12 мин.

Особенный и все-все-все

Некоторые тренеры боятся что-либо говорить про других тренеров – то ли из скромности, то ли из осторожности, то ли потому, что им нечего толком сказать. Моуринью – не такой. На всем протяжении своей карьеры он говорил о других, сравнивал себя с другими – и, разумеется, в футбольном мире постоянно искали, с кем бы сравнить его самого. Я попытался собрать коллекцию тренеров, чьи фамилии чаще всего звучат рядом с фамилией Моуринью. 

Моуринью и его учителя

Главным человеком в карьере Моуринью принято считать сэра Бобби Робсона, разглядевшего в предложенном ему руководством «Спортинга» переводчике человека с большими тренерскими задатками. Затем Робсон забрал Моуринью в «Барселону» – остальное уже история. Вообще-то, сэр Бобби собирался забрать Моуринью еще и в «Ньюкасл», даже понимая, что тот уже готов работать самостоятельно – Робсон пообещал, что через год-другой Жозе его сменит на посту, а сам Робсон станет гендиректором клуба. Моуринью не принял это предложение: «Бобби забыл, что я очень хорошо его знаю. Он жил на поле, ему нужен был прямой контакт с игроками – я не мог представить его менеджером, наблюдающим за игрой с трибуны». Робсон в итоге проработал в «Ньюкасле» пять лет и трижды попадал в пятерку, пока легенду все-таки не отправили в отставку в августе 2004-го. За три месяца до этого, как вы знаете, Моуринью выиграл Лигу Чемпионов.

 Чуть менее известно, что Робсон разглядел Моуринью не первым. Вообще-то руководство «Спортинга» предложило Робсону сразу двух перспективных помощников: ассистентом англичанина должен был стать Мануэл Фернандеш, известный в прошлом форвард, успевший к тому времени уже потренировать «Сетубал» и несколько других команд высшей лиги. Именно в «Сетубале» Фернандеш обнаружил талантливого 27-летнего тренера юношеской команды, который в дальнейшем стал его помощником в «Эштреле Амадуре». После работы у Робсона пути Фернандеша и Моуринью разошлись – первый так и продолжает перемещаться кругами где-то на уровне «Сетубала». В 2001 году Мануэль возглавил «Спортинг», но не смог продержаться там даже года, так и не использовав свой единственный шанс в клубе уровнем выше.

Если против команд Робсона Моуринью не играл вообще, а с Фернандешем – разве что в проходных матчах, то со своим самым важным наставником Луи ван Галом встретился однажды даже в финале Лиги Чемпионов. Сам Моуринью рассказывает, что у Робсона научился выстраивать атаку, а у голландского тренера «Барселоны» – искусству защиты. Перед финалом Лиги Чемпионов-2010 оба высказывались друг о друге максимально тактично – Моуринью отмечал мудрость руководства»Баварии», не уволившего Ван Гала после неудачного старта, сам Луи говорил, что они с Жозе большие друзья и регулярно обмениваются смсками. Сама же игра, ставшая образцом тактического гения Моуринью, подтвердила – ван Гал, может быть, и породил Моуринью, но вряд ли способен его превзойти и спасти мир.

 

Настоящий отец Жозе, Феликс Моуринью (на фото выше), тоже был тренером, хотя и не особо удачливым. Закончив карьеру в «Сетубале», стадион которого построил дед Жозе по материнской линии, он двадцать лет с перерывами работал на разных должностях в португальских клубах, но особых успехов не добился. Жозе вспоминает: «Мне было девять или десять лет, когда моего отца уволили прямо в Рождество. 22-го или 23-го он проиграл очередной матч, и в сочельник его отправили в отставку по телефону посередине нашего семейного обеда». Сейчас Моуринью-старший ведет далекую от публичности жизнь, разве что иногда вспоминает, каким исключительным был его сын в детстве и что он даже временами помогал ему в работе.

Феликс Моуринью, конечно, не мог быть ролевой моделью для своего сына – он и сам считает, что если бы у Жозе было столько скромности, сколько у него, тот бы ничего не добился. Но английский блоггер Саймон Кертис, живущий в Лиссабоне, предлагает более подходящего кандидата: Малкольма Эллисона, первого тренера-суперзвезду, на излете карьеры тренировавшего «Сетубал» как раз тогда, когда тренером вратарей там был Моуринью-старший. В 1987 году Жозе (тогда его звали обычно просто Зе) как раз учился в университете и регулярно приходил на тренировки команды, которую выводил в высшую лигу тренер, вполне способный назвать себя особенным. Тексты об Эллисоне обычно превращаются в сборники анекдотов (одну из историй я недавно вспоминал), но Моуринью, к счастью, перенял не бурлящее бонвиванство Эллисона (по легенде, в «Спортинге» президент на встрече предложил ему выбрать между бутылкой виски и новым контрактом, и Малкольм выбрал виски), а воспринял самое важное – как быть центром внимания в команде и как использовать это в профессиональных целях.

