9 мин.

Дмитрий Анисимов: Мы не можем конкурировать с деньгами «Газпрома»

Директор дирекции спортивных программ телеканала "Россия" рассказал Eurofootball о прошлом, настоящем и будущем государственного спортивного телевидения.

Мы вынуждены показывать кино

Когда начинается сезон на спортивном телевидении? Государственные общеполитические каналы приучили нас к сентябрю. А как у вас?

Мы ничем не отличаемся. К сентябрю запускаем новые программы, новые проекты. Ну а трансляции идут согласно календарному плану.

Какие передачи вы готовите к новому сезону?

Канал «Россия-2» меняется, у нас появился проект «Большой спорт». Там мы собрали все, что не относится к телевизионным трансляциям. Трансляции народ смотрит, а вот другие спортивные программы – новости, обзоры, шоу – собирают аудиторию обычно в два раза меньше, чем телевизионная трансляция. Поэтому делать такие программы на федеральных каналах невыгодно. Теряем аудиторию, спонсоры не идут в эти программы. Замкнутый круг. Мы решили попробовать сделать некий телевизионный проект, который давал бы не только новости, но и аналитику, интервью – широкий жанр, больше не для специалистов, а для тех, кто иногда смотрит спортивные программы. Мы запустили этот проект в июне, и летом он у нас обкатывался. Очень хорошо он себя зарекомендовал во время Универсиады.

Кто был инициатором изменений?

Главный редактор канала – Игорь Леонидович Шестаков, который пришел 1 апреля на смену Дмитрию Медникову, естественно, все это утверждается у руководства ВГТРК. Все хотят найти что-то новое, чтобы увеличить аудиторию канала. Основной контент канала Россия-2 – это спорт. Но в 2010 году поменялась лицензионная наполняемость канала, и теперь спорт здесь составляет около 47 % от общего объема вещания. То есть делать спорта меньше этого мы не имеем права.

Изменение концепции – это требования рынка. Не секрет, что ВГТРК потеряла за несколько лет много спортивных трансляций – Чемпионат России по футболу, Лига Европы, Лига Чемпионов. Все это, естественно, привело к падению аудитории. Надо было что-то делать. Мы решили добавить общепопулярные передачи – научные, путешествия, кино.

Изначально канал «Россия-2» создавался как специализированный канал о спорте, он и назывался – канал «Спорт». Как я помню, в него закладывалась социальная функция, так как на экранах было слишком много «грязи» и мало нормальных передач, а спорта вообще, по сути, не было. Что изменилось сейчас, почему опять все решают рейтинги, которые у криминальной истории изначально будут больше?

При любой социальной функции всегда есть экономическая составляющая. Канал «Спорт», действительно, был социален. На первых этапах нам помогали. ВГТРК – государственная компания, дотации из бюджета есть, но они строго регламентированы. Дотации идут на оплату услуг связистов, технические каналы, спутники, на закупку наиболее крупных спортивных соревнований – Олимпиад, чемпионатов мира по различным видам спорта. Все остальное канал должен оплачивать за счет коммерческой деятельности. То есть социальная функция была, а неограниченного финансирования не было. На этом рынке тоже существует конкуренция. Конкурировали мы с телеканалами «НТВ+», за которым стоит «Газпром-медиа», там денег не жалеют, это деньги не государственные. В результате, трансляции из-за рубежа нам теперь продают втридорога.

У ВГТРК нет денег, чтобы поддерживать исключительно спортивную наполняемость канала. Настал момент, когда стало много повторов соревнований, зритель перестал смотреть. Пришлось сделать микст, так как каналу нужны рекламные деньги, нужно зарабатывать.

Мне кажется, очень сложно будет удержаться на плаву в такой ситуации. У «НТВ+» развитая структура спортивных каналов, их большое количество. ВГТРК тоже пытается построить такую сеть, сделать несколько коммерческих спортивных каналов. Мне кажется, это путь в никуда. Гонка вооружений, которая истощает силы и средства.

