7 мин.

Уроборос. Сможет ли Артета вывести Арсенал из временной петли?

Времена наступили плачевные по всем фронтам, и в моем футбольном клубе, и в моей “любимой”, которую не отдают, поэтому я обойдусь без красивых вступлений. Если вы хотите разобраться, что происходит с лондонским “Арсеналом”, тогда давайте сразу перейдем к делу.

В начале своей карьеры в “Арсенале” Микель Артета использовал в матчах связку двух центральных защитников. Этот подход приводил к критическим ошибкам в обороне, к чему, на тот момент,  уже успели привыкнуть и болельщики клуба, и даже футбольные зрители “со стороны”. В связи с необходимостью срочно менять плачевное положение дел, пришлось укреплять тылы любыми доступными средствами.

Тогда схема игры “Арсенала” изменилась таким образом, что левый защитник Тирни стал отыгрывать роль и центрального защитника, и левого защитника, а левый полузащитник, например Сака, возвращался при обороне на позицию левого защитника.

Переход от двух к трем центральным защитникам стал временным, но достаточно эффективным решением проблемы в обороне “Арсенала”. Благодаря такой замысловатой тактике клуб сумел обыграть в концовке чемпионата Ливерпуль, взял кубок Англии пройдя Манчестер Сити и Челси, а также выиграл Суперкубок Англии у Ливерпуля.

Назад в Будущее

“И когда мне показалось, что я уже завязал, они снова меня туда затащили”, – Майкл Корлеоне, “Крестный отец 3” Сильвио Данте, “Клан Сопрано”

Я видел много авторитетных мнений, что Артета снова перейдет к двум защитникам, изменения лишь вопрос времени. После “летнего” трансферного окна, которое закрылось в середине октября, в команде появился игрок центра поля отлично подходящий для возвращения к изначальным схемам Артеты. С появлением не только Томаса Парти, но и центрального защитника Габриэля, тренер “Арсенала” действительно начал постепенно воплощать в жизнь свои оригинальные замыслы.

Ожидаемого многими перехода на какие-то “гвардиоловско-клопповские” 4-3-3 в данном случае не произошло. Артета плавно перевел “Арсенал” на схему 4-2-3-1. Два центральных защитника и два винг-бэка, два “глубоких” центральных плеймейкера, тройка “быстрых и креативных” и одинокий бомбардир. Со смелыми переменами пришел, вызывающий испанский стыд, худший старт лондонского “Арсенала” в Английской Премьер Лиге за 39 лет (13 очков после 14 матчей).

Абсолютно в такой же манере, как и в начале второго сезона при Унаи Эмери, команда сыпется с грохотом падающих металлических пустых бочек. В такой ситуации настоятельно рекомендую болельщикам лондонского клуба беречь свою голову.

Предлагаю не списывать все на схему и тактику, и уж точно еще рано говорить о том, что Артета не справится окончательно. Все дело в стихийном круговороте, в который засосало “Арсенал”.

С.Т.Р.А.Х.

В своей заметке про новейшую историю лондонского “Арсенала” я сравнивал клуб с поездом, который часто менял составы и потерял “лицо”. А как это бывает в современном мире, если у чего-то нет официального названия, скорее всего у него уже есть неофициальное. Социум и передача информации развиты настолько, что даже у безликого футбольного клуба уже давно есть свой ярлык, или штамп от народа, какой-нибудь мем в конце концов.

К сожалению, “Арсенал”, как команда, превратился за последние годы в модного, но совершенно бестолкового зумера, который показывает капризный характер, и сильно подвержен влиянию социальных сетей и общественного мнения. Обратите внимание, что сегодня из клуба старательно вытесняют именно игроков с “тонким” характером (Матео Гендузи и Месут Озил). Гендузи молодой бунтарь без причины, а Месут уже давно сменил роль на Инстаграм инфлюенсера и звезду игровых стримов.

Сейчас команда представляется мне таким трендовым влогером. “Арсенал” делает дебютную серию выпусков с пятеркой в защите, показывает результат и собирает сотни тысяч лайков. С этим пришли новые контракты на новый сезон под названием “Путевка в Лигу Чемпионов”. Это время выходить на уровень топовых инфлюенсеров и пилить оригинальный контент. И вот тут у “влогера” начинаются серьезные проблемы.

