9 мин.

«Рубин» и Шаронов. Что поменялось в Казани за пару месяцев?

Второй приход Курбана Бердыева в «Рубин» закончился этим летом. 5 июня руководство клуба разорвало с ним контракт, посчитав результаты команды неудачными. Действительно, два последних сезона клуб заканчивал сезон на 10-ом и 11-ом месте. Не этого ждали, наверное, от человека, с чьим именем связаны все основные успехи «Рубина». Теперь команду тренирует бывший игрок команды Роман Шаронов, который уже успел стать одной из самых интересных личностей нового сезона. Давайте разбираться что нового привнёс в игру команды Шаронов, и как она меняется.

В своём первом интервью на клубном канале Роман Шаронов сказал, что основная схема команды – 4-3-3, и то, что ему нравится комбинационный футбол, но он будет отталкиваться от возможностей игроков. И вот, прошло шесть туров, «Рубин» провел игры и с топами чемпионата («Краснодар», «Локомотив», ЦСКА), и с командами пониже уровнем («Ахмат», «Арсенал», «Динамо»), поэтому можно подводить первые итоги.

Во-первых, команда действительно стала играть по схеме 4-3-3, которая при обороне трансформируется в 4-1-4-1 из-за того, что фланги отходят назад за крайними защитниками атакующей командой, и во-вторых, действительно "Рубин" стал играть более комбинационно, особенно это проявлялось в последних матчах. Повысился процент владения мячом по сравнению с прошлым сезоном, увеличилось количество передач, в атаку команда старается выходить через короткий пас. 

Основная схема команды выглядит примерно так

Рассмотрим игроков конкретнее по некоторым позициям.

- Дюпин. На данный момент Юрий запомнился тем, что спас команду от несколько явных опасных моментов у своих ворот. Но по числам он выглядит не очень хорошо.

Во-первых, «Рубин» - это третья команда чемпионата по тому как часто она задействует вратаря. Выше только «Тамбов»(2) и «Уфа»(1). Но, здесь есть важное «но». «Рубин» по стилю отличается от этих команд. «Уфа» и «Тамбов» предпочитают отдать мяч, играть вторым номером, неспроста именно эти коллективы замыкают таблицу по количеству передач среди команд. «Рубин» же на ней на четвертом месте (2644 паса за 6 туров)».

У «Уфы» вратарь за матч совершает в среднем 29,5 передач, но тут важнее не количество, а процент от общего числа. Мы взяли только те матчи в которых играл Беленов (в первых двух турах в воротах «Уфы» стоял Чернов, так как Беленов отбывал двухматчевую дисквалификацию), и посчитали, что его передачи составляют громадные 8,68 % процента от общего числа передач. Что в принципе логично. Ведь такие команды как «Уфа» часто встают у своих ворот, прессингуют не особо интенсивно, что выливается в дальние удары от соперника, забросы в штрафную, благодаря чему вратари и набирают эти передачи.

Но ведь «Рубин» так не играет. И всё бы хорошо, если бы Дюпин не терял мяч так часто. У него очень много неточных лонгболлов (83 – это второй показатель в лиге, например у Лунёва этот показатель всего 23). К тому же тут можно вспомнить матч с «Краснодаром», где единственный гол был забит из-за ошибки Юрия.

Да, Дюпин пока помогает выходить из под прессинга, но если Шаронов хочет ставить комбинационный футбол, то вратарь команды должен уметь хорошо начинать атаки. Поэтому Юрию стоит стараться не просто выбивать мяч, а стараться играть на ближнего партнера и делать это точнее.

- Степанов. Сезон в роли левого защитника начинал Денисов, но после пары провальных матчей его заменил Степанов. Данил хорошо подключается вперед, например, когда вингеры уходят в центр, то весь фланг остается на него одного, и он, с этой своей работой справляется. Проблемы начинаются у Степанова в обороне. Часто теряет позицию, вспомним матч с ЦСКА и гол Фернандеса, когда он оставил свой фланг, иногда действует рискованно, выдвигаясь на соперника. Поэтому если у соперника на правом фланге игроки уровня Влашича, Фернандеса, то у «Рубина» будут возникать проблемы.

Но тут стоит сделать скидку на то, что ему всего 19 лет, понятно, что он ещё может прогрессировать. Но если слухи про переход Мельгарехо правдивы, то я бы его взял, потому что играть против Ломовицкого – это одно, а против Малкома – это совсем другое, и будь у Данила надежный сменщик за левый фланг обороны было бы не так тревожно.

- Центральные защитники и Коновалов. Решил объединить этих игроков вместе, потому что их игра очень сильно влияет друг на друга. Коновалов – это связующее звено между линией защиты и полузащитой. И эту свою роль он выполняет неплохо, но не всё так просто. Коновалов иногда очень здорово помогает команде, причем делая это пассивно. Соперник, зная, что «Рубин» играет через Коновалова, закрывает его даже двумя игроками, в итоге у центрального защитника появляются так называемые каналы для передачи вперед на полузащитников или на нападающего, что позволяет Уремовичу или Сорокину разрывать полкоманды одной передачей. Отсюда и высокие показатели progressive runs и pass (то есть они очень хорошо двигают мяч вперед) у центральных защитников.

Примеры я привел в своем телеграм – канале.