Появление дополнительных спортивных каналов ВГТРК вызвано тем, что у нас было определенное количество прав на турниры, которые мы не могли показать в полном объеме. Например, идет чемпионат мира по плаванию с утра и до вечера. «Россия-2» показывает час-полтора, остальное уходит в никуда, а мы заплатили деньги. Кроме того, у нас 79 региональных компаний, которые могут транслировать местные соревнования. Вот чтобы не было этих потерь контента, мы запустили несколько дополнительных каналов.

Но ведь может настать время, когда все более-менее значимые трансляции будут выкуплены «НТВ+». И что вы тогда будете делать?

Вы знаете, мы все равно будем упираться до конца, потому что считаем, что, например, «НТВ+» идет не очень правильной дорогой по показу российского чемпионата. РФПЛ и «НТВ+» немного переоценили стоимость продукта, который есть у них в руках. Они решили монополизировать свое положение, надеясь

в дальнейшем отбить затраты. Но существуют законы маркетинга, законы рекламы. Когда продукт еще не развит, нельзя уводить его в закрытый сектор экономики. Исчез футбол с центральных каналов, или его показывают в 13:30 – в то время, когда его будут смотреть только фанаты футбола, аудитория не расширяется, поэтому интерес к чемпионату России даже снизился. Если раньше им интересовалось 25-30 % населения страны, то сейчас он интересен только 5-7 % населения.

Мы предлагали другую систему. Есть общедоступный канал, который продвигает соревнование, есть специализированные – которые его продают. И это у нас работает. Возьмем КХЛ – у них есть свой канал, и есть большое число трансляций у нас. Так и должно быть. Спонсоры не пойдут на закрытые каналы. Спонсорство развивается там, где зритель видит этот продукт. Продукт они видят на федеральных каналах. Даже международные федерации заинтересованы, чтобы крупные турниры – чемпионаты мира, Олимпиада – транслировались на общедоступных каналах, потому что это – продвижение продукта.

Нам предлагают российские матчи по цене всей французской лиги

Вы боролись с «НТВ+» за российский футбол. В чем заключалась эта борьба?

Мы пришли вместе с известной уважаемой компанией Infront Sports&Media и предложили такую схему – живые деньги за телевизионные и коммерческие права, потому что известно всем, что такие права лучше продавать в одном пакете. Не только телетрансляции, но и спонсорство на стадионах, на майках и так далее. Мы

предлагали 70 миллионов за один сезон плюс все деньги, за исключением агентских комиссионных, что мы заработали бы сверх этого. Но РФПЛ решила реализовывать коммерческие права сама, и в этот вопрос мы и уперлись. Нам предлагают теперь по три минуты с каждого матча, из которых полторы – выход команд на поле, соответственно, полноценный обзор сделать невозможно. Мы пытаемся объяснить: ребята, мы же на вас работаем, мы же, по сути, рекламируем ваш продукт. Пока не получается.

Будет ли ВГТРК в дальнейшем предпринимать шаги, чтобы вернуть футбол на канал «Россия-2»?

Будем. Мы и сейчас не хотим отказываться от российского футбола, просто предложение должно быть нормальным. Не секрет, что к нам приходили представители Лиги-ТВ, приносили свои предложения. Но мы посчитали такие предложения не очень адекватными, потому что стоимость пакета, который нам предлагали, была очень большая, а в этот пакет не входили топовые матчи. Причем эти нетоповые матчи стоили баснословные деньги – мы посчитали, что за один матч мы могли купить права на всю французскую лигу.

То есть предложения должны быть все же адекватными. Если вы хотите нормально сотрудничать, то надо ориентироваться на рынок.

У нас часто многие вопросы решаются, когда проявляется политическая воля.

Не хотелось бы беспокоить Владимира Путина. У него других проблем хватает. Мы общались с министром спорта Виталием Мутко, с руководителем администрации Президента Сергеем Ивановым. Нам задавали вопрос, почему у нас кино идет вместо футбола, мы постарались объяснить, что не можем бросаться деньгами, как это делает «НТВ+». Это нерыночный подход.

