38 мин.

Футбол от Макиавелли

Просматривая результаты жеребьевки 1/8 нынешнего розыгрыша Лиги чемпионов, я в очередной раз поймал себя на мысли, что из всех восьми матчей, игру «Барселоны» я хочу смотреть меньше всего. С одной стороны, тут виноват соперник – «Наполи» переживает кризис и не выглядит командой, которая способна сыграть в футбол с «Барселоной». Это совсем не значит, что у него изначально не было шансов, в конце концов, прошла же «Барсу» «Рома» относительно недавно. Речь именно о футболе. В очередной раз смотреть, как одна команда расставляется у штрафной площади соперника и катает мяч, стоя на месте, а вторая «паркует автобус» и ее игроки, как деревянные, не могут сделать друг другу и трёх пасов? Если же «Барселона» сейчас в плохой форме и не способна выдавать игру в своем фирменном стиле, то смотреть на её мучение это отдельный вид зрелища, чтобы получать от него садистское удовольствие, нужны более глубокие чувства к этому каталонскому клубу, каковые есть далеко не у всех.

Но нужно что-то делать, вступить в неравный бой с ветряными мельницами Каталонии, пришло время раз и навсегда покончить с tiqui-taca. Главным образом потому, что её никто так и не победил. Я не говорю о победе в одном отдельном матче, пусть даже в плей-офф Лиги Чемпионов, речь о таком поражении, после которого понятно, что это всё, данная система изжила себя, конец, тема закрыта, пора открывать новую страницу, начинать сначала. Нет, та «Барса» закончилась сама собой на пике могущества. Поэтому, если такая команда существовала однажды и оставила после себя мечту о бесконечном контроле мяча, почему она не может вернуться снова?

Со времён тотального господства «Барселоны» эпохи Хосепа Гвардиолы минуло уже много лет и казалось, что в Средиземноморье установился мир и покой. Но что если Тёмный Властелин отыщет утраченное им в «Манчестер Сити» Кольцо Всевластия тики-таки или его найдет кто-то другой и снова тень Мордора накроет Европу? Мы должны постараться сами отыскать это кольцо и уничтожить раз и навсегда тики-таку в пламени Роковой горы наших схем и тактических построений.

Но речь здесь пойдет не только о «Барселоне», а об атакующем футболе, построенном на владении мячом, вообще, чтобы никто и никогда отныне не смог безраздельно доминировать, основывая на нем свою тактику. Так отправимся же, наконец, в этот долгий и трудный путь. 

Игру любой команды, владеющей в данный момент мячом, можно разделить на стадии, отталкиваясь от целей, которые преследует на том или ином этапе своей обороны соперник, не владеющий мячом:

1.       Выход из обороны (зеленый цвет на диаграмме). Соперник прессингом мешает команде, владеющей мячом, выйти от своей штрафной или на чужую половину поля, в зависимости от высоты его обороны.

2.       Доставка мяча к чужой штрафной (жёлтый цвет). Соперник выстраивается перед своей штрафной, зачастую  в одну из трех основных формаций: 4-4-2, 5-4-1 или 5-3-2 (независимо от того, какая схема используется в атаке или заявлена перед матчем), смещаясь за чужой атакой к тому или другому флангу и стараясь выдавить её в предыдущую стадию, если не удается завладеть мячом.

3.       Доставка мяча в штрафную на ударную позицию, либо уже внутри самой штрафной (оранжевый цвет). Соперник старается любым способом, как можно быстрее удалить мяч из своей штрафной площади. Основная часть попыток создать острый момент сводится к доставке мяча в центр штрафной.

4.       Острые моменты в атаке (красный цвет). В первую очередь это опасные удары в створ, но не обязательно только они. Удар может и не состояться, но если игрок имеет реальный шанс забить и от гола его отделяет мелкое невезение, выдающаяся игра защитника или вратаря, кочка на газоне и тому подобное, то это острый момент. И наоборот, если удар нанесён, то это не обязательно острый момент, если удар не имел шансов и был нанесён больше из необходимости как-то завершить атаку.

Так почему же всё-таки вообще нужно бороться с тики-такой? А потому что вот так выглядела игра «Наполи» против «Барселоны» (голубая диаграмма справа).

На диаграмме приведено количество переходов между различным стадиями атаки без учёта их успешности, только общее количество, по зонам развития игры: левый фланг, центр, правый фланг. «Наполи» почти весь первый тайм безуспешно пытался выйти из обороны и сразу терял мяч. Выше этой стадии всё остальное практически атрофировано. Наиболее ярко этот эффект проявился в первом тайме в Неаполе. Можно сравнить с диаграммой первого тайма «Хетафе» против «Аякса» в Амстердаме (лиловая диаграмма слева). Отличия разительные и по интенсивности игры (практически вдвое), и по легкости перехода от обороны к атаке. И это в том самом матче, где игроки «Хетафе» вели себя отвратительно, безбожно тянули время с самой первой минуты, симулировали, выводили и заставили игроков «Аякса» показать себя с ещё худшей стороны. В матче, где «Хетафе» не нужно было атаковать вообще, а только удерживать счёт и, где они продемонстрировали практически образчик антифутбола.

