Волшебные диффузоры
Для начала давайте определимся с тем, что такое диффузор, и зачем он нужен. Физический энциклопедический словарь подсказывает, что «в гидроаэромеханике, диффузор это участок проточного канала (трубопровода), в котором происходит торможение потока жидкости или газа». В нашем случае это конструкция в задней части днища болида, там, где расширяется и замедляется быстрый поток, проходящий под плоским днищем автомобиля. Его основная функция оптимизировать этот поток таким образом, чтобы увеличить его скорость под днищем, создавая тем самым прижимную силу, и уменьшить аэродинамическое сопротивление автомобиля.
В предыдущей версии технического регламента около 40 процентов общей прижимной силы болида создавалось именно диффузором, остальное приходилось на передние/задние антикрылья. Изменения, которые произошли за зиму, были направлены на общее уменьшение прижимной силы, и то, как это отразилось на оперении болидов, естественно, заметили все болельщики. С диффузорами гораздо сложнее тут уже не обойтись без вооруженного взгляда, прицельного фото, и вообще, если бы не скандал, вряд ли мы бы обсуждали, как должен выглядеть данный девайс по задумке Рабочей группы по обгонам.
Проще всего проследить изменения на рисунке, позаимствованном на F1Technical. Слева прошлый год, когда диффузор состоял из двух элементов высокого центрального канала, и «гребенки» из более мелких канальчиков, которая заканчивалась на уровне задней оси. Справа нынешний вариант, представляющий простецкую гребенку, которая была отодвинута от оси на 350 мм, имеет ширину 1 метр и высоту 175 мм. Именно таким представляется протестующим командам «идеальный» диффузор, и именно так они его воплотили в жизнь
Кажется, все предельно ясно: есть параметры, все команды должны им следовать, те, кто не укладывается в рамки, нарушает правила. Присматриваемся к волшебным диффузорам «Брауна», «Тойоты» и «Уильямса» и видим, что здесь даже не потребуются точные измерительные приборы ФИА гораздо более сложные, нежели у соперников, конструкции заметно нарушают предписанную высоту.
Однако, все не так просто, и чтобы понять, в чем тут дело, нужно хорошенько разобраться в техническом регламенте, который описывает детали кузова болида, не называя их привычными нам именами, а пользуясь своей терминологией. Например, наши диффузоры, в прочтении «правильных» команд, подпадают под определение элементов, обращенных к земле, пункт 3.12. В частности, ставшего уже знаменитым пункта 3.12.7: «Детали кузова, видимые снизу машины и находящиеся между задней осью и отстоящей от нее на 350 мм линией, не могут быть выше, чем 175 мм над плоскостью отсчета».
Но это лишь одно правило, вырванное из контекста. На самом же деле, если рассмотреть в комплексе все, что написано в регламенте про заднюю часть болида, как это сделали коллеги с F1Technical, получится картинка, в которой вы, хоть и с применением доли воображения, но все же углядите хвост современного автомобиля «Формулы-1».
И вот тут-то начинают вылазить «серые» области. Например, уже в самом пункте 3.12.7 есть лазейка элементы, видимые снизу. То есть если над основным диффузором размещена еще одна конструкция (они ведь уже получили наименование двухпалубных), которая выше предписанных 175 мм, но при проекции на горизонтальную плоскость не видна, значит, все в шоколаде.
Берем «Уильямс» или «Браун». Их решение как раз удовлетворяет приведенному выше условию, но, естественно, подпадает под другие ограничения, а конкретнее, под пункт 3.5, посвященный ширине деталей кузова позади задней оси. Именно этот пункт в первой его части предписывает всему, что находится под отметкой 200 мм над плоскостью отсчета, быть не шире 1 метра (диффузор), а всему, что выше этих самых 200 мм не шире 750 мм (это заднее антикрыло).
