5 мин.

Рискуем по-японски

Одной из причин неудач японских команд в «Формуле-1», основанных крупными корпорациями, вроде «Хонды» или «Тойоты», часто называлась медлительность и консерватизм в принятии важных решений, что идет в разрез с философией королевских автогонок. «Бриджстоун», который скоро последует по стопам своих соотечественников вон из Большого цирка, также не раз получал по заслугам за свои консервативные шины, но вот как раз напоследок изменил себе и оперативненько, по горячим следам Гран-при Канады, рискнул изменить тактику выбора резины на гонки второй половины сезона.

Правда, экстремальным на бумаге кажется только один вариант из предложенных: в Германии, на «Хоккенхаймринге», где «Ф-1» отсутствовала в прошлом году (как и в Канаде), а значит, еще не опробовала новые слики, шинники предлагают отойти от традиции и использовать составы, различающиеся не на один, а сразу на два шага. А поскольку такую комбинацию из четырех имеющих в наличии типов покрышек можно составить только одну, на немецкий Большой приз приедут «супер-софты» и «харды».

На остальные четыре гонки, для которых «Бриджстоун» выбирал резину, разница в один шаг сохранена. И где же здесь «новшество»? Все дело в том, что в прошлом году примерно в это же время японской компании также захотелось поэкспериментировать и попрать традиции, и на Гран-при Венгрии, Бельгии, Италии и Сингапура она привозила соседние составы. Объяснялось это тем, что, например, для Спа ультрамягкий состав категорически не подходит, а твердый может вызвать трудности у пилотов, поэтому выбор пал на просто мягкие и средние. Аналогичные составы приехали и в Монцу, для которой твердая резина, по мнению инженеров, давала бы слишком большую разницу в их поведении по сравнению с мягкими покрышками. Естественно, для городских и просто медленных трасс – Монако, Будапешта и Сингапура – в прошлом сезоне выбирались два самых мягких компаунда. Сейчас же «Бриджстоун» везет в Бельгию и Италию те самые (и даже более жесткие) «харды», считавшиеся неподходящими год назад, и «медиумы» в сочетании с «суперсофтом» для медленных автодромов.

И все ради того, чтобы попытаться воссоздать уникальные условия, которые возникли в Монреале, когда команды столкнулись с повышенным износом резины, выбрали разные тактики, а пилоты сталкивались на трассе на шинах не только отличного типа, но и разной степени поношенности, что в итоге и вылилось в фееричный Гран-при. Как вы знаете, я не большая поклонница всяких искусственных и надуманных (а не естественным путем возникших по ходу Гран-при) мер по повышению зрелищности, но тут уж ничего не поделаешь: нравится или нет, здесь мы как в гостях, не выбираем, а кушаем, что подано. Поэтому не будем обсуждать, что нужно было бы сделать, чтобы стало действительно интереснее, а просто попытаемся рассмотреть последствия уже имеющегося предложения.

Недолго думая, могу предложить три возможных сценария, по которым будут развиваться эти «экспериментальные» пять гонок.

Сценарий первый, пессимистичный. Согласно ему, тактика команд на сухую гонку в целом останется неизменной по сравнению с «классическим» Гран-при Испании, то есть будет базироваться на одной остановке, старте на опциональных покрышках, и доезде до финиша на основных. С одним но – эта тактика, возможно, приобретет немного экстремальную окраску в том смысле, что этот единственный пит-стоп будет производиться не после приблизительно первой четверти дистанции, как было в Барселоне, а даже раньше, что еще больше удлинит время скучной процессии. Впрочем, последнее предположение маловероятно хотя бы потому, что «Бриджстоун» сместил свой выбор в сторону более твердых покрышек, то есть «опцию» оставил такой же, что и в прошлом году. Ее поведение можно считать более-менее предсказуемым, и первый отрезок, по идее, уменьшиться не должен.

Сценарий второй, прошлогодний. Фишка Гран-при Канады состояла в том, что не только ультрамягкие, но средние составы плохо подходили состоянию трассы на первой половине дистанции, что вынудило все команды забыть об одном пит-стопе и совершить два. Как в прошлом году, когда топливная стратегия задавала эти самые две остановки в боксах. Вполне возможно, что ход «Бриджстоуна» как раз приведет к возвращению тех самых двух пит-стопов, от которых мы только-только избавились. Чем это (оказывается!) хорошо с точки зрения интереса? Например, для трасс вроде «Хунгароринга» и «Марина-Бэй», где обгонять сложно, это дополнительная возможность для пилотов поправить свою позицию с помощью быстрой работы механиков. Зрелищность в глобальном смысле сомнительна, но для команд и их болельщиков такой обгон может принести определенное удовлетворение в виде очков. Кроме того, два пит-стопа задают три отрезка, для каждого из которых нужно выбрать шины, и вариантов их последовательного использования теоретически становится больше – чистая комбинаторика. Но в то, что реализуется данный сценарий, я как-то слабо верю после того, как Фернандо Алонсо прошел дистанцию Гран-при Монако за минусом одного круга, на тех же самых шинах. Кстати, на том самом «медиуме», который заменил прошлогодний «софт».

Сценарий третий, оптимистичный. Выбранные «Бриджстоуном» составы оба окажутся неподходящими для трассы, что приведет к трудному выбору на командных мостиках и принципиально разным стратегиям и ошибкам, как в Канаде. Весьма сомнительный вариант, вроде молнии, дважды ударяющей в одно место. Ведь в Монреале дело было не только в шинах. Тут сыграло роль и состояние трассы – она была слишком «зеленой» на старте, и переменчивая погода – к воскресенью потеплело, и элементарная неопределенность – практически до самого финиша гонки никто не мог сказать, какая же стратегия была той самой верной! Но кто знает, может быть что-то подобное произойдет как раз в Хоккенхайме, который глава спортивного отделения компании Хирохиде Хамасима особо выделил как «подопытного кролика» – данные о нем будут тщательно изучены компанией. Очевидно, для того, чтобы принять решение на гонки после Сингапура.

Кстати, о Гран-при Германии. Ранее японец говорил о том, что решение рискнуть с новыми типами резины будет основано в первую очередь на обеспечении безопасности. В этом весь «Бриджстоун» – для них лучше шины надежные и суперизносоустойчивые, чем быстрая гоночная резина, действительно заставляющая пилотов думать, как с ней работать. Так вот представьте, насколько все консервативно, что выбор двух диаметрально противоположных компаундов для «Ринга», по оценке инженеров, остается безопасным…

Несомненно, в какой-то мере эксперименты «Бриджстоуна» отразятся не только на стратегиях, но и на способностях гонщиков. Самым ярким примером зависимости результатов от шин в этом сезоне является Фелипе Масса, который на Гран-при Бахрейна прекрасно вернулся в строй после прошлогодней аварии, а затем стух на четыре этапа, выдвигая причиной своих проблем использовавшиеся там шины. Для бразильца выбор мягкие/твердые оказался слишком консервативным, слишком трудным для прогрева в сочетании с бережно обращающейся с резиной F10.

Но «Бриджстоуну» не до запросов отдельных пилотов. И они, покидающие «Ф-1» по окончании сезона, могут позволить себе эксперименты, возможно во благо преемника – ведь на ошибках тоже учатся. Сами же японцы уже никак не могут повлиять на сложившееся о них мнение, разве что под конец лишь заставят больше о себе говорить. И какими бы ни были эти слова – это в любом случае реклама для компании…