5 мин.

Предательская чернота

Привет! Перед тем, как приступить к основной теме, хочу представиться: меня зовут Артем, мне 18 лет, и еще в августе я тренировался на сборах с лучшими молодыми биталонистами Москвы. Я бывший КМС по биатлону, который минувшей осенью все-таки решил уйти из профессионального спорта и сосредоточиться на учебе в ВУЗе. В биатлон я пришел в 11 лет, и с тех пор многого добился на внутренней российской арене: многократный призер кубков Москвы, участник юниорских спартакиад и чемпионатов России.

И это все я пишу не для того, чтобы похвастаться (ну конечно), а чтобы довести до вас одну мысль: я очень хорошо разбираюсь в том, как готовят профессиональных спортсменов. Я знаю, как учат стрелять и знаю, почему у спортсменов периодически не едут лыжи. И я точно разбираюсь в биатлоне лучше, чем всеми любимый Дмитрий Губерниев. И я хочу поделиться с вами тем, что знаю. 

Итак, вдохновившись регулярными промахами Шипулина,я решил начать со стрельбы. Ростовцев и Гербулов уже не раз давали свои комментарии на эту тему (их интервью можно найти на сайте), я же хочу остановиться на этом более подробно. Итак, как в биатлоне учат стрелять, и почему профи, которые стреляют много лет, сжигая в неделю несколько тысяч(!) патронов, умудряются промахиваться?

Начну с самого начала. Когда ты начинаешь заниматься биатлоном, ты сначала учишься кататься на лыжах. Быть допущенным до стрельбы - это некое событие в жизни любого ребенка, пришедшего в биатлонную секцию.Первые несколько месяцев я (как и все остальные новички) стрелял с "упора". Что это значит? На всех стартах спортсмены стреляют с ремня: думаю, вы замечали, что они приезжают на лежку и перед тем, как начать целиться, прицепляют крючок винтовки к специальному ремню, который находится чуть выше локтя. Картинка для наглядности:

Видно, что ремень с крючком на винтовке крепится к специальному ремню на руке. Это делается для уменьшения амплитуды движения винтовки - лишняя опора.Так вот, когда ты начинаешь стрелять, ремня тебе никто не дает (прям перл, ей-богу). Винтовка кладется на какой-нибудь объемный кусок дерева, и тебя объясняют основы. У мальчика на картинке винтовка пневматическая, но суть одна и та же:

На стойке эта система не используется, так что ремень, фактически, не нужен (многие молодые спортсмены на спринте после лежки скидывают этот ремень в виду его ненужности,и эта тема достойна отдельной записи). Ах да, стрелять учат лежа. Так проще.

Я сейчас не буду касаться того, из чего именно состоит обучение стрельбе. Эта тема обширная и долгая. О техничкеской части стрельбы также в другой раз. Скажу лишь, что мне, двенадцатилетнему пацану, понадобилось полгода для того, чтобы пройти путь от стрельбы с упора до практически полного отсутствия промахов в спокойном состоянии в стрельбе стоя и лежа с ремня. Это я все к тому, что техническая часть стрельбы - это не сложно. Научиться стрелять из биатлонной винтовки - вопрос максимум года. Научиться стрелять "с пульсом" ( то есть во время гонки) - вопрос двух - трех лет(а для талантливых - полугода/года). Почему же тогда профессионалы и даже гении (вспомним Фуркада на масс-старте в Рупольдинге) допускают ошибки на рубеже?

На то есть две причины: 1. Проходишь дистанцию не в свою силу. Гонишься за лидером, куда-то несешься и всячески стараешься выжать из себя больше, чем ты можешь. Это приводит к тому, что, приезжая на рубеж, ты банально не можешь успокоить дыхание, а на стойке руки оказываются просто не в состоянии держать винтовку. Ведь одно дело, когда ты на тренировке контролируешь себя, и совсем другое - когда ты в пылу гонки забываешь обо всем. И привет, штрафные круги/минуты. Об этом Губерниев часто говорит в репортажах, тут все предельно ясно и нет никаких подводных камней. Если ты спортсмен второго эшелона и пытаешься весь круг держаться за Фуркадом, не отставать и совершенно не распределяешь силы, то на следующем рубеже жди беды. Энергии просто не хватает. В общем, это вопрос физической перегрузки. И даже профессионалы ( особенно в контактных гонках) нередко начинают гнаться за лидером и просто-напросто перестают следить за своим пульсом и силами.

2. Психология. Куда более интересная причина, на которой я и хочу заострить внимание. Тренер мне всегда говорил, что подавляющее большинство промахов - психология. Привожу простой пример из личного опыта. Ты гонишься за лидером, между вами секунд 20 (1 штрафной круг). Ты подъезжаешь к своему коврику на последний рубеж и краем глаза видишь, что у лидера два промаха. Вот она, победа! Ты закрыл молниеносно 4 мишени, а на последнюю даже не смотришь. Ты уже уверен в том, что попадешь и думаешь вовсе не о том, как технически правильно все надо сделать и в пятый раз, а о том, как ты сейчас будешь догонять лидера. В итоге ты практически бездумно жмешь на спусковой крючок и смотришь в диоптр, как мишень будет сейчас закрываться. Конечно же, она остается предательски черной. Это лишь один из многочисленных примеров. С первым выстрелом примерно то же самое: приехал, лег, не успел отдышаться и настроиться, кажется, что все технически сделал правильно, скорее жмешь на спусковой крючок и... промахиваешься. В это непросто поверить, но с психологической точки зрения объясняется совершенно любой промах. И чаще всего причина именно в психологии.

В конце пару слов о нервах. Прежде всего, нужно четко отделять нервы от психологии. "Психологические" промахи связаны с азартом, недостаточной концентрацией, но никак ни с нервами. О волнении на рубеже думать некогда. И на мой взгляд, стальные нервы - это именно то, что профессионал должен иметь в неограниченном количестве. У меня никогда не было проблем с нервами, на рубеже я не переживал в принципе. И, если честно, я просто не могу рассказать об этом подробно в виду полного отсутствия этих проблем в своей жизни. И я искренне не понимаю, как Гараничев, участник кубка мира, может чего-то там бояться, нервничать, приседать на стойке(для меня это просто нонсенс). Так что я точно также теряюсь в догадках, как и вы.

На этом пока все, спасибо за внимание. Хотелось бы услышать ваши пожелания о том, что изменить/добавить и о том, про что рассказать в следующий раз.