4 мин.

«Спартаку» поможет Роман Широков

Через несколько часов Рауль Рианчо опять сморозит чего-нибудь ядрененького. Что уж тут поделаешь - не краснобай человек, при всей его словоохотливости, совсем не краснобай. Брякнет в запале, выйдет недипломатично - и только из-за этого (в сути-то, если приложить определённые усилия, его можно понять) трибуны скандируют, что он пес.

Конечно, при его приглашении обсуждалась вероятность исполнения обязанностей главного тренера. Ещё бы руководство не ставило такой вопрос. Ведь какая кредитная история имелась у тогда еще действующего главного тренера? Невыход из группы Лиги чемпионов / проигрыш в Лиге Европы не самому сильному сопернику / невыигрыш Кубка России (и кому, кому слили?!) / потеря прямой лигочемпионской путёвки (опять-таки, кому слили?!). Далее были: непопадание в Лигу чемпионов / неудачный старт в Лиге Европы / невыразительная игра в чемпионате. И во всем этом имели место отдельно взятые провальные матчи - которые, будем честны, во второй сезон Карреры перестали быть редкостью.

Однако, хотя решительные меры в отношении итальянца напрашивались, лично я считаю, что руководство Спартака перегнуло палку с его увольнением. При этом оно: а) не учло последствий; б) не подготовило план В и план С; в) оказалось совершенно не готово в плане информационной политики. Но, повторюсь, у него были свои резоны. И я попробую тут эти резоны сформулировать.

Я, конечно, не тренер - потому моё представление о работе Карреры может быть глубоко ошибочным. И всё же, поделюсь им.

Поехали. Сезон 16-17, чемпионский. В центре действует связка Фернандо - Глушаков - Зобнин: быстрая и надёжная доставка мяча к штрафной соперника, налаженная атака вторым темпом, нормальное (главным образом за счёт цепкости и работоспособности Зобнина) сдерживание чужих атак. В продвижении мяча также ударно действуют фланги: Комбаров и Ещенко. У игроков группы атаки есть и поддержка, и пространство - оттого и множество красивых комбинаций с красивыми ударами. Сильно смотрятся Ананидзе с Поповым. Последнего, впрочем, зачастую подводит то ли плохое видение поля, то ли плохая оценка ситуации - губит много перспективных атак.

Сезон 17-18. В атаке Спартак выглядит ещё лучше, чем в чемпионском сезоне. Но. В центре поля нет Зобнина. Без него команде не хватает крепости в противодействии чужим атакам. Особенно когда ближе к концу матча подсаживается Фернандо и теряет концентрацию Глушаков - как раз тогда, когда сопернику нечего терять, и он начинает переть буром. В опорной зоне Спартака на этот случай нет "злой собаки".

Проблемы с концентрацией очевидны и у защитников. Дело в том, что это игроки Спартака, а не, скажем, Баварии. Поэтому они играют в РФПЛ, за несколько завышенные по их классу деньги. Всеми демонизируемый Комбаров, например, до сих пор один из лучших левых крайков чемпионата. Но у него есть недостаток - отсутствие рефлексов защитника. Его, случаются, накручивают и подлавливают. Это не такая уж и беда, когда есть подстраховка. Периодически в подстраховке нуждаются и Кутепов с Боккетти. Отсюда вывод: надёжности в обороне и центре сильно поспособствовало бы наличие третьего центрального защитника. И ведь играл так Спартак, вполне успешно. Почему же Каррера отказался от этого? Потому что при таких делах, мол, неуютно чувствовал себя Промес - главная звезда команды.

Сезон 18-19. Промес ушёл. Наигранная летом под него схема 4-3-3 осталась. Крайние нападающие - явно не прорывного свойства; ВСЕ игроки, участвующие в атаке, действуют под прессингом; слабости игроков защиты соблазнительно вылезли наружу. При этом соперники спокойно дают выходить на ударную позицию совершенно безз... безударному Зобнину - и тот полностью оправдывает их ожидания.

Но матчи тихой сапой выигрываются, присутствует даже какая-то безз... беззаботность: в играх активно задействуется молодёжь - тренер, который боится отставки, с этим бы точно был осторожнее.

Тем не менее, она случилась, отставка. И сейчас команду страшно трясёт. Первый матч в Глазго наглядно показал: команда в нокдауне - количество невынужденных потерь мяча просто-таки зашкаливало. А если сопоставить нынешнюю ситуацию с вроде бы уже подзабытой (естественно, после чемпионства-то) - получится картина совсем уж безрадостная.

Спартак с сезона 13-14, второй его части - пробитая команда. Что это значит? Так говорят про боксёров, которые получали слишком много и/или слишком тяжело. Пробитый боксёр валится после ударов, которые раньше бы сдержал, а то и вовсе не заметил. Более того, он зажат психологически, он зациклен на том, чтобы не пропустить - и оттого пропускает. Снова и снова.

После победы в чемпионате стало казаться, что история этого Спартака - история младшего Кличко, который после Сандерса и Брюстера никому больше не позволил приложиться к своему стеклянному подбородку. Увы, увы...

И более всего обидно от того, что добивают пробитого свои же - так называемые болельщики. Им, как собаке кость, подкинули объекты ненависти - вот они в них с упоением и вцепились.  Что в такой ситуации остаётся делать игрокам Спартака - нынешним и будущим? Ответ будет рациональным и циничным - слать таких болельщиков на три буквы. Текущая затяжная истерика может дать такой "иммунитет". Теперь, раз уж она случилась такая, можно уже не бояться её допустить. Можно не зажиматься в тревожных, переходящих в панические, ожиданиях. Просто, методично делать свою работу. А эти... Эти могут дома сидеть.