Но виноват в такой статистике отнюдь не «Наполи». Хорошо исполненная тики-така, как раз и приводит соперника в подобное состояние, она создана для этого и, по сути, является точно такой же тактикой антифутбола, не хуже и не лучше, чем затягивание времени симуляции, тактика мелкого фола и тому подобное. Справедливости ради стоит привести статистику «Хетафе» против той же «Барселоны» на том же отрезке игры. И «Хетафе» с «Аяксом», и «Барса» с «Наполи» провели по 23-24% своей игры у штрафной и в штрафной соперника. Просто «Барса» убивала время, катая мяч, а «Хетафи», держа его в руках вне игровых эпизодов. Кто же одержал верх в этом своеобразном дерби убийц? Посмотрим на их очную встречу на Камп Ноу.

Уменьшилось общее количество атак «Хетафе» по сравнению с собой же в Амстердаме и отношение высоких стадий атаки к выходам из обороны тоже ухудшилось, однако, на фоне «Наполи» его игра всё еще выглядит очень хорошо. Причём, как на диаграмме, так и со зрительской позиции: хетафеньо не прижимались к воротам, навязывали свою инициативу, играли от себя, дерзко и агрессивно, даже если учесть итоги первых 45 минут: выигрыш неаполитанцев 1:0 и поражение «Хетафе» 0:2. Но забитые голы это вещь приходящая или не приходящая, они зависят от множества случайных факторов. Иногда не побеждают те, кто имеет всё для победы, а иногда забивают те, у кого нет ничего, однако, если у вас качественные игроки и хорошая отработанная тактика, то голы и победы будут приходить чаще, поэтому футбол с одной стороны так интересен неожиданностью результатов, а с другой - в него можно вкладываться и рассчитывать на общий положительный результат на длинной дистанции. Нужно делать свое дело и будь что будет.

В целом, здесь мы видим случай, когда тики-така «Барсой» была исполнена плохо. Легко заметить, что главную роль в этом ощущении играют именно высокие стадии атаки хетафеньо. Так может быть тактика «Хетафе» это и есть искомое решение нашей задачи? Но продлим удовольствие и прежде, чем обсуждать атаку или оборону условного «Наполи» или реального «Хетафе», способные переломить ситуацию, сперва рассмотрим поподробнее то, чему им придётся противостоять, разберём на составляющие тактику тики-таки, её сильные и слабые стороны, а также причины, приводящие её на тёмную сторону антифутбола. Для удобства, используем аллюзии, навеянные недавними матчами 1/8 финала Лиги Чемпионов, и назовём для краткости нашу условную команду, исповедующую контроль мяча, «Барселона», а команду, припарковавшую «автобус» - условный «Наполи».

Три главных элемента тики-таки

Элемент 1.

Первая цель условной «Барселоны» привести расположение своих игроков и игроков соперника в нужную конфигурацию, а именно: команда соперника должна вжаться в штрафную, а «Барселона» обступает её и пытается найти путь мячу в ворота. Если соперник неуступчивый или неопытный, всё начинается на своей половине и в середине поля, где много места и легко контролировать мяч, имея хороший подбор футболистов. Игроки команд рассредоточены, построения растянуты, зона их пересечения на схеме обширна. «Барселона» (красный цвет на схеме) катает мяч в кругах, квадратах, треугольниках и ромбах, а игроки условного «Наполи» (синий цвет на схеме) бешено носятся, пытаясь его перехватить. Но самая банальная и очевидная правда в том, что мяч передвигается по полю гораздо быстрее любого игрока, а активно прессинговать непрерывно невозможно. Поэтому в какой-то момент «Наполи» выдыхается и отказывается от прессинга. Высоко обороняться без активного прессинга нельзя и команда опускается к своей штрафной в более узкую экономичную оборону. Всё это время «Барселона» может не проводить ни одной атаки и вообще не задумываться о чужих воротах, на этом этапе у неё другая цель и теперь она достигнута.

Вот эта стадия атаки наглядно в матче «Барселона» - «Хетафе». Каталонцы (в сине-гранатовом) расходятся максимально широко для облегчения контроля мяча, а хетафеньо (в жёлтом) выдвигаются далеко на чужую половину поля.

«Футбол — очень простая игра. Зачем делать пас на 50 метров с возможной потерей, если просто можно передать мяч ближнему, а уже тот отдаст мяч партнёру? Самая лучшая идея — всегда самая простая. Вы не хотите, чтобы вам забили гол? Просто держите мяч у себя, не отдавайте его сопернику». Йохан Кройф

Элемент 2.

У чужой штрафной плотность уже больше, площадь пересечения сильно сокращается, контролировать мяч сложнее. Временами просто невозможно его контролировать за счёт одного мастерства игроков будь у тебя хоть десять Месси на поле и тер Штеген в воротах или по пять Хави и пять Иньест на поле и неизменный тен Штеген в воротах. Единственным средством сохранить мяч в этой ситуации становится глубина обороны соперника, создающая огромные пустые зоны за спинами атакующих. Именно выброс мяча из-под прессинга в эти пустые зоны и позволяет сохранить контроль. В этих зонах располагается пара центральных защитников, которым можно отдавать пас любой неточности и сложности: они слишком далеко, как от своей штрафной, так и от игроков соперника, поэтому страх ошибки их не беспокоит ни спереди, ни сзади. Им можно отдавать пасы с люфтом точности в 5 - 10 метров, в горло, живот и вообще как угодно. Они могут обрабатывать эти пасы сколь угодно долго, с любыми техническими погрешностями – всё равно никто из соперников не успеет до них добежать и вступить в отбор во время приёма мяча.