Дырку замечаете? В 3.12.5 фигурирует цифра 175, в а 3.5 200, то есть целых 25 миллиметров по высоте остались неприкрытыми. Значит, если там расположить нечто, невидимое при взгляде снизу, то можно увеличить площадь вертикального сечения выходящего из-под днища потока примерно на 14 процентов, что повлечет за собой и увеличение прижимной силы
Казалось бы, если все так просто, почему другие команды не использовали эти самые 25 миллиметров? Да вот, они как раз говорят, что все заметили, свои варианты выслали техническому делегату ФИА еще в марте 2008 года. И получили отказ. Разумеется, что они там нарисовали, нам неизвестно, просто после всех упрощенных рассуждений показалось, что в дизайне нет ничего сверхъестественного, и возникли подозрения в некоторой выборочности разосланных одобрений. И здесь, чтобы разобраться во всех нюансах, уже недостаточно посмотреть на видимые внешние части диффузора и поиграться с размерами. Например, у замечательного правила 3.12.7 есть продолжение, в котором говорится, что все поверхности, обладающие боковыми и продольными вертикальными плоскостями, должны в пересечении формировать одну непрерывную линию, видимую снизу болида. Вы что-нибудь поняли? Я нет, но рискну предположить, что именно из-за этой непрерывной линии и произошел весь сыр-бор в признании каких-то конструкций легальными, а каких-то нет.
Теперь обратимся к «Тойоте», которая вообще создала диффузор, чем-то смахивающий на прошлогоднюю версию с выступающим центральным каналом. Область, в которую японская команда вписала свой диффузор, формируется пунктами 3.10.4 и 3.10.5, предназначеными для размещения заднего элемента безопасности (на рисунке c F1technical я эту область разметила красными крестами). Эта выступающая центральная секция может быть шириной всего 150 мм, такой же глубины, но по высоте может доходить до 400 мм, и там, под фонарем, ей даже разрешено выступать вообще так далеко, насколько хватит фантазии дизайнера
Итого, речи о разночтении технического регламента, на мой взгляд, здесь не идет. Скорее, это неудачное описание предъявляемых требований, позволившее трем командам найти лучшее решение. «Браун», «Уильямс» и «Тойота» молодцы и получили вполне заслуженное вознаграждение за свои гениальные идеи. Остальным конюшням, в том случае, если Апелляционный суд не постановит придать правилам более строгий вид, предстоит серьезно потрудиться над задней частью болида. «Ред Булл» уже провозгласил, что для внедрения волшебного диффузора им придется переработать полмашины, а решение «Тойоты», на мой взгляд, вообще в этом году не скопируется слишком фундаментальные параметры конструкции оно затрагивает.
По материалам Autosport и F1Technical.
И потом, Андрей, вы продолжаете отстаивать невиновность Кими, даже после того как он сам позавчера и вчера дважды признал свою ошибку. Это ваше право, но вы можете себе представить и моё расстройство, когда Феррари потеряли 2 машины почти на 1 круге.
Да это пожалуй несомненно, и если этот парень так будет гоняться весь сезон, я полагаю вакансия в Феррари может быть предназначена для него... А там ещё и Шуми суетиться с его защитой, свой свояка...
«I don’t like the behaviour of the FOTA technical delegate (Brawn), who should have reported this thing immediately,» Briatore told the Italian media.
«Brawn should have been fair. Three months ago he should have come to us to tell us there are two interpretations over the diffusers. When I go to the FIA or to Ecclestone, I go in the name of the FOTA, not Renault’s. I don’t like the fact that a FOTA representative didn’t relate things transparently,» he added.
Безусловно субъектив, но...
Вот Росберг, тоже вроде бы совсем не на чистой трассе ездил, однако...
А почему у того же Райкконена по-сранению с одинаковым и по машине и по упертости трассы Массой совсем другие «времена», разве не интересно?
Так что, по поводу «самообмана» вы как-то не туда.
Я же вам не навязываю.
Никто же почему-то не возмущается рейтингу «быстрейшего круга».
А его в данной гонке имеет Росберг. Ну и что?
2. Кубица теоретически мог достать. Опять же мы не знаем, мог ли Баттон прибавить. Другое дело, что я допускаю, что Кубица мог догнать именно из-за шин Баттона. Так что машины сравнить трудно.
Насчёт Феттеля понял.
Не напомните сайт с покруговкой? Был где-то, но комп накрылся
Непрерывной определялась проекция линии пересечения поверхностей.
Ну а проекция реального тела (и аэродинамического обвеса) на плоскость будет ограничена замкнутой и непрерывной линией.
Что касается двигателя и КПП - они в регламенте названы двигателем и трансмиссией, потому как по определению не могут быть предметами «двойного назначения». Тем более аэродинамического.
Вы всё видели на трансляции. А за факты, как Вам правильно отметили, выдаёте предположения. Исключительно ИМХО с целью выгородить своего любимца. Где ВАШИ факты?