Также доказательством того, что «Рубин» меняется являются статистические показатели центральных защитников. Например, количество передач за игру у Сорокина выросло с 48,6 за матч до 72(!). Да, поменяли схему и теперь сзади не три защитника, а два, но ведь при этом выросла также и точность на 4 процента, что говорит о том, что меняется и тип передач – с более длинных на короткие. У Уремовича выросло с 46,5 до 54,7 и плюс 5 процентов к точности. Да, количество лонгболлов у защитников тоже выросло, но в процентном соотношении они уменьшилось, то есть центральные защитники «Рубина» стараются чаще играть через мелкий пас, а не бездумными забросами вперёд.

Коновалов ожидаемо лучший в команде по xGBuildUp90, то есть он вносит самый больший вклад в игру, не учитывая удары и пасы под удар.

- Подберёзкин и Могилевец. Эти двое играют под нападающим, но выполняют немного разные функции.

Подберёзкин больше взаимодействует с мячом. Он постоянно в движении, ищет пространство между линиями, всегда старается быть открытым для продолжения атак, а Могилевец больше старается подключиться вовремя в штрафную, поддержать атаку впереди.

Отсюда, например, и такие числа – Подберезкин за игру 41 пас в среднем, а Могилевец всего 26.

Вот хорошая диаграмма показывающая их различие. Вклад в игру, ключевые пасы – это к Подберёзкину, а удары и ожидаемые голы – это Могилевец.

- Грузины впереди эффектны, но не эффективны. Зурико, Квара, Микелтадзе. Вот кто отвечает за фланги в новом сезоне, и пока не сказать, что ребята выглядят плохо, но им точно есть куда прогрессировать.

Возьмем первых двух, потому что Микелтадзе сыграл пока лишь 150 минут. Оба хорошие дриблеры (Зурико – 2,8 обводок за 90 минут, Квара – 1,8), оба много бьют за матч, больше всех в команде, могут обойти несколько соперников, хорошо подключиться атаку, но за первые шесть туров на двоих у них 1 гол Квары и 0 ассистов. Плюс ко всему, у обоих низкие показатели xG/shot. То есть их удары не несут большой опасности для соперника, они хорошо двигают мяч, но слабы в завершении.

- Кьяртанссон. Исландцу однозначно надо прибавлять в командной игре. У него неплохие числа на данный момент, но это скорее вопрос выборки, уж слишком мало матчей пока он провел в нашем чемпионате. Поэтому его статистика должна прийти в норму. Главная претензия к нему в том, что он часто теряется на поле. Для него норма выполнить около 20 касаний за матч. Вряд ли Шаронов будет делать на него ставку, если так дальше продолжится.

У «Рубина» средние показатели по интенсивности прессинга по лиге. Но команда не боится играть агрессивно. Например, в матчах с «Краснодаром» в гостях команда встречала соперника довольно высоко.

Например, если за мячом опускается опорник, а у «Краснодара» обычно один из игроков помогает разыгрывать мяч защитников, то его прессингует один из полузащитников (Подберёзкин/Башкиров/Могилевец). Если мяч у крайнего защитника, то в прессинг включаются вингеры (Зурико/Квара/Микелтадзе). Обратите внимание, что на втором скрине Башкиров уже вернулся обратно на свою позицию.

Здесь Могилевец прессингует центрального защитника «Ахмата», то есть три игрока в центре выдвигаются по необходимости на трех игроков защиты.

«Рубину» не хватает скорости принятия решений. Комбинационный футбол требует быстрых передач, игры в одно касание. Казанцы пока испытывают с этим проблемы.

На скрине Подберёзкин опускается за мячом, получает его от центрального защитника и, вместо того чтобы развивать атаку быстрой передачей на Кварацхелию, он тянет с этой передачей, попадает под прессинг «Краснодара» и теряет мяч.

Опять матч с «Краснодаром». Данченко получает на фланге мяч, начинает смещаться в центр, в это время в середине Зурико врывается в огромное свободное пространство и показывает, что ждёт передачи, но Данченко не отдает, даже несмотря на то, что он – правша, здесь он просто обязан был отдать передачу, которая хорошо могла бы развить атаку.

«Рубин» однозначно меняется, это видно и по числам, и визуально, что очень круто. От оборонительного футбола Бердыева, который уже успел надоесть людям в Казани, переход на более комбинационный футбол Шаронова – это то за чем интересно следить. Неспроста ведь на стадионы возвращаются болельщики.

Но у «Рубина» есть аспекты над которыми Шаронову точно следует поработать. Например, над обороной, как бы это странно не звучало. Пока команда больше допускает у своих ворот чем создает у соперника (83 удара против 88 ударов соперника). По допущенным моментам у команды очень плохие показатели. 10xGA и всего лишь три пропущенных мяча – это точно везение, так всегда продолжаться не может, поэтому им стоит ожидать пропущенных мячей.

Как я уже говорил, следует как бы ускорить игру команды. В матче с «Арсеналом» «Рубин» выглядел очень здорово. Было много забеганий, стенок, следствием этого стал очень красивый гол. Скорее всего именно к такому футболу и стремится Шаронов.

Перестройка «Рубина» - это один из самых интересных моментов на старте сезона. Да, за стиль респект, но пока есть, что улучшать.

Подписывайтесь на мой блог, впереди все самое интересное. Также можете подписаться на мой телеграм.