«Наполи» (в бело-голубом) располагается очень узко и глубоко, «Барселона» (в жёлтом) его обволакивает со всех сторон, за их спинами обширное пустое пространство, где находятся только Пике и Умтити. Гризманн под давлением выбрасывает мяч назад в точку, находящуюся в 8 м от Пике, мяч отскакивает от газона, неудобно прилетает Пике в грудь, тот обрабатывает его так, что мяч отлетает ещё на 1.5 м в сторону. Игрок «Наполи» обозначает прессинг, выдвигаясь в сторону Жерара, но у него нет ни одного шанса вступить в отбор – слишком далеко.

Элемент 3.

Все бы хорошо, но за один только контроль мяча очков не дают, как бы того не хотелось Йохану Кройфу, поэтому мы переходим к третьей и последней составляющей тики-таки. Условной «Барселоне» рано или поздно приходится играть на обострение в штрафную соперника, что чревато потерями мяча. Если после этого каждый раз садиться в оборону, то придётся слишком далеко бежать до своей штрафной, а потом ещё долго обороняться, это отнимет много времени и сил, предоставит сопернику лишние возможности, которых желательно не предоставлять вообще. При таком положении вещей, даже, несмотря на превосходство «Барсы» в умении контролировать мяч, за какие-нибудь убогие 55 – 60 % она бы не вышла. Поэтому при потере мяча игроки «Барселоны» начинают носиться, как угорелые и по трое - четверо накидываются на игрока чужой команды, получившего мяч. Это энергозатратно, но цена этого – немедленный возврат контроля мяча, а при контроле каталонцы тратят мало сил, так как мало бегают, они их экономят для нового цикла: обострения, потери мяча и быстрого его возврата. Как мы уже сказали выше – прессинговать непрерывно невозможно, поэтому и количество обострений, которые предпринимает «Барса», ограничено её текущей физической формой. Так, кстати, можно определять её нынешнее состояние: если она агрессивна и предприимчива, значит, тренеры по физподготовке поработали на славу, если же красиво, но инертно катает мяч, не обостряя, значит, игроки уже еле дышат.

Матч «Наполи» - «Барселона», прессинг при потере мяча. Полузащита и атака «Барсы» сужается в зону, где неаполитанцы владеют мячом и целиком сосредотачивается на небольшом участке поля. Центральные защитники отходят за центральную линию, по которой определяется зона начала действия офсайдного правила, чтобы не пустить себе за спину нападающих, но, при этом, не садятся слишком глубоко, чтобы поджимать прессинг своей команды и не создавать глубину для чужой атаки.

Именно поэтому нередко фолов оказывается больше у «Барселоны» из-за её тактики с необходимым быстрым отбором и возвратом контроля. Условный «Наполи» же защищается позиционно, очень много и глубоко, поэтому фол им не очень нужен и прямо опасен штрафными и набором карточек напрямую или по совокупности.

На самом деле, есть ещё и четвёртая составляющая тики-таки, а именно должен присутствовать в команде футболист, который может обеспечить план Б – способен на индивидуальном мастерстве забить в той ситуации, когда соперник хорошо организован, обладает качественными игроками и не разваливается под давлением. А проблемы с голами у тики-таки возникают периодически, так как очень сложно забить, когда соперник плотно спрессован перед своими воротами. Без этого элемента тики-така, хотя и может стать абсолютно неэффективной, однако, не перестает быть самой собой, не теряет своей сущности, поэтому мы не включаем его в определение. В «Барселоне» таким футболистом является, само собой, Лионель Месси. А в качестве яркого примера «Барселоны» без Месси можно привести сборную Испании на чемпионате мира по футболу 2010 года: благодаря тике-таке она очень мало пропускала, но испытывала огромные проблемы с созданием острых моментов и скорее всего не выиграла бы тогда турнир, если бы не Давид Вилья, который взял на себя роль четвёртого элемента и своими голами решил дело в пользу испанцев.

Всё остальное в игре «Барселоны» не так уж и важно. Нет, можно конечно рассказывать, как они волшебно вкладывают мяч друг другу в нужную ногу, про некие магические незаметные глазу детали и многозначительно умолкать, как делают некоторые, ну вы понимаете. Обсуждать это - всё равно, что писать учебник по испанской системе фехтования «дестреза». Про неё в своё время написаны толстенные тома, по которым нельзя ничему научиться. Чтобы быть хорошим фехтовальщиком в школе дестрезы, как голодный идальго Диего Алатристе, не достаточно выучить учебник от корки до корки и отрепетировать все приёмы, главное, что ты должен родиться со шпагой в руках и даже больше: за твоими плечами должны стоять многие поколения превосходных фехтовальщиков.  Так теперь обстоят дела и с футболистами, собранными в «Барселоне» и прочих грандах, тому, что они делают в смысле техники, научиться невозможно. Мы же так поступать не станем, мы вывернем душу и снимем последнюю рубашку, будем брать пример с итальянцев. Они всегда ценили и придумывали системы, которые можно понять и освоить даже другим итальянцам, не прославившимся, как нация, какой-то запредельной работоспособностью, именно поэтому современное фехтование ведёт свою родословную не из Испании с её дестрезой и лучшими в тогдашней Европе фехтовальщиками, а от итальянских школ для всех, у кого есть деньги и желание, транзитом через выросшие из них же французские школы.

