4 мин.

Нельзя просто так взять и объединиться

Хотя бы потому, что это не авада кедавра. Само по себе объединение чемпионатов не сделает сверхэффективным то, что раньше не работало. В частности, оно не увеличит в десятки раз телевизионные поступления. Привлекательнее продукт сделает? Пожалуй, да – за счет замещения условных «Анжи» с «Томью» Киевом и Донецком – но это не вытянет из карманов нынешних и бывших соотечественников суммы, сопоставимые с тратами англичан на АПЛ, итальянцев на Серию А или даже голландцев на их Эре. Тем же соотечественникам одна контора вот уже второе десятилетие продает все лучшие футболы – и как-то за это время негусто наросло.

Но, вообще, объединение – затея небессмысленная. Если отбросить веру в доброго царя, билеты МММ и моментальное похудение, если не обзывать раздербанивание скатившегося откуда-то сверху миллиарда финансовым фэйр-плей, то какие-то плюсы из этого извлечь совершенно точно можно было бы. Просто его следовало бы осуществлять в комплексе с другими эффективными мерами – чтобы, условно говоря, клубы вместо сегодняшних 20 миллионов могли бы честно зарабатывать 25, с дальнейшим стабильным ростом.

Вот только этот самый стабильный рост в российских экономических реалиях не позволяет скупать Халков-Витселей #прямосейчас. Поэтому никто его во главу угла не поставит, а скупка Халков-Витселей будет вестись в рамках совсем другой игры.

«Россия встает с колен» – так эта игра называется. Внешний ее смысл заключается в том, что на всех уровнях замучиваются «жизненно необходимые» проекты по максимальному ценнику, внутренний – сводится к тому, что государство создало шабашку для своих менеджеров, легальную лазейку для их природной алчности. Чтобы ехать, таки нужно обильно подмазывать.

Есть поводы, значимость которых в раздувании не нуждается: Олимпиада, чемпионат мира по футболу. Но на всех таких поводов не хватает, потому приходится работать над мнением плебса простого народа, ради которого, конечно же, все и делается. Жизнь заставит – и не таким соловьем зальешься. Так в бюджетах компаний и регионов прописываются игроки на многие миллионы, стадионы с выдвижными полями, объединение чемпионатов и прочие достижения передовой менеджерской мысли.

Что до конкретной инициативы по объединению, то тут напрашивается сравнение с великовозрастными оболтусами: выросли, вымахали, уже и годы в институте на шее просижены, а расставаться с иждивенчеством острая неохота – придумать бы, как продлить удовольствие.

И ведь придумали же. Давай, говорит оболтус, поженимся – твои дадут миллион на свадьбу, мои дадут миллион на свадьбу, гости притащат подарков еще на миллион, тратим полтора, на остальное отрываемся. Ясен пень, любовь и взаимопонимание к этому маленькому коммерческому предприятию прикладывать вовсе необязательно: я твой друг, и ты мой друг – мы друг друга дрюк-дрюк-дрюк. Некоторые старики, правда, искренне будут радоваться за молодых.

В циничное время живем, господа.

* * *

Впрочем, соединяться можно и не по аморальным основаниям. Да, можно – именно так. Так, что строгому Платини нечем будет возразить. Для такого союза, к слову, необязательно ставить подписи, а потом перетаскивать мебель, вещи и назойливых родственников – то бишь, сводить «Аланию» с «Говерлой» и устраивать мешанину из европутевок.

Все не так глобально. До зимней паузы – а она у нас почти трехмесячная – можно играть один турнир. По весне часть его перетечет в другой. Страны в итоге останутся при своих еврокубковых раскладах.

Как это сделать? Взять пять лучших команд с одной стороны и пять лучших с другой, больше вроде и не надо. Те, кто не попал в великолепную десятку, образуют десятки попроще. Итого при круговом розыгрыше на осенней стадии получается 18 матчей у каждой команды – что в Объединенной лиге, что в высшей (назовем ее так). Затем весной делегаты возвращаются на родные просторы и играют матчи уже с Top-5 высшей лиги. Следовательно, весенняя стадия включает в себя еще по 10 матчей для каждой из команд.

Что мы с этого имеем? 28 матчей вместо 30. 15 ведущих российских клубов вместо 16. Ясность в распределении еврокубковых мест. Аутсайдеры не влияют на турнирные расклады – они бьются за место под солнцем с пятеркой из первого дивизиона. Более высокий уровень турнира.

Другой вопрос: как сделать так, чтобы у российских клубов была мотивация в играх с украинскими? Ведь если результаты игр с ними не идут в зачет российского первенства, получится, по сути, серия «товарняков». Стало быть, нужно ввести какое-то другое влияние. Мой вариант – бонусные очки, начисляемые в зависимости от занятого осенью места. К примеру: за места с первого по пятое в Объединенной лиге начисляется от одного до пяти очков (за первое – 5, за второе – 4, и т.д.), за первое место в высшей лиге – 2 очка, за второе – 1.

Сложно? Разве что с непривычки.

Разумеется, кто-то будет печатать «истинные таблицы», без учета бонусов. Кому-то будет обидно. Что ж, спишем это на жертвы, которые требует любая красота. Правда ведь красиво, да?