5 мин.

Как общество и политика подарили нам Катеначчо и «Тотальный» футбол. Часть IV. Завершение

Вот перваявторая и третья части, а мы тем временем продолжим:   

   В 1969 году, на Сантьяго Бернабеу, в финале Европейского Кубка (ЛЧ), встретились «Аякс» Михелса и «Милан» Рокко. Это была дуэль между прагматизмом и артистизмом, реакционным и прогрессивным, и, в некотором смысле, атакой и защитой. 

   Репутация Кройффа побудила многих призвать Рокко изменить его стиль игры на один матч. Но Эль Парон от своего не отступил. Если команда Михелса возлагал на свою команду поиск пространства, то Рокко решительно им его не давал. Он здорово сказал своим защитникам по поводу маркирования соперников «от раздевалок и до туалетов». «Милан» доминировал, а Кройффу оставалось лишь наблюдать за этим. Итальянцы победили 4-1 и катеначчо выиграл первый раунд.

   Михелс быстро ответил. В следующем сезоне он подписал Йохана Нескенса. Если Кройфф был танцором балета, который «принёс славу Рудольфа Нуриева на футбольное поле», то Нескенс был тем, кого кто угодно взял бы с собой на битву. 

   «Аякс» провалился с поиском пространства в финале против «Милана» - задачей Нескенса было создавать это пространство. Сильными ногами был одарён умный футболист, он был в роли полузащитника «бокс-ту-бокс», ломал построение оппонентов и помогал команде во время атаки. В 1971 «Аякс» одолел «Панатинаикос» и впервые завоевал Европейский Кубок.

   В 1972 году «Тотальный» футбол снова встретился с катеначчо в финале Европейского Кубка - «Аякс» играл с «Интернационале» на стадионе Де Куип, в Роттердаме. И хотя у обеих команд сменились тренера - Стефан Ковач сменил Михелса и Джованни Инверницци сменил Эрреру, но команды, по большому счёту, были такими же и играли в том же стиле.

   Однако, в этот раз всё же было по-другому. «Аякс» владел преимуществом с начала матча. Кройфф принёс Аяксу победу в Европейском кубке (ЛЧ) во второй раз. Этот матч стал лучшим моментом «Тотального» футбола.

   На протяжении 1970-х «Тотальный» футбол был доминирующей философией в футболе. Национальная сборная Голландии с игроками типа Сюрбира, Хюльсхоффа, Крола, Сварта, Ренсенбринка и ещё двумя Йоханами, получили прозвище Naranja Mechanica или же «Заводной апельсин» и стали футбольной сверхдержавой, достигнув финала ЧМ в 1974 и 1978 годах.

   Отношения между катеначчо и «Тотальным» футболом больше всего похожи на инь и янь - они противоположны, противоречат друг другу, но взаимосвязанные и взаимозависимы, дополняют друг друга.

   Большинство людей причисляют «Тотальный» футбол только к атакующей философии, однако он относится и к защитной - он зависит от сильной защитной линии, которая часто прибегает к искусственному офсайду. Первым делом Михелса в «Аяксе» было укрепление обороны. В одном ток-шоу Кройфф, объясняя свою философию, сказал: «Я намного больше внимания уделяю защите, чем думают люди».

   Антонио Негри сопостовляет природу катеначчо с борьбой итальянцев за выживание в послевоенные годы. Использование пространства в целях защиты у голландцев также берёт начало из истории. Как отмечал Дэвид Виннер, в 16 веке, когда голландцы восстали против Испании и объявили себя республикой, они сопротивлялись могущественным силам Испании путём затопления территорий между городами, что обеспечивало им защиту меньшей территории, а испанские войска увязли и не могли быстро маневрировать.

   Живя с постоянным страхом того, что море затопит землю, естественно то, что в Нидерландах развилась этика командной работы и сотрудничества. Это также естественно, как и для клубов коммунистического союза, которые играли в социалистический футбол.

   Михелс, как Рокко и Эррера, был требовал от команды полной дисциалины и проводил интенсивные тренировки. После ухода из «Интера» Джерри Хитченс сказал что его уход это словно «уход из кровавой армии», Пит Кейзер описал тренировочные методы Михелса как «тяжелейшие физические нагрузки, которые я когда-либо испытывал. Иногда у нас было 4 тренировочных сессий в день».

   Также как и Михелс, Рокко и Эррера верили в то, что индивидульные качества должны служить команде - общее всегда лучше, чем сумма частей. По словам Эрреры: «Тот, кто играет для себя - играет для противника, а тот, кто играет для команды - играет для себя».

   Катеначчо считали более защитным стилем, чем это было на самом деле. Объясняя свой стиль, Эррера сказал: «Немного коротких, быстрых пасов для того, чтобы как можно быстрее достичь ворот соперника. Здесь нет места для дрибблинга. Это не система, а инструмент. Мяч всегда движется вперёд, ещё быстрее, если за ним нет игрока».

   Это поразительно похоже на подход «Тотального» футбола для достижения половины соперника за наименьшее время. Афоризм от Эрреры: «Думай быстро, действуй быстро, играй быстро».  Без сомнений, это перекликается с Михелсом, а позже - с Луи ван Галом.

Луи ван Гал

   Рокко скрупулезно планировал каждую потенциальную ситуацию, и Михелс делал что-то подобное. Эррера тщательно изучал соперников - их действия, реакцию, выносливость, скорость, рабочую ногу, их действия в отдельно взятой ситуации. Через несколько десятилетий Йохан Кройфф сказал: «Перед тем, как сделать ошибку, я не делаю эту ошибку».

   Голландская газета Algemeen Dagblad отпраздновала победу «Аякса» над «Интером» в 1972 году как «смерть оборонительного футбола». Однако, катеначчо привёл Италию к победе в ЧМ-1982. Через десять лет, Кройфф и его Дримтим в «Барселоне» и «Аякс» ван Гала вернули «Тотальный» футбол.

   И катеначчо, и «Тотальный» футбол - результат развития футбольных тактик и общественных изменений. Споры между двумя философиями шлифовали футбол вплоть до этого дня. Возможно, лучше всего это проявляется в экспрессионизме в стиле «барокко» у ученика Кройффа - Пепа Гвардиолы и прагматичного холизма Диего Симеоне.

Это конец, спасибо за внимание!

Вот первая, вторая и третья части.

Понравилось? Тогда поддержи меня подпиской на блог и на паблик ВК! Это очень поможет моему развитию, спасибо :) 

Источник - THESE FOOTBALL TIMES 

Низ