6 мин.

Через тернии в сотню: путь наверх австралийского Надаля

 

Успех Джейсона Кублера в этом сезоне не просто долгожданное достижение в карьере, а вполне ощутим на вкус, запах и цвет. Спортсмен, который столкнулся с финансовыми трудностями и жил буквально на копейки, теперь может себе позволить гораздо больше. Австралиец дерзко ворвался в топ-100 в августе этого года, пройдя квалификацию Уимблдона и обыграв 19 ракетку мира Роберто Баутиста Агута на US Open.

.

Джейсон родился в Брисбене 19 мая 1993 года в семье Джона и Лин Кублер. В теннис в возрасте 5 лет его привел отец. К сожалению, Джон Кублер не увидел успехи сына: он умер от рака летом 2001 года. Первые серьёзные победы пришли к Джейсону в 2009 году, когда он выдал фантастическую серию из 6 выигранных юниорских турниров подряд, среди которых юниорский Кубок Дэвиса и юниорский чемпионат мира. До него всего один человек смог в одном сезоне выиграть эти два турнира: в 2002 подобным достижением отметился Рафа Надаль.

В Австралии сразу заметили талантливого юниора. Теннисная федерация решила развивать способности парня и в качестве тренера пригласила ему испанца Феликса Мантилью (экс-десятая ракетка мира). Мантилья восхищался талантом ученика и называл его "праворукой версией Рафы Надаля". Стиль Джейсона идеально подходил для игры на грунте, что было совершенно нетипичным для австралийцев. 

 В начале 2010 года Кублеру выдали wild card в квалификации турниров ATP в Брисбене и Сиднее и в основную сетку Australian Open.  Также планировалось, что Джейсон сыграет на серии австралийских челленджеров, но после первого турнира от этой идеи пришлось отказаться: у теннисиста заболело колено. 

 

Через два месяца после травмы Кублер сыграл серию фьючерсов на грунте и впервые вышел в финал взрослого турнира. А в мае 2010 года он стал первой ракеткой мира по юниорам. Работа с Мантильей давала свои плоды и во взрослом рейтинге. До конца года Джейсон сыграл ещё несколько фьючерсов и поднялся на 535 место.

Федерация планировала выдать теннисисту wild card на хардовые турниры в начале сезона, но тренировки на харде привели к ещё одной травме колена и операции. В 2011 Кублер вернулся на корт только весной, да и то ненадолго. Основную массу матчей он сыграл уже во второй половине сезона и только на грунтовых кортах. Стало понятно, что стиль Джейсона, так похожий на стиль Надаля, привёл к похожим проблемам с коленями. 

После перенесённых операций Кублер боялся играть на харде. Любой выход на это покрытие сразу же доставлял ему дискомфорт. За 4 сезона с 2011 по 2014 год он сыграл 228 матчей, всего 3 из них были сыграны не на грунте, а на траве. Свой первый титул на фьючерсе австралиец выиграл в 2012 году, а 2014-й выдался для него на редкость успешным: 3 победы на фьючерсах, титул на челленджере в Сибиу и финал челленджера в Лиме. Как итог - место в топ-150 рейтинга АТP. Это был первый год, когда казалось, что колено больше не беспокоит, до этого три года подряд Джейсон прерывал сезон весной или летом и делал мини-операции, выпадая на 2-4 месяца из тура.

Сезон-2015 Кублер встречал полный надежд. Впервые рейтинг позволял ему играть квалификации турниров ATP и Большого Шлема. На турниры в Австралии он не рискнул поехать. Поиграв в Новом Свете, весной он приехал в Европу, где сыграл на Ролан Гарросе и Уимблдоне, а потом все же решил попытать счастье на US Open. Но решение оказалось не верным. Поражение от Факундо Багниса не так расстроило Джейсона как очередная травма колена. И снова вынужденная операция. Кублер выйдет на корт уже в начале 2016, сыграет несколько турниров, но в марте будет вынужден в очередной раз сняться с матча, чтобы перенести свою шестую операцию, и выпадет из тенниса на целый год.

1 января 2017 года Джейсон Кублер встречал за пределами первой тысячи рейтинга ATP и с совершенно туманными перспективами. 

Несмотря на то что весной 2017 года он сыграл несколько турниров в Австралии и Европе,  летом его карьера пришла в низшую точку. В какой-то момент на его счёте оставалось всего 14 центов из более, чем 170 000 долларов, заработанных за 7 лет карьеры. Единственным выходом в тот момент оказалось снова поселиться в доме матери - Лин во всем поддерживала сына.

"Я несколько недель сидел в Брисбене, у меня не было денег даже на продукты, и это был шок. Я понял, что должен что-то с этим делать". Кублер начал подрабатывать тренером. Но его доходы оставались более чем скромными — заказать блюдо из тунца он считал роскошью.

Свою карьеру Джейсону удалось перезапустить в октябре прошлого года. Ему предложили сыграть на фьючерсах в Тувумбе и Кэйрнсе. И на обоих турнирах австралиец дошёл до финалов. Джейсон рассказывает, что на турнир в Тувумбе он каждый день ездил на машине из Брисбена, тратя на поездки по 4 часа в день, просто потому что это было дешевле, чем остановиться в гостинице.

 После двух фьючерсов Джейсон попал на челленджер в Траралгоне, который неожиданно для самого себя выиграл, пройдя квалификацию, а в финале отыграв матчбол у Алекса Болта.

Но самое главное было то, что колено больше не беспокоило на харде. 

Расхожая фраза про то "что не убивает, делает нас сильнее" как нельзя лучше подходит к ситуации австралийца. За то время, когда австралиец не мог играть и даже толком тренироваться из-за отсутствия финансов, его колени пришли в относительный порядок. За последний год Кублер сыграл больше десятка турниров на харде, выиграл 3 челленджера и вошёл в сотню лучших теннисистов мира.Уроженец Брисбена в этом году заработал $380,487 призовых - сумму, которая более чем в два раза превышает всё заработанное им за 8 лет профессиональной карьеры, омрачённой 6 операциями. 

«Неожиданно, но моё возвращение в тур прошло довольно гладко. Даже не верится, что год назад я еле сводил концы с концами и не был уверен, что хочу продолжать играть в теннис. С тех пор прошла целая жизнь».

 «Сейчас всё по-другому, я испытываю меньше давления. Если я хорошо пройду 2 следующих турнира, то сохраню своё примерное место в рейтинге (№91) и напрямую попаду в основную сетку Australian Open».

«Мои доходы существенно выросли, но я хочу зарабатывать больше, чтобы обеспечить себе и моей семье уверенное будущее и не думать о деньгах. В душе я до сих пор остаюсь тем парнем, который радуется каждому сэкономленному доллару или выгодной покупке.  Я бы хотел отдавать все свои деньги маме, но мне нужно оплачивать поездки и услуги налогового консультанта».  Джейсон - реалист , он понимает, что из-за травм вряд ли сможет оставаться в туре до возраста Федерера или хотя бы Надаля, поэтому ставит целью доиграть до 30 лет и создать финансовый задел для послетеннисной жизни.

Пытаемся делать хороший новостной канал о теннисе: https://t.me/hotshotnews