4 мин.

Почему Прохорову стоит купить «Спортинг»

Не знаю, подтвердится ли недавняя новость об интересе Михаила Прохорова к приобретению «Спортинга» – и тем более, воплотится ли этот интерес в реальные инвестиции – но сама идея мне кажется очень удачной. Вообще, если бы кому-то из мультимиллионеров было интересно мое мнение, то я бы порекомендовал покупать именно одну из португальских команд большой тройки; причем «Спортинг», пожалуй, выглядит самой любопытной инвестицией.

Для начала, «Спортинг» – команда с совершенно изумительной инфраструктурой, тщательно выстраивавшейся последние пятнадцать лет. Так называемый «Проект Рокетте», президента «Спортинга», начавшего возвращать команду в 1996 году к идеалам своего дедушки, мечтавшего сделать в Лиссабоне суперклуб, включал себя развитие сразу по нескольким фронтам. Все процессы внутри клуба должны были стать эффективными, доходы – диверсифицированными. «Спортинг» принципиально не делал ничего слишком роскошного, предпочитая функциональность. Новый стадион, скажем, специально строился с учетом акустики, чтобы на нем можно