5 мин.

Гарантийные человечки

Дела у сборной, кажется, идут замечательно. А тренер из нее все равно уходит. Зачем, почему? Ведь по очевидной логике есть возможность продолжить восхождение и закрепиться где-то на высших ступенях… Дик Адвокат – хитрый, побитый жизнью лис. Он-то точно знает: если этой сборной и суждено достигнуть своего максимума, то не позже грядущего Евро. И ссылки на чиновничьи проволочки и этические моменты были лишь охотным использованием предоставившегося повода. Надо сваливать, пока не громыхнуло… а громыхнет обязательно, если продолжать гнуть ту же линию… главное, чтобы это случилось не при нем – такой представляется логика действий голландского специалиста.

В любом игровом виде то и дело происходит следующая рядовая ситуация: команда под руководством того или иного тренера выдает игру, бывает, даже на заглядение, а то и на какой-нибудь трофей – а потом вдруг перестает играть. Как бы ни с того, ни с сего – напрочь и без всякой надежды. И вроде игроки те же, в приличных кондициях, не зажиревшие – какое этому можно найти объяснение? Остается лишь сетовать на то, что «игроки не выполнили установку», «судья сломал игру», «команда проводила пятый матч за две недели» и т.п.

Когда в том году «Локомотив» объявил о подписании контракта с Коусейру, а на Sports.ru появилось его досье, первое, что бросилось в глаза при его изучении: португалец каждый раз начинал за здравие и заканчивал довольно быстро. В общем-то, и в России с ним произошло то, чего можно было ожидать с довольно высокой вероятностью. Тренер Адвокат – из такого же теста, разве что поднимающегося более основательно.

Успехи недавно заступившего тренера замешаны главным образом на его базовой квалификации. Постановка нового игрового рисунка – это почти всегда встряска для коллектива. Возникает какое-то бурление-шевеление – появляется какой-то прогресс или хотя бы его видимость. Случается, команда после смены наставника одерживает пару-другую побед. Точно так же, случается, если коуч приучен ставить игру, команда выдает сезон-другой в жилу – порой даже с блеском.

А потом… А потом начинает главенствовать простое житейское «от добра добра не ищут». Это такая общая житейская ситуация, связанная с консервативным взглядом на вещи. Сам такой подход прежде всего говорит об ограниченности возможностей. Относительно тренера это означает, что его арсенал представляет собой дискретный набор наигранных сочетаний.

Кадровая политика Адвоката свидетельствует об этом более чем явно. Аршавин был обречен вызываться в сборную Адвоката в любом состоянии, потому что он вписан в большинство имеющихся схем. Погребняк с Павлюченко – тоже. Причем едва ли не ключевое преимущество их задействования – то, что они взаимозаменяемы. Забарахлил модуль Паша – можно изъять его из игрового построения и включить в него модуль Рому.

А вот с Дзюбой – другая история. Третий клон из него вышел так себе. Под Дзюбу, по идее, надо было выстраивать нечто отдельное – а это слишком большая роскошь для не самого ценного дебютанта. Вот то ли дело Комбаров, который в «Спартаке» левым защитником становится, когда того не играет Макеев – его можно оставить, потому как он функционально схож с Жирковым (конкретно на левом фланге обороны предпочтительнее Дмитрия смотрелся бы и армеец Щенников). Почему вместо выпавшего Шишкина был вызван Набабкин? Потому что может в меру способностей мимикрировать под Анюкова.

Что там Дзюба? Странный игрок, нетипичный. С его-то габаритами играющий в какой угодно манере, только не в силовой. Он не хиляк, конечно же – но вот нет в нем той взрывной энергии, что выделяет классных ударных форвардов. Перевисеть, смять, занести вместе с соперником – не его. Он умел, обучен – но не таран, не столб и не киллер. Уровень такого Дзюбы – «Томь» или, скажем, «Крылья». Однако с прошлого года в его игре стали усиленно проявляться три отличительные особенности. Он вдруг сделался неутомимым трудягой – накрутить 10-11 километров за игру сделалось для него нормой. И не просто беготней заниматься – а на манер северного оленя самостоятельно добывать себе корм. Еще он, не будучи прирожденным плеймейкером, обнаружил умение сделать в нужный момент тонкую передачу. Но самое главное – на него, случается, снисходит. В этом порыве вдохновения все преграды делаются ему нипочем – так и залетали мячи в ворота «Тоттенхэма», «Порту», «Зенита», «ЦСКА»…

Адвокат не оперирует такими категориями, как вдохновение и озарение. Ему в самом деле лучше было не брать Дзюбу – сделать что-либо с ним он попросту бы не успел: ни по болванке обтесать, ни что-то специально под него наработать. Кому-то – большее пространство для маневра, а кому-то – лишние хлопоты. Если его предшественник мог по ходу пьесы перейти на игру с одним защитником и извлечь из этого дивиденды, то Адвокат на такое не пойдет никогда. Реагировать живо по ситуации – не его конек. Он всего лишь осуществит переход на следующий отработанный вариант. Если не будет получаться – переберет все и начнет заново. Он не композитор – он механик. Или, скажем, юрисконсульт.

В чем ключевой изъян такого подхода? Соперник может досконально изучить игровую манеру и найти противоядие для каждого сценария. А может, просто время накажет за попытку его остановить. Зепп Пионтек на Евро-84 привез блестящую сборную Дании – на Евро-88 датчане были признаны «слишком старыми». Если команде не хватает живости, то ни физической формой, ни автоматизмом выполнения установок, ни мотивацией это уже не выправить. Потому умеющие держаться на своем посту тренеры и вынуждены действовать на упреждение – «резать мясо».

Сборная России по осени производила впечатление надежно функционирующей, как СССР при Брежневе. В этом году ни одного матча сборной я пока не видел, но, судя по результатам, гарантия качества к ней все еще прилагается. Тем не менее, срок годности может истечь в любой момент: прилетит вертолет и заберет гарантийных человечков, а на месте останется «шкатулка с секретом». На всякий случай, Адвокат заранее трудоустроился.

В один дождливый питерский вечер он совершал круг почета по стадиону, большая часть баннеров на котором была посвящена другому человеку. «Зенит» только что вылетел из еврокубков, не сумев дожать не по чину прыткий «Насиональ». Адвокат ехал на автомобиле по беговой дорожке и видел печальное дело рук своих. Пусть поражение случилось уже с и. о. – оно было именно его, Дика Адвоката, поражением.

Сборная России благодаря аварийной замене Березуцкого на Шаронова оказалась самой возрастной на Евро. Но даже с этой условностью она – очень, очень старая сборная. Всяк волен по-своему видеть ситуацию – лично меня не удивит, если сборная России займет последнее место в группе.