Чтобы сделать шаг на ступень выше, надо рискнуть и показать что-то новое, что-то сильное и свежее. Делаем первый эпизод, включаем немного нового. Вроде бы прошло как и раньше. Во второй эпизод добавляем больше нового – провал. Первые дизлайки и злобные комменты. Хорошо, заявляем публично, что третий эпизод точно всем понравится – снова провал. Четвертый – дизлайков уже тысячи. Пятый эпизод теперь и делать не хочется, а то эти подписчики съедят живьем.

Кардинально нового контента так и не появилось, а реакция зрителей рождает все больше и больше ошибок в продакшене. По-моему, “Арсенал”, именно как коллектив, сильно подвержен страху неудач и полного провала. Так было с Эмери во втором сезоне, так стало с Артетой сейчас.

В этом замешена коллективная психология, климат в раздевалке, язык жестов и тела. Отражение этого легко можно заметить на поле: энергия и импульсивность Нельсона, Виллока и Сака, рядом со скованными движениями Виллиана и Джаки – сильные контрасты. В недавнем матче с “Вулверхэмптоном” я заметил даже некоторую вальяжность у Обамеянга, кажется, что он пытается не забивать себе голову и получать удовольствие, но нет борьбы, и нет голов. Игроки “Арсенала” боятся идти в дриблинг  (9 попыток дриблинга против 21 попытки у “Вулвз”), боятся сделать рискованный обостряющий пас (часто игроки разводят руки отдавая пас назад). Я конечно могу ошибаться в каких-то моментах, но в целом с общей картиной должно согласиться большинство. Многие игроки “Арсенала” закованы в невидимые кандалы.

Артет-а-тет

Я был очень недоволен работой Унаи Эмери в “Арсенале” в целом, но его главная проблема была не на поле. Проблемы Эмери были в раздевалке, на пресс-конференциях, на тренировках с командой. Когда молодому “тик-токеру” пришло время показывать новый оригинальный контент топ уровня, он начал психовать как обычно, но и совершенно не понимал “испанского рыбака” – его комичное английское произношение лишь смешит.

В отличие от Эмери, Артета уже зарекомендовал себя неплохим оратором. Многим сразу понравился контраст между размытыми и туманными терминами и лаконичными, четкими и прямыми фразами. Немаловажно и то, что Микель может говорить о “защите своих игроков”, при этом не стесняясь посадить в глубокий запас любого, кто не в форме. Артета не боится делать открытые заявления. Так почему же я делаю акцент именно на умении разговаривать?

Я убежден, что в тактических решениях, в игровой философии и предпочтениях Артеты нет серьезных проблем. Основная задача для Микеля сейчас – вбить в голову “инфантильного инстаграмщика”, что он футболист, спортсмен, что это борьба, челлендж, в котором надо не опрокинуть на голову ведро воды, а заставить соперника бояться тебя и проиграть тебе. Это поле боевых действий, в которых тактика помогает 11 сильным духом, уверенным в себе мужчинам, доминировать над любым соперником. Но никакая тактика не поможет, обозленным на фанатов, на своих партнеров по команде, на весь мир, испуганным инфлюенсерам.

Надеюсь, что Артета окажется способен на нечто подобное – разбудить в “Арсенале” дух победителей. Конечно, ему не вытащить все это лишь своими речами. Игроки как Обамеянг, Луиз, Ляказетт (думаю, Тирни, Парти и Габриэль тоже обладают подходящими характерами), которые способны оказывать положительное влияние на своих одноклубников, должны показывать свое образцовое отношение к делу. Тем не менее, мне ситуация видится именно такой: команде нужна серьезная психологическая работа.

Иногда надо выйти на поле с упрямой уверенностью в себе, разозлиться на себя за одну мысль о поражении, настроиться так, чтобы твою энергию и серьезные намерения соперники (а может и некоторые одноклубники) почувствовали без слов. Страх может быть твоим врагом, но также он может быть и твоим союзником.

В противном случае, мы рискуем вновь наблюдать как дракон пожирает свой хвост.