Последние полчаса матча в Неаполе «Наполи» провел активно, много прессинговал и играл высоко, заставляя «Барселону», временами, садиться в позиционную оборону, тогда своим прессингом он напоминал стиль «Хетафе». В результате, неаполитанцам удалось подправить итоговую статистику и картина в целом выглядит уже не так печально, но по-прежнему  не идёт в сравнение с итоговой диаграммой самого «Хетафе», который практически вышел на собственные показатели матча с «Аяксом», что возвращает нас к вопросу, не является ли тактика тренера «Хетафе» Хосе Бордаласа искомым противоядием против тики-таки? (Кстати, еще можно сказать, что «Хетафе», очевидно, необходимо усиление на правый фланг полузащиты).

Дело в том, что, на самом деле, тактика «Хетафе» не работает, он не может удержать стабильно высокий уровень прессинга и не может стабильно чередовать периоды активности с периодами отдыха в футбольной аритмии, подобно киевскому «Динамо» Лобановского.

Каждый из таймов «Хетафе» в том матче можно разделить на четыре неравных этапа по тенденциям, господствующим в игре хетафеньо в эти промежутки времени.

  • Первый тайм: 1.1. 0 – 11 минуты, 2.1. 11 – 16 минуты, 3.1. 16 – 37 минуты, 4.1. 37 – 49 минуты.

  •  Второй тайм: 1.2. 45 – 51 минуты, 2.2. 51 – 62 минуты, 3.2. 62 – 81 минуты, 4.2. 81 – 93 минуты.

Тактика «Хетафе» работала только на первом этапе каждого из таймов, пока игроки свежи и у них много сил. В общей сложности, это 17 минут из 97 минут матча – 18 % игры. Далее, за этим выплеском следовала функциональная яма, когда хетафеньо практически не владели мячом и не атаковали, в общей сложности 16 минут, эффективность выхода «Барсы» из обороны на 2 этапе первого тайма (этап 2.1) подскакивает до небес. А дальше в первом тайме интенсивность игры «Хетафе» продолжает неуклонно снижаться, а эффективность выхода каталонцев из обороны, после гиперактивного периода, устанавливается на среднем комфортном для них уровне.

Индексы – удобный инструмент, широко применяемый, например, в финансовом секторе. Они позволяют в одном числе комбинировать набор взаимосвязанных показателей и оценивать их все вместе на одном графике. Правда, показатели должны быть действительно взаимосвязаны, иначе информация, предоставляемая индексом, будет ложной. Ответственность за выбор сочетаемых показателей и наличие у них взаимосвязи всецело лежит на авторе индекса. В данном случае:

индекс эффективности выхода из обороны = (процент успешных выходов из обороны / 10) * (общее количество выходов из обороны / продолжительность этапа игры в минутах)

Деление на 10 просто для того, чтобы индекс лучше умещался на одном графике со средней интенсивностью игры:

средняя интенсивность игры = общее количество переходов между стадиями атаки / продолжительность этапа игры в минутах.

Аналогично вычисляется:

индекс эффективности атаки = (процент успешных переходов между стадиями атаки после выхода из обороны / 10) * (общее количество переходов между стадиями атаки после выхода из обороны / продолжительность этапа игры в минутах).

Каталонцы тоже не могут держать максимальный уровень своей игры долго и несколько снижают планку эффективности нападения после этапа 2.1. На этапе 3.1 «Хетафе» пытается вернуться в игру и даже восстанавливает превосходство в эффективности своих атак над «Барселоной», но он больше не может подавлять её – на этом самом длинном этапе первого тайма (21 минута) идет игра на встречных курсах, в которой «Барса» реализует превосходство в классе своих футболистов и забивает гол. На последнем этапе 4.1 «Хетафе» сыпется по всем фронтам, отдаёт игру каталонцам и пропускает снова.

Во втором тайме на этапах 1.2 – 3.2 (36 минут) картина встречной игры рисуется еще чётче: «Барселона» всё реже и хуже выходит из обороны, но при этом количество и качество высоких стадий её атаки растёт большую часть второго тайма, относительно его начала. Значит высокий прессинг «Хетафе» перестаёт влиять на атаки «Барсы», он не работает.

Как не работает атака, так не работает и оборона: на круговых диаграммах игры «Барселоны» видно, что «Хетафе» всё же заставил её отказаться от тики-таки, но позволил создать чрезмерное количество острых моментов у своих ворот. Игра в тики-таку ей удалась с «Наполи», но «Барселона» сейчас явно не в форме, она плохо контролирует мяч: делает слишком много касаний, слишком долго думает, игроки с мячом двигаются сами вместо того, чтобы двигать мяч. Из-за этого успешен прессинг соперника, «Барса» испытывает проблемы с выходом из обороны и доставкой мяча в атаку, часто его теряет, а значит, её собственный тотальный прессинг сразу после потери мяча не применим - на него просто не хватит сил. Вместо этого теперь каталонцы, как простые смертные, не редко отходят назад и обороняются позиционно. Нынешние проблемы «Барсы» - не тема нашего сегодняшнего разговора, просто нужно понимать, что нельзя рассчитывать на то, что рваная нестабильная тактика «Хетафе» вынудит здоровую команду отказаться от тики-таки, а «Барселона» сейчас отнюдь не здорова. Стоит только взглянуть на статистику «Наполи» против неё и найти 10 отличий со статистикой самой «Барсы» против «Хетафе»:

Круговые диаграммы структуры игры «Барселоны» против «Хетафе» и «Наполи» показывают, что в первом случае она очень много тратила времени на выход из обороны и мало на атаки, но зато создала в итоге в избытке острых моментов. Тогда как с «Наполи», она легко выходила и много катала мяч в нападении, часто пыталась проникнуть в штрафную и даже успешно, но почти ничего при этом не создала. То есть, как оборонительная система, тактика «Наполи» эффективнее тактики «Хетафе», а как атакующая, наоборот, значительно хуже. Наша цель придумать систему, сочетающую в себе силу обороны «Наполи» и атаки «Хетафе».