Жозе вообще всегда умел учиться – правда, некоторых своих наставников перерастал слишком быстро. Жезуалду Феррейра, его учитель в университете Лиссабона в начале 80-х, позднее получил достаточно суровую отповедь: сначала Моуринью отказался иметь с ним дело в качестве ассистента в «Бенфике», а в 2005-м в своей колонке для Record и вовсе проехался по нему бульдозером: «Один тренер за тридцать лет не выиграл ничего, другой выиграл много титулов за три года. Тренера с 30-летней карьерой забудут, когда она завершится; тренера с трехлетней будут помнить, даже если он уйдет из професии прямо сейчас. Это история об осле, который тридцать лет трудился, но так и не смог стать конем».

Любопытно, что этот конфликт, постепенно утихнув (сейчас Феррейра утверждает, что их отношения вновь стали дружескими), возник в ином виде между двумя другими португальскими тренерами, когда Жорже Жезуш решил высказаться по поводу Виллаша-Боаша так: «Невозможно стать тренером за год-два, также как и нелегко проработать им двадцать лет». Как и Моуринью, он словно бы подстегнул своими словами коллегу – «Порту» Виллаш-Боаша провел невероятный сезон, превзошедший три чемпионства Феррейры в 2007-09 годах.

Моуринью и его враги

Список врагов Моуринью, как видно даже из предыдущей истории, мог бы быть очень длинным, но нужно понимать, что многих своих коллег он оскорбляет просто походя, без особых эмоций. Это часть его искусства – отвлекать внимание от игры и игроков. Тому же Гвардиоле приходится выслушивать не слишком приятные вещи в адрес себя и «Барселоны» просто потому, что она представляет угрозу для «Реала». Примерно тем же в свое время провинились Арсен Венгер и Рафа Бенитес – последний даже как-то заявил, что Моуринью может поддерживать нормальные отношения лишь с теми тренерами, чьи команды он обыгрывает.

В некоторых резких фразах Моуринью, впрочем, трудно найти практический смысл. В 2003 году Моуринью внезапно отказался пожимать руку тренеру «Боавишты» Жайме Пашеку (фото ниже), единственному тренеру, с 1946 года сумевшему выиграть чемпионат Португалии с командой не из большой тройки. «Я не пожимаю руки тем, кого я не знаю», заявил Моуринью. В 2007 году Пашеку в ответ на очередной вопрос о Моуринью сообщил сакраментальное: «Он психически болен».

Отдельной любовью Моуринью почему-то пользуется Клаудио Раньери - сначала он резко отзывался в его адрес, сменив итальянца в «Челси», потом уже в Италии заметил, что «Раньери в свои 70 ничего не добился», когда тому было лишь 57. Клаудио, впрочем, отказался превращать эту перепалку в полноценную вражду, заметив лишь, что очень устает от повышенного внимания Жозе – а впоследствии даже заявил, что «Интер» должен поставить Моуринью памятник.

Моуринью и его клоны

Взлет Моуринью отразился на тренерском цехе Португалии практически мгновенно – не успел он еще уехать, как сразу нескольких заслуженных специалистов сменили тренеры чуть за тридцать без особенного игрового опыта. Сейчас тренеры старше 45 – скорее исключение; любого, кто добился хотя бы локального успеха где-нибудь во второй лиге, вполне могут на следующий год взять в высшую, надеясь заполучить-таки второго Моуринью. Андре Виллашу-Боашу, чтобы попасть в «Порту», понадобился ровно один год работы главным тренером в «Академике» – но до него было несколько других «новых Моуринью» разной степени успешности.

Первым кандидатом на это звание был Жозе Песейру, выпускник тех же тренерских курсов, что закончил Моуринью. Песейру вообще не играл в футбол профессионально, десять лет набирался опыта в слабых португальских командах, а затем, как и Жозе, оказался помощником главного в топ-клубе: Карлуш Кейруш позвал его в «Реал». Возглавив «Спортинг» в 2005 году, Песейру упустил победу в чемпионате лишь за тур до конца и дошел до домашнего финала Кубка УЕФА, где, впрочем, бесславно проиграл ЦСКА. Работодатели убедились, что этот португалец – вовсе не особенный; за последние семь лет Песейру подтвердил это в Греции, Румынии и Саудовской Аравии.

Когда в 2005 году «Порту» возглавил Жозе Коусейру, еще один ученик Жезуалдо Феррейры, соответствующая статья в Record так и называлась: «Клон Моуринью». Два Жозе вместе играли в юношеской академии «Белененсеша», вместе получали лицензии высшего уровня; оба происходили из очень футбольных семей, но так и не смогли стать хорошими футболистами. Среди прочих сходств португальские журналисты отмечали раннюю седину и то, что оба писали колонки для Record. В итоге Коусейру не проработал даже полного сезона. Дальнейшая его карьера выглядит скорее хаотичной, чем успешной - а сейчас даже Ольга Смородская просит не сравнивать его с Моуринью. 