Я Вам привёл свою трактовку фразы Доменикалли. Она куда более логична, чем Ваши измышления
Спасибо за статью!
Доходчиво и по делу
так что в целом мне это видится как ви сказали - свалить на кого-то непонятые правила. тем более, что по другим высказываниям Флава кажется, что ему обязательно нужно запретить диффузоры....
в то время как феррари и макларен уверен сеичас их делают без лишноего шуму до апеляции...
проблема догнать в бюджете рено?
Однако что? Больше или меньше кругов он был способен выдать, чем Баттон? О чем говорит цифра 8? Это много для его условий или мало?
//А почему у того же Райкконена по-сранению с одинаковым и по машине и по упертости трассы Массой совсем другие «времена», разве не интересно?// Ну так вы же не написали, почему. Вы запостили голые цифры.
Я же оспорил те выводы, которые вы все же сделали: что Барик не имел суперпреимущства, потому что мало кругов прошел с временем из 1.29, что Феттель быстр на стандартной (гы) машине, и что макларену еще работать. Да, выводы верные, но предпосылка - не верна. Барик был достаточно быстр, как для роздолбанного болида, у Феттеля отнюдь не стандартная машина, к тому же он имел открытое пространство, что ОЧЕНЬ важно при штамповании кругов, А льюису некогда было фастлапить, он обгонял, что не отменяет проблем с болидом.
Что опять непонятно?
А, резюмируя, повторю, о чём говорил Ave Enzo - в любой гонке для любого пилота можно сказать - да ему просто повезло (или не повезло), потому что такие факторы присутствуют в каждой гонке.
.S. Повторю насчёт двух Феррари. Массу ЛХ обогнал ещё до проблем Филиппе.
P.P.S. Предлагаю не углубляться в игры виртуальных пилотов. Ни к чему хорошему это не приводит, только флейм бестолковый.
\\ Здесь вопрсос не техники а правомерности. Здесь нужны заключения юристов.
«7) ЛХ ничего выдающегося не показал просто повезло.»
Так как читаем на http://www.formulamag.com/news/show/10631
«Успех в Австралии руководитель списывает только на способности Льюиса Гамильтона.
“В целом для McLaren все сложилось лучше, чем можно было ожидать,- отметил Уитмарш.- Третье место, учитывая недостаточную эффективность автомобиля, свидетельствует об огромном таланте Льюиса. Команда выбрала правильную стратегию, мы пошли на риск, предпочтя стартовать на мягких опционных покрышках, останавливаться пришлось раньше, поэтому Льюис застрял за соперниками и позже проводил фантастические обгоны. Для него было непривычно прорываться со столь далеких позиций, однако в целом он продемонстрировал, почему является великим чемпионом мира. Льюис проделал великолепную работу”.»
ЗЫ: никому не уподобляясь и ни с кем не сравниваясь, я за свои 40 лет вождения тоже старался не насиловать без нужды движки, как бы экономя его ресурс. Это нормальная практика для нормальных водил
Несколько команд Формулы-1, которые не используют так называемый спорный диффузор, планируют разработать аналогичное устройство для своих автомобилей. Босс «Рено» Флавио Бриаторе считает, что из-за спорного диффузора могут возникнуть проблемы с безопасностью, а также отмечает, что в период кризиса лишние финансовые затраты на разработку диффузора неразумны.
«Ситуация с диффузорами глупа. Заставлять команды тратить деньги в период кризиса неразумно.
Кроме того, есть проблема безопасности: мы уже протестировали похожие элементы в нашей аэродинамической трубе. Они дают на 14% больше прижимной силы. Это не в духе правил. Мы можем ожидать увеличения прижимной силы в 30% или 40%, когда они будут полностью готовы», — цитирует Бриаторе f1technical.net.
Несмотря на то что Бриаторе не является поклонником спорных диффузоров, команды уже используют их, и «Рено» придётся сделать то же самое, если оно хочет достойно конкурировать в сезоне-2009. По слухам, новые диффузоры для «Рено» могут быть готовы к Гран-при Китая.
Это кто интересно положил ,что именно ферры и макларен должен разыгрывать титул?
Конечно, в техническом регламенте можно было назвать ЭТО «диффузором», и не изобретать дурацких формулировок, а просто дать чертеж и указать размеры - всем было бы проще. Одна только проблема - все машины станут совершенно одинаковыми.