже говорил, на соревнованиях рангом ниже ничего такого нет. И тут у меня есть просто потрясающая история на эту тему:

Кубок Москвы по Биатлону, 2013 год. Торопецкая область, поселок "Врево". Все гонки отбегали. Вечер после масс-старта. Завтра на поезд и домой. Мы сидим с моим приятелем из другой спортшколы, назову его, например, Димой у него в номере. Диме тогда повезло: его заселили в одноместный. Несколькими часами ранее он выиграл у меня ходом на масс-старте двадцать секунд. Хотя позавчера на спринте проиграл ногами минуту. После финиша он долго не мог встать, изо рта у него пахло чем-то аптечным. Но я знаю, что тогда он был счастлив, так как по итогам кубка Москвы отобрался на ЧР. Я не удержался от вопроса:

-Димон, ну а там-то что(я многозначительно тычу пальцем в потолок)? Там же тесты, там же ловят. Ты же там опозоришься.

И тут Дима расхохотался. Громко так. Мне даже обидно стало. А потом похлопал меня по плечу и назвал наивным.

На Чр он занял второе место в спринте. Я тогда был четырнадцатым. Его тесты ничего не показали.

Могу ли я с точностью сказать, что на Кубке Мира едят допинг? Нет. Я всего лишь имею на руках факты, которые изложил выше.

Выводы делайте сами.

 

P.S. Текст изначально получился в два раза больше, очень многое из того, что касается меня лично, вырезал. Также не стал писать про спады у профессиональных спортсменов и вообще про спады и подъемы в карьере биатлониста, об этом в другой раз.

P.P.S. В следующем посте - много фотографий(так ведь гораздо легче читать) и позитивная атмосфера. Обещаю!