Среди более экзотических клонов – анголец Жоау Карлуш Перейра, начавший тренировать в высшей лиге Португалии примерно одновременно с Моуринью, но доросший лишь до швейцарского «Серветта». Чуть лучше успехи у 46-летнего Карлуша Карвальяла (на картинке), еще 10 лет назад выводившего «Лейшоэш» в еврокубки и впоследствии выигрывавшего с «Сетубалом» Кубок португальской лиги. Сейчас он превращает «Бешикташ» в одну из самых португальских команд мира.

Наконец, можно вспомнить многолетнего ассистента Моуринью Балтемара Брито – пусть он куда старше и возглавил «Белененсеш» в 58 лет, но заголовки утверждали, что и этой команде достался Особенный. Несмотря на свои обещания звонить Моуринью в случае любых проблем, Брито был уволен уже через месяц после назначения. Сейчас он зарабатывает на пенсию в ОАЭ.

Моуринью и его преемники

Сложнее всего, впрочем, приходится не клонам Моуринью и даже не его врагам. Худшая тренерская работа на свете, как выяснил Мэттью Вуд - возглавлять какой-либо клуб вскоре после Особенного. В 2004 году Луиджи Дельнери был уволен из «Порту» еще до первого официального матча, трое его последователей (Фернандес, Коусейру и Адриаансе) в сумме проработали два сезона. Те же два сезона в сумме проработали Авраам Грант, Сколари и Хиддинк в «Челси»; в «Интере» за последние два года работает уже четвертый сменщик Моуринью.

Объяснять это можно по-разному – хоть талантом Жозе, хоть его вампиризмом, оставляющим после себя в команде выжженную землю (понятно, что произвести на игроков более сильное впечатление, чем Моуринью, которого не случайно называют мастером обольщения, практически невозможно). Главное, чтобы в  »Реале», если он когда-то решится избавиться от Моуринью, понимали, что список его преемников нужно сразу составлять подлиннее. 

Моуринью и его аналоги

Моуринью – давно уже не только конкретный человек, но и мощный собирательный образ яркого, успешного современного тренера, толком не игравшего в футбол. Свои Моуринью появляются в самых разных углах мира – правда, мало кто из них действительно чего-то добился.

Бельгийского «маленького Моуринью», скажем, зовут Джеки Матийсен (фото выше), он, как ни странно, одного года рождения с Особенным. Сейчас он возглавляет «Жерминаль», нигде за пределами Бельгии никогда не работал; более того, за всю карьеру Джеки выиграл ни единого титула. Основная причина сравнения – длинный язык Матийсена, регулярно обсуждающего игроков и тренеров других команд. Однажды, скажем, он публично высмеял розовый свитер Логана Байи из «Генка»; вратарь в итоге решил подарить его Матийсену, но тот изобразил, что у него от такого подарка идет носом кровь.

Некоторые Моуринью выглядят, конечно, совсем уже апокрифическими. Всего в одном случае упоминается в интернете заурядный шведский Моуринью Конни Карлссон, лишь один текст посвящен индийскому Моуринью Субрате Бхаттачарье. Существует самопровозглашенный ганский Моуринью, который даже не тренер – это некий спортивный директор клуба «Тема» Уинфред Осеи Палмер, считающий, что все успехи клуба – его личная заслуга.

Есть, конечно, и более серьезные примеры. Выдающегося молодого тактика из «Майнца» Томаса Тухеля, помимо прозвища «немецкий Моуринью», называют и Патологоанатомом из-за его дотошности в разборах игры соперников. Тухель, сумевший довести команду до сенсационного 5-го места, в этом году выглядит не так убедительно, но в потенциале немца пока что никто особенно не сомневается.

Венесуэльский Моуринью Сесар Фариас начал тренировать в 25 лет, сразу же выиграв чемпионат местной второй лиги. В 34 года он возглавил местную сборную и через четыре года впервые в истории вывел ее в полуфинал Кубка Америки. 

Не слишком веселая история польского Моуринью Чеслава Михневица (на картинке выше), хорошо начавшего в «Лехе», но в итоге павшего жертвой подозрений в договорных матчей и сейчас сидящего без работы, изложена в замечательном блоге In Bed with Maradona.  

Самый сомнительный Моуринью, которого мне удалось обнаружить – английский. Его зовут Энтони Хадсон, ему 30 лет и его сравнил с Моуринью сам Харри Реднапп. Закончив карьеру в полулюбительской американской команде, Хадсон добился каких-то успехов в роли тренера в другой американской команде, поработал немного в эпизодической роли в «Тоттенхэме», а затем возглавил «Ньюпорт Каунти» в пятом английском дивизионе. Набрав 8 очков в первых 12 играх, Хадсон был уволен и новых шансов проявить себя пока что не нашел.

В общем, приходится признать – самой успешной локализацией Моуринью оказалась российская. Леонид Слуцкий может быть противоположен Жозе по характеру и представительности внешности, но не стоит забывать главное – все атрибуты Моуринью не так важны, как его результаты. Других российских тренеров, дважды выводивших свою команду в плей-офф Лиги Чемпионов, у нас нет.