Что же делать испуганному игроку условного «Наполи», вдруг оказавшемуся с мячом в ногах у своей штрафной, за добрые 85 метров от райских врат «Барселоны» и незыблемого тер Штегена на их страже? Если игроки не уступают мастерством игрокам «Барсы», а такое случается в Лиге Чемпионов не так уж и редко, как могло бы показаться, то обычно расчёт делается на то, что удастся из борьбы с 3 - 4 каталонцами всё же отдать хороший удобный пас, который партнёр ловко обработает в борьбе с ещё 3 - 4 каталонцами, обыграет очередные 3 - 4 каталонца и, наконец-то, прорвётся в те огромные зоны, что так тщательно создаёт у себя за спиной «Барселона», верная своей тике-таке. Он убежит, его не догонят, поддержат параллельным курсом партнёры и им удастся обыграть тер Штегена.

Если команда уступает «Барселоне» в классе игроков, то надеяться приходится на чудо и плохую форму соперника, который даст маху, зевнёт атаку и пропустит гол, а дальше можно с чистой совестью остаток матча запереться в своей штрафной - ну правда, не рассчитывать же выиграть в лотерею два раза подряд в один день.

Может возникнуть справедливый вопрос: как же игроки «Наполи» могут быть не хуже, чем у «Барселоны», если у неё такое преимущество в контроле мяча? Пример этому можно видеть на любом чемпионате мира, когда присутствует некая африканская команда, сплошь собранная из звёзд европейских топ-клубов. И при этом, она не добивается никаких значимых результатов, а всё потому, что индивидуальным мастерством ничего не выиграть в футболе. Если игрок этой африканской сборной в европейском клубе встроен в отлаженный механизм, где чётко знает своё место и функции, то там он полезен и он – звезда, хотя сам по себе не обладает достаточной тактической выучкой. А когда в его родной сборной такового механизма нет, и собираются такие же, как он игроки, слабо знакомые с тактикой, то каждый тянет одеяло в свою сторону, и мы имеем то, что имеем.

«Барселона» достаточно богата и успешна, чтобы на протяжении длительного срока иметь в своём составе топ-футболистов и непрерывно оттачивать свой стиль игры, поколение за поколением. Если же в условном «Наполи» вспышки происходят раз в десятилетие, когда подбирается хорошая команда и тренер, а затем снова наступает бездна безвременья, то на этом коротком отрезке хороших времён, даже превосходя «Барсу» качеством игроков, «Наполи» не превзойдёт её в её же стиле игры.

«Наполи» выезжал только на классе исполнителей, его глубокой оборонительной тактике явно не хватает стабильного рабочего способа выхода из обороны. Киевское «Динамо» Лобановского не стеснялось отдыхать в обороне, чередуя фазы игры, но их хорошо чередовать, если у тебя в атаке есть будущий обладатель «Золотого мяча». Если же у тебя нет Шевченко и Реброва, то осуществлять переход от глубокой обороны «Наполи» к высокому прессингу «Хетафе» по щелчку пальцев тренера  будет крайне сложно. Тут нужен какой-то более технологичный метод, который можно поставить на поток.

Здесь круг замыкается: противопоставить одному антифутболу можно только другой антифутбол. Почему? Потому что антифутбол тики-таки заставляет её соперников играть в антифутбол «Наполи». Никто в нормальных обстоятельствах и по доброй воле не будет прибегать к массовым казням, организованному грабежу, политическим убийствам или антифутболу. Но иногда наступает такой момент, когда отпадает вопрос «может не надо?» и остается только «как лучше сделать это?», когда цель оправдывает средства. Наступает время советов Никколо Макиавелли, как образца практичности и создателя теории о применении неконвенционных мер. Почему бы ему к трактату «О военном искусстве» и «Государю» (Il Principe) не добавить трактат «Тренер» (Il Allenatore), что было бы вполне естественно, учитывая любовь на его родине к тому, что теперь известно, как флорентийский кальчо, где в сомнительных приёмах ведения игры себя тоже не ограничивают и цель только одна - забить противнику как можно больше голов любым способом. Ну что ж, антифутбол, так антифутбол. Когда «Рубин» Бердыева обыгрывал «Барселону» на Камп Ноу 2:1 всем, кроме проигравших, было плевать на то, как это было сделано.

Если мы говорим о практичности, то самым быстрым и прямым способом доставки мяча к чужой штрафной является длинный высокий пас: мяч летит быстро и высоко, перехватить его невозможно. Проблемой здесь является правило офсайда, которое не позволяет выдвигаться на чужую половину поля дальше, чем расположен последний защитник, а защитники при контроле мяча располагаются у центральной линии, соответственно, отдавать такой пас оказывается не на кого.

Но есть ещё один элемент игры, который как бы выпадает из её сути, выглядит инородно, не вписывается в общую канву и зачастую обходится вниманием: футбол это игра в мяч ногами, поэтому ввод мяча из-за боковой линии руками несколько противоречит принципам этой игры, главный из которых – нельзя брать мяч в руки. Аут это бастард в мире футбола. Но нам интересен не любой аут, а только тот, что вбрасывает команда на своей половине поля вблизи своей штрафной. Зачастую, для режиссёра трансляции это повод показать повтор или поиграть крупными планами тренеров, потому что в этот момент на поле происходит обычно следующее…

Игроки общаются между собой, кто-то чешет ногу, кто-то ковыряет в носу. Но, если вдруг команда решает оказать давление на соперника, вбрасывающего мяч в этой позиции, и делает это правильно, то для вбрасывающей команды практически гарантирована потеря мяча, а прессингующая команда оказывается с ним у чужой штрафной. Игра же у чужой штрафной это главная и определяющая составляющая игры в атаке - то, что делает разницу между нападением «Наполи» и «Хетафе».

Тактика Макиавелли

Мяч выходит в аут в зоне офсайда точно так же, как он это делает в любой другой точке поля и соперник обязан его ввести в игру обычным способом: другому игроку броском из-за головы, так чтобы ступни ног касались боковой линии поля. Таким образом, вырисовывается следующая тактика: мяч оказывается у нашей команды вблизи своей штрафной площади, игрок мгновенно попадает под прессинг соперника, но вместо того, чтобы идти обычным путём и терять мяч, он делает длинный пас в аут к чужой штрафной, после чего, игроки противостоящей команды бегут вводить мяч в игру, а следом выдвигаются игроки нашей команды и оказывают на них давление во время вброса, завладевают мячом и проводят свою атаку, находясь уже в выгодной позиции. Таким образом, исключается сам по себе такой элемент, как выход из обороны - та, самая проблемная часть игры в атаке при столкновении с тики-такой.

Итак, словам Кройфа мы противопоставляем вечное: «бей вперёд – игра придёт», но не всё так просто. Мы помним, что игрок условного «Наполи» вдруг оказался с мячом примерно за 85 метров, от чужих ворот. Будем рассматривать максимально сложную ситуацию, когда мы вынуждены играть против тики-таки на том стадионе, где её встретить проще всего, а именно, на Камп Ноу, обладающем длинным и широким полем 106 х 70 метров, а значит от штрафной до штрафной по прямой 73 метра.

Вратарь английского "Манчестер Сити" Эдерсон Мораес попал в книгу рекордов Гиннеса. Вратарь "горожан" на тренировке команды установил уникальное достижение, отправив мяч на рекордное расстояние. — Manchester City (@ManCity) 11 мая 2018 г. Эдерсон отправил мяч на 75,35 метра, что ранее не удавалось ни одному футболисту.

И это проблема - выбить мяч на нужную дистанцию оказывается не простым делом. От своей штрафной это может сделать только один футболист в мире. Стандартные же 50 метров, на которые выбивает обычный вратарь от ворот, когда у него есть время, никто ему не мешает и есть хороший разбег, позволяют выносить мяч в нужную точку только в окрестностях центральной линии, до которых под прессингом ещё нужно добраться. Притом, что для такого удара нужно откатить мяч вперёд, подступить к нему с одного – двух шагов, как следует размахнуться и только тогда он полетит на подобную дистанцию. Если уж и бить, то так, чтобы не страшиться мести.

Пример выноса игроком «Наполи» мяча на 45 м хорошим ударом от своей штрафной. У него было пространство и время, однако, точка выхода мяча всё равно оказалась слишком близко к центральной линии.

Но даже, если предположить, что вынос состоялся и мяч покинул поле там, где надо, команда должна из глубокой обороны быстро выдвинуться на прессинг к чужой штрафной, чтобы успеть помешать сопернику свободно ввести мяч в игру. Естественным ограничением тут может стать скорость бега человека. Рассмотрим нормативы по бегу для 9 – 11 классов, норматив для кандидата в мастера спорта и рекорд Усэйна Болта.

Время от выноса мяча игроком «Наполи» до вброса его обратно в игру, из предыдущего примера, составило 13 секунд, что очень много. Обычно, на такой аут хватает 7 – 9 секунд, из которых 3 - 4 секунды мяч летит за пределы поля. На схеме обозначены дистанции, с которых за 7 секунд должны успевать добежать до точки вброса люди по разным спортивным нормативам: жёлтый цвет (50. 72 м) – отличник 9 – 11 класс; оранжевый цвет (65.4 м) – КМС; красный цвет (73.07 м) – рекорд на 100 метров Усэйна Болта 16.08.2009 года; синий цвет (57.36 м) – Лионель Месси в Эль-Класико с мадридским «Реалом».

Неманья Максимович в матче «Барселона» - «Хетафе» пробежал на уровне КМС, так что зона, из которой игроки гарантированно успевают добежать и вступить в прессинг, располагается где-то между оранжевой и синей линиями. Это опять же не у самой штрафной, но ближе, чем зона гарантированного выноса и нападающие с частью полузащитников вполне могут оказаться на этой дистанции. Кроме того, как мы видели при разборе второго элемента тики-таки, основная часть игроков «Барселоны» располагается примерно на одном уровне с игроками «Наполи», так что бежать им предстоит почти одинаковую дистанцию и нужно только не проиграть в скорости бега. Лишь центральные защитники имеют серьёзный гандикап.

Если же у нас есть 9 секунд, то отличник пробежит почти столько же, сколько КМС за 7 секунд (65.2 м), а КМС сделает все 84.1 м и, соответственно, успеет добежать практически из любой точки поля, в которой он может оказаться.

У проблемы дальности выноса есть своё решение, которое идеально было продемонстрировано «Лудогорцем» в игре против «Интера». Оказалось, что нет необходимости выносить мяч на все 73 метра так, чтобы он пересекал поле по высокой дуге. Достаточно только перебить последнего защитника на недосягаемой для него высоте, а дальше мяч, набрав скорость, всё равно выходит за боковую линию, отскакивая и скользя по газону. Игрок «Лудогорца» пробил без разбега, так что его нельзя было накрыть прессингом. Мяч пошёл по пологой дуге за спину защитнику на 38 метров, после чего вышел в аут на расстоянии 66 метров. От удара до вброса прошло 9 секунд, следовательно, в прессинг успели бы выйти даже защитники «Лудогорца», располагавшиеся в момент удара на линии своей штрафной.

Задача по нейтрализации гандикапа центральных защитников условной «Барселоны» решается выдвижением одного из игроков, ещё до выноса, к центральной линии, с которой он может стартовать, не боясь офсайда, при этом 7 секунд для него перестают быть проблемой. Что видно на примере выноса в исполнении «Хетафе»: левый полузащитник выдвинут вперёд и делает рывок за мячом в момент паса, оказываясь в точке вброса аута одновременно с ближайшим игроком «Аякса».

Понятно, что вратарь имеет шанс перехватить мяч, выкатывающийся в аут: из центра штрафной до бровки 35 метров, время от удара по мячу, до его выхода в аут около 4 секунд, к тому же вратарь может заблаговременно метров на 5 смещаться ближе к тому краю, к которому в данный момент смещена игра. Но при всём при этом, добежать он успеет не гарантированно, ведь ему нужно стартовать в момент паса, угадать точку выхода мяча в аут (так как он стартует поперёк паса, а не вдоль него, как полевые игроки) и, при том, даже если он успеет и сохранит мяч в поле, он окажется под прессингом, выдвинувшихся игроков соперника при пустых воротах. Кроме того, вынос может осуществляться и по диагонали на противоположную бровку, до которой вратарь уже точно не успеет добежать. В общем, шансы у него далеко не стопроцентные. В предыдущем примере вратарь «Аякса», славящийся своей игрой ногами, сильно не успел к мячу и, скорее всего, предпочёл не пытаться успеть, чтобы не оказаться под прессингом в невыгодной ситуации. Если прессинг у чужой штрафной так эффективен при вводе мяча из аута, то и прессинг вратаря может давать те же результаты и даже лучше, так как его ворота остались пустыми.

Пример выноса в аут по диагонали на 55 м в матче «Аякс» - «Хетафе». У игрока было пространство и он смог хорошо разбежаться, чтобы отправить мяч на такую дистанцию.

Прессинг при ауте тоже можно значительно улучшить. Я не уверен, что именно «Боруссия»Дортмунд Юргена Клоппа придумала этот способ году эдак в 2010, но впервые он обратил на себя моё внимание именно тогда. «Боруссия» делала классно всё, что касалось борьбы, поэтому вполне могла придумать что-то новое в этой сфере.

Рассмотрим на свежем примере. Главный секрет заключается в «лишнем» игроке «Лудогорца», который располагается перед вбрасывающим аут игроком «Интера», по правилам, не ближе 2 метров. Кажется, что он никого не держит, но он выполняет целый ряд полезных функций:

  •   Вспомните траекторию, по которой вбрасывал мяч игрок «Барселоны», когда ему никто не мешал: это короткая, пологая дуга на удобной высоте прямо в ноги партнёру. Теперь же эта траектория перекрыта, и мяч вводится по крутой высокой дуге на большую дистанцию куда-то примерно в направлении головы партнёра по команде. Чисто обработать такой мяч, ещё и в борьбе, очень сложно.

  • Поэтому, чтобы не обрабатывать такие мячи, их часто в одно касание мягко сбрасывают обратно в ноги игроку, вводившему аут. Теперь и это направление паса перекрывается лишним игроком «Лудогорца». И мяч игроку «Интера» нужно либо обрабатывать, либо скидывать куда-то в борьбу.

  • Кроме того, лишний игрок «Лудогорца» готов выдвинуться к любому игроку «Интера», получившему мяч, и создать численный перевес в отборе, не позволив сопернику укрыть мяч корпусом от своего опекуна.

«Хетафе» (в жёлтом) пренебрегает использованием «лишнего» игрока, прессингуя при ауте один в одного, что приводит к численному перевесу игроков «Барселоны» (в сине-гранатовом), которые вбрасывают мяч по удобной траектории, а затем, играя в стеночку, легко обходят единственного игрока «Хетафе», вскрывая большую зону за его спиной. В результате, тормозить эту атаку хетафеньо пришлось при помощи фола.

Подводя итог описанию тактики: вот замысел убийства тики-таки. Хладнокровного и циничного убийства. Макиавелли бы посоветовал тренеру на матч сказаться больным и доверить реализацию этого плана на игру своему помощнику, чтобы потом после победы успокоить негодующую на антифутбол общественность, отправив помощника с позором в отставку. Грязную работу нужно делать чужими руками. Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.

«Самая лучшая идея — всегда самая простая». Йохан Кройф

Четыре составляющие тактики Макиавелли:

1.       Глубокая оборона у своей штрафной типа «припаркованный автобус».

2.       Выдвижение передового прессингующего игрока к центральной линии.

3.       Вынос мяча из любой позиции в аут у чужой штрафной пасом за спину последнему защитнику.

4.       Прессинг с «лишним» игроком во время вброса этого аута и отбор мяча.

Подобно тому, как Мориц Нассауский со своими кузенами придумали на головы капитана Алатристе и его камрадов из испанских терций линейную тактику, которая не была дешевле, проще или эффективнее и, подобно антифутболу, поначалу постыдна для своих исполнителей, вынужденных терпеть муштру и стоять в обороне с мушкетами вместо лихой атаки в пики. Но линейная тактика была технологичнее, то есть, совершив вполне определенный ряд мероприятий и потратив известную сумму, можно было получить стандартного среднего качества армию, в хороший день способную дать бой Tercios Viejos.

Если у вас маленькая команда, то вы, скорее всего, построите футбол от обороны и тут же столкнетесь с проблемами в атаке, связанными в первую очередь со сложностями при переходе от обороны к нападению. Если же вы умудритесь наладить комбинационный футбол, основанный на владении мячом, то вскоре обнаружите, что бесконечные перекатывания мяча у чужой штрафной не приводят к голам и вам нужно раскошелиться на классных нападающих, а дальше раскошелиться ещё больше и на ещё более классных форвардов. Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой. Кроме того, что она очень проста в освоении, тактика Макиавелли парирует недостатки одновременно: глубокой оборонительной тактики и атакующего позиционного футбола, так как она позволяет играть от обороны и при этом много атаковать, но не держать мяч, как при тике-таке, чтобы соперник не заперся в своей штрафной и сам не выставил автобус.

Можно ли оценить какими окажутся результаты применения этой тактики? Её узким местом является успешность прессинга во время аута. Каковой она может быть? По просмотрам матчей выводы сделать сложно, кроме тех, что такой прессинг в случае применения крайне эффективен. Можно допустить, что при увеличении количества таких эпизодов его эффективность снизится и будет примерно такой же в процентном отношении, как эффективность прессинга при выходе соперника из обороны. У «Наполи» против «Барселоны» этот показатель не очень хорош – 37%. Допустим, что 37% от 69 прежних неудачных попыток выхода «Наполи» из обороны конвертируется в дополнительные успешные выходы из обороны (+26) и атаки высоких стадий. Увеличим пропорционально соответствию прежнего количества успешных выходов из обороны - перемещения мяча к штрафной соперника и попытки доставки его в штрафную площадь при приращении успешных выходов из обороны на 26 единиц:

  • при 30 успешных выходах из обороны команде удались провести 30 попыток доставки мяча к штрафной площади, что даёт 100% эффективность, значит, получим на этой стадии атаки общее приращение в 26 единиц;

  • 21 попытка доставки мяча в штрафную при 30 успешных выходах из обороны даёт 70%, значит, получим на этой стадии атаки общее приращение в 18 единиц;

  • 5 острых моментов при 21 попытке доставки мяча в штрафную площадь, дают 24% эффективности, значит, при приращении попыток доставки мяча в штрафную на 18 получим в острых моментах приращение на 4 единицы.

Получаем следующее графическое выражение новых показателей в сравнении с предыдущими:

Аналогично рассчитаем приращения атаки отдельно для первого тайма, который раньше выглядел вопиюще убого:

Картина изменений вырисовывается разительная: атака резко увеличивается и теперь не выглядит ущербно даже на фоне показателей «Хетафе». В руках же самого «Хетафе», с их 68% эффективности прессинга, эта тактика может стать поистине неотразимым грозным оружием. Данную оценку нельзя декларировать, как несомненные гарантированные результаты применения тактики Макиавелли, но можно принять эти цифры в качестве ориентира эффективности при постановке новой тактики команде, как некое рамочное ограничение.

Причём использовать эту тактику можно не только против тики-таки, ведь ситуация, когда одна команда сильно превосходит в классе другую и душит её постоянным контролем мяча, встречается очень часто. Тактика Макиавелли может стать оружием бедных маленьких команд против сильных и богатых, как булыжник для пролетариата.

Например, «Интер» Конте совсем не считается комбинационно атакующей командой, наоборот, он предпочитает игру на контратаках, но в матчах с аутсайдерами вынужден сам контролировать мяч и играть в позиционное нападение. Так, в матче против «Лудогорца», его показатели распределения игрового времени по стадиям атаки практически не отличимы от показателей «Аякса», считающегося командой любящей много контролировать мяч, да ещё и в матче, в котором ему нужно было отыгрываться.

А с 45 по 60 минуту матча в Разграде «Интер» и вовсе напоминал «Барселону» образца матча с «Наполи», тогда, как диаграмма «Лудогорца» всю игру была, в основном, окрашена в его клубные цвета. «Лудогорцу» в этой ситуации был просто необходим новый способ выхода из обороны, чтобы сбить атакующий порыв «Интера».

Но, возможно, новая тактика и не спасла бы «Лудогорец», учитывая известную эффективность их действий после выхода и обороны, острых моментов они так и не создали, но тут уж никуда не денешься - без хотя бы минимального количества качественных игроков, не спасёт ни одна тактика.