3 мин.

Слуцкий и Гольфстрим

Не могу, подобно Михаилу Борзыкину (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/evroobzor/194365.html), сказать, что я безумно рад за Леонида Слуцкого, ибо прибить в себе болельщика мне до сей поры не удалось (да и нужно ли?), но тема для разговора тут есть. А именно вот какая.

ЦСКА, вне всякого сомнения, является лучшей командой последнего десятилетия. Три чемпионства, шесть кубков России и один уефашный – незаурядный успех.  

ЦСКА – пожалуй, единственный клуб в России (во всяком случае, из разряда «топ»), чей менеджмент реально, а не показушно работает на стратегическую перспективу, имея некий генеральный план и последовательно его реализуя.  

Пожалуй, самым очевидным подтверждением приведенного выше тезиса является то, что игровой «костяк» команды, выигравшей Кубок УЕФА, сохранен и по сей день: Акинфеев, Березуцкие, Игнашевич, Вагнер, Алдонин, Рахимич.Более того, принципиально важно то, что этот становой хребет команды состоит преимущественно из: а) игроков так или иначе задействованных в обороне, б) русских игроков.  

Этим убивается сразу несколько зайцев: обеспечивается стабильность обороны (а именно здесь стабильность важнее всего), устраняются всякие проблемы с лимитом на легионеров, обеспечивается преемственность победных традиций (по крайней мере, в глазах болельщиков, что тоже весьма немаловажно).  

Таким образом, изначально заложенная Газаевым и Гинером (сложно сказать, чья заслуга в этом больше) идея, концепция игры, - надежность в обороне и импровизация в атаке, - реализованная в составе, где полностью русская оборона обеспечивает первое, а полностью иностранная атака – второе, успешно работает и по сей день.  

Эта концепция, которая, в общем и целом, соответствует современным тенденциям развития футбола, определяет и приоритеты селекции (как внутренней, так и внешней): русские защитники, вратари и «опорники» (Чепчугов, Набабкин, Мамаев, Григорьев, Щенников и т.д.) и индивидуально сильные («автономные» - т.е. способные организовать голы без особой помощи полузащиты) атакующие игроки – преимущественно иностранцы (Думбия, Секу, Хонда, Тошич и т.д.).  

Этой же концепции, в определенной степени заложником теперь является и Слуцкий.  

Почему заложником?

Потому, во-первых, что ему крайне сложно будет создать в ЦСКА полностью свою команду ибо любое переформатирование базовой концепции состава для ЦСКА будет штукой крайне болезненной, а русские защитники (в особенности центральные – не просто штучный товар, а практически вид, который впору заносить в Красную книгу).

И, во-вторых, потому, что в выборе тактики он будет предельно ограничен довольно узким набором вариантом, который диктуется спецификой состава.  

Все это, впрочем, может Леонида Викторовича абсолютно не «парить», когда речь идет о внутрироссийских разборках, поскольку тут-то как раз «плюсы» Концепции очевиднее ее минусов. Зато, на уровне кубковом (и, конечно, в первую очередь еврокубковом) у него неизбежно будут возникать проблемы. Проблемы, собственно две: мотивационная (как, например, в московском матче с ПАОК) и проблема исключительной зависимости от текущего игрового состояния автономных форвардов (как в матчах с «Зенитом» на суперкубок и с «Порто» в Лужниках).  

Поэтому, в частности, я не могу согласиться с основным выводом Михаила Борзыкина, о том, что нынешний ЦСКА является самой перспективной из российских команд. Я-то как раз считаю, что ЦСКА является одной из тех команд, чей потенциал (в нынешнем виде), практически исчерпан. Да, безусловно, ими (составом и Концепцией) задана очень высокая планка, – с этого я начал, - но эта планка, одновременно и потолок, «пробить» который, без некоего коренного преобразования и обновления игровой идеи, т.е. без своего рода революции, не удастся.  

Попытка такой революции была предпринята Газзаевым в его последнем сезоне, а юным  «трубачом», протрубившим поход стал Алан Дзагоев, но даже такой матерый волк как Валерий Георгиевич именно об этот самый гранитный потолок Концепции и состава, фигурально выражаясь, разбил себе голову, а «трубач» с тех пор все никак не может найти ту свою первую пронзительную ноту.  

Леонид Слуцкий умен и поэтому, предпочел пока плыть по течению. Оно надежно, как Гольфстрим. Хотя, говорят, и Гольфстрим скоро остынет :)