Нет ли в планах какой-то реорганизации в связи с тем, что контент каналов меняется?

Кабельные каналы ВГТРК приносят прибыль, они работают исключительно из тех денег, которые собирают с операторов кабельных сетей. Если они будут убыточными – мы их закроем.

Права на какие турниры выкуплены ВГТРК?

КХЛ, Лига ВТБ, волейболисты, биатлон, Чемпионат мира по футболу, Олимпиада, коньки, фигурное катание, ведем переговоры по поводу чемпионата мира по плаванию, Чемпионат Франции, Кубок Англии, Кубок Германии, Кубок Либертадорес.

Какая особенность при освещении крупных турниров, таких как Олимпиада, чемпионат мира, есть какие-то секреты подготовки?

Во-первых, надо влезть в те рамки, которые устанавливает бюджет. Расходы на показ чемпионата мира, Олимпиады каждый год растут. Плюс к домашней Олимпиаде огромный интерес у различных программ ВГТРК. А у нас всего 200 мест, желающих же намного больше. Это, в том числе, региональные компании, которые хотят отправить туда своих людей, так как у них выступают свои спортсмены. Будут готовиться какие-то программы о ко- мандах, о спортсменах.

Наверное, перед домашней Олимпиадой все-таки есть мандраж и дополнительное волнение? Ошибки здесь должны быть исключены.

Не скажу, что есть какая-то особая ответственность. Просто гораздо больше ажиотаж. А мандраж – это перманентное состояние (смеется). У нас же один турнир за другим – Универсиада, чемпионаты мира. Иногда чувство опасности пропадает (смеется).

В случае ошибок головы сразу «секут»?

Смотря какие ошибки. Были люди, с которыми мы расставались, потому что они делали те вещи, которые журналист делать не должен, но это редкий случай. Спорт – это не политика, здесь все попроще.

«Удар головой» стал для нас дорог

«Россия-2» в новом сезоне попрощалась с программой «Удар головой». Честно, я был удивлен. Да, программа не во всем однозначная, но такие и должны быть на ТВ. Она вызывала споры. Ее делали талантливые люди – Юрий Дудь, Игорь Порошин, там были интеллектуальные гости-эксперты – Алексей Андронов, Андрей Червиченко. Что случилось?

Программа создавалась не нами, это сторонний продукт. У любого такого продукта есть стоимость, есть аудитория. Это чистая экономика. Если бы эта программа стоила раза в четыре меньше, то, наверное, она бы осталась. Бюджет у нее был большой, и цифры аудитории были даже меньше, чем у программы «Футбол России», которая совсем бюджетная, недорогостоящая.

Вам самому нравилась эта передача, может быть стоило найти компромисс?

Мы не были в большом восторге от этой передачи. Понятно, что есть форма – попытка на скандале, на каких-то материалах сделать аудиторию. Можно было пойти на то, чтобы испортить отношения с людьми, прикрывая этих ребят, которые делают скандальную передачу, но это должно быть во имя чего-то. 

Получается, давление на вас все-таки было?

Особого – нет. Мне никто не звонил, но многие говорили: к вам приду, а вот на «Удар головой» – нет. Понятно, что Александр Бубнов ходит ко всем – ему надо деньги зарабатывать, Отар Кушанашвили – это его профессия, а другие люди часто игнорировали. Вообще, все зависит от того, как к спорту относится общество. Когда на итальянском телевидении делают такие же аналитические программы как у нас, там рейтинг совсем другой, потому что там отношение к футболу другое.

У нас же в спорте люди хотят смотреть действие в реальном времени, именно трансляции собирают максимальную аудиторию, именно на это мы и будем ориентироваться.

Автор: Станислав Пахомов

Материал из сентябрьского номера Eurofootball:

Сентябрьский номер Eurofootball

Подписывайтесь на страницу Eurofootball на Google+

 

Eurofootball на Google+