8 мин.

Тенденция однако. Почему в Казани не ходят на хоккей

Ситуация с гостевым фан-сектором вполне вписывается в общую тенденцию. Фото: официальный сайт «Ак Барса».

Цифры и  факты

«Ак Барс» стал худшим по посещаемости клубом КХЛ (4954 в среднем на матче), который когда-либо выигрывал чемпионат России, а по проценту наполняемости арены (56%) и  вовсе занял предпоследнее место, уступив лишь одной из худших  команд  лиги – московскому  «Спартаку» (55%). В Казани за 12 матчей был всего один аншлаг, на встрече с «Салаватом Юлаевым» 7 октября, а самыми посещаемыми оказались матчи против команд, которые решили пригласить к себе в состав звезд НХЛ. Публика приходила на Малкина, Дацюка и Брызгалова.

К слову, «Нефтехимик» напротив, в таком же количестве матчей лишь в двух встречах не смог набрать полной арены. Кто-то скажет, мол, в Нижнекамске арена меньше, но в соотношении «население города – вместимость арены» (250 тысяч/5,5 тысяч – Нижнекамск и 1,3 млн/7,4 тысячи – Казани) даже без вычислительных операций можно понять, что счет не в пользу столицы республики.

С болельщиками нужно работать

«Ак Барс» долгое время был единственным большим клубом в столице республики, любимое дитя проекта «Казань – спортивная столица России». Первый чемпион, первые звезды, первые круглые суммы в контрактах игроков. Хоккейный клуб был пионер во всем. Уже после «Ак Барса» появился УНИКС, заблистал «Рубин», стал главным волейбольным клубом страны «Зенит» и так далее по списку коллективов в плеяде чемпионов из Казани. Билеты в «Спорт сарае» на мало-мальски интересные матчи было не достать.

По рассказам, однажды болельщики в очереди за квитками даже выломали стеклянную дверь в кассе. С тех пор прошло много лет, поменялся спонсор, команда трижды завоевала медали и переехала в новый дворец спорта. Но на хоккей больше ходить не стали, как было около 4 тысяч человек в среднем на регулярке так и осталось, да еще и конкуренты выросли. И самое главное – изменилась ментальность казанской публики, раньше она сама искала зрелище, а теперь зрелище должно искать ее. Вот этой рокировки в хоккейном клубе «Ак Барс» не заметили или не хотят замечать.

С болельщиком нужно работать и даже бороться за него, а слова, что  публика в Казани перекормлена спортивными зрелищами – это подпись под собственной некомпетентностью и бессилием. Интересно, что сделали бы фанаты и руководители одного из самых богатых клубов НХЛ «Нью-Йорк Рейнджерс» с сотрудником, который бы заявил такое? Билеты на хоккей на вес золота, хотя «Рейнджерс» уже давно ничего не выигрывают.

Для справки, в Нью-Йорке две команды НХЛ, два клуба НБА, два коллектива НФЛ (американский футбол), бейсбольная команда («Янкис») Клуб МЛС (футбол) и сумасшедший выбор всякого рода культурных мероприятий. Притом, что США не самая хоккейная страна, игре с шайбой до популярности бейсбола и американского футбола в Штатах еще очень далеко.

Коммерция не нужна

Все в Казани прекрасно знают, что «Ак Барс», говоря на сленге болельщиков, «катает вату» в регулярном чемпионате и начинает показывать настоящую игру лишь в плей-офф. Однако градации и разделения, и более-менее гибкой билетной программы для гладкого чемпионата в клубе нет. Разница лишь в том, что на плей-офф и без того недешевые билеты станут еще дороже. И первых аншлагов придется ждать не раньше последних матчей полуфинала конференции. Итого, при лучшем раскладе, если команда дойдет до финала и сыграет во всех сериях по 7 матчей и, причем будет иметь преимущество своего льда получится  не более 10 встреч при полных трибунах.

«В клубе боятся зарабатывать деньги, –считает маркетолог Рустам Сабиров.–Об этом много писали и говорили, что в России сделать хоккей самоокупаемым невозможно, такие команды, как «Ак Барс» и подавно – бюджет отличный, перебоев с финансированием нет, вот и зачем зарабатывать рубль, если в будущем году тебе бюджет дадут на этот самый рубль меньше, мол, заработали же. Лучше делать свою копейку, и ту по инерции, и ничего не менять, а лишь создавать бурную видимость». По словам Рустама, большое количество болельщиков само по себе привлечет дополнительные доходы не только с продажи билетов, но и с торговли клубной атрибутикой, едой, ростом интереса, а значит и повышение стоимости рекламных пакетов и так далее.

Что делает «Ак Барс» чтобы привлечь на трибуны людей? Банальные рекламные ролики, немного афиш и непонятное реалити-шоу? Клубное телевидение вызывает смех, не из-за юмора авторов, а своим качеством.  «Даже выдумывать ничего не нужно, просто посмотреть, как делают коллеги, добавить колорита и все, люди будут довольны, – негодует Рустам. – Минск и Рига торгуют едой и напитками под своими марками, Омск называет заправки именами игроков. Питер снимает классные ролики, а что говорить о клубах НХЛ. Пожалуйста, все готово!».

Все западные клубы активно работают в сети, используя интернет по полной, начиная от продажи электронных билетов и заканчивая видеообращениями игроков и тренеров. В «Ак Барсе» же работа в интернете ограничивается собственным сайтом. Twitter, Facebook, ВКонтакте?– нет, не слышали… У «Ак Барс» в этих самых популярных и простых социальных сетях нет официальных аккаунтов. Занавес.

Плохой сервис – пустые трибуны

«Ак Барс» испортили в «детстве», избаловали и что самое опасное, не научили самостоятельно на уровне руководства, на местах признавать свои ошибки, как на льду, так и вне его. Вспомнить хотя бы историю с назначением и отставкой Крикунова, когда вопрос об увольнении наставника  был решен в Альметьевске в одностороннем порядке, в то время, как дирекция была готова продолжить работу со специалистом.

Обычные болельщики чаще всего недовольны самыми элементарными вещами. Высокие цены на билеты, которые не выдерживают конкуренции -стоит отметить, что трибуны, на которые билет стоит 200 рублей, практически всегда заполнены, пустота на более дорогих местах. Качество сервиса и продукции буфета вызывает массу нареканий, проблемы с парковкой и транспортом.

«Волейболисты» во время матчей своей команды бесплатно возят болельщиков до метро, – говорит болельщик «Ак Барса» Дмитрий. – Неужели хоккейный клуб не в состоянии договориться с транспортниками и сделать нечто подобное, пусть даже не бесплатно, а за искомые 18 рублей. Матчи заканчиваются поздно, и уехать на общественном транспорте невозможно, а машину оставить негде. Вот я и не хожу на хоккей, дома смотрю».

Отчасти в том, что клуб назначает высокие цены на билеты, виноват и маркетинговый отдел лиги. КХЛ забирает огромную долю рекламных площадей себе и запрещает клубам заключать контракты с автомобильными марками, страховыми и сотовыми компаниями, то есть с самыми крупными рекламодателями. Об этом говорят уже на уровне руководства таких клубов, как «Динамо» Москва, «Динамо» Минск, «Торпедо» Нижний Новгород и «Динамо» Рига,  но это мы знаем. А в «Ак Барсе» молчат, и все непопулярные инициативы никак не закреплены информационной поддержкой.

В клубе помимо ответа «В Казани объелись зрелищем» есть еще одна отговорка из разряда ТОП «Низкая посещаемость – это общая тенденция в КХЛ». Очевидно Минску, Риге и Питеру про эту тенденция забыли рассказать. 

Фанаты готовы бастовать

Недовольна отношением клуба к маркетингу и коммуникациям самая активная часть хоккейных болельщиков. Алексей (имя изменено – прим. авт.)  фанат «Ак Барса» рассказывает о том, что между клубом и фанатами зреет конфликт.  «В нынешнем сезоне клуб организовал лишь один выезд фанатов (!) на товарищескую игру в Альметьевск, – рассказывает Алексей. – Ребята пытаются сделать коммерческие выезды  самостоятельно, но по 10 тысяч за поездку не все могут заплатить, а еще в клубе просят покупать абонементы на фан-сектор, это нонсенс для всей России.

Люди теперь говорят, что будут поддерживать «заряды» лишь по настроению, ведь они самостоятельно купили билет и вправе выбирать, что им делать».  Алексей приводит факты, которые на его взгляд, лучшим образом говорят о положении дел в части внешних коммуникаций. Команда не провела встречи с болельщиками перед сезоном, где можно было бы спокойной поговорить и рассказать о проблемах, не было подобной встречи и для журналистов, состоялось лишь представление новичков в лучших традициях 90-х, никакого шоу.

Отметка в 1 000 очков Морозова не прошла не замеченной лишь благодаря журналистам, а не работникам клуба, так, например, никто и не подумал поздравить Зарипова с 200 очком в КХЛ и 100 шайбой в лиге. Сложно представить, что такое могли бы пропустить в НХЛ, где пиарщики и маркетологи только ищут повод, дабы чего-нибудь отметить и приурочить какую-нибудь к этому событию акцию.

Очевидно, спонсоры и патроны клуба не знают о том, на каком низком уровне находится работа с болельщиками в клубе, на бумаге ведь работа идет, есть Астериксы и Обеликсы вместе с зебрами и львами в качестве аниматоров на трибунах, автограф-сессии и аукционы... Однако, даже просто взглянув на трибуны, все становится ясно – что-то нужно делать! Реалити-шоу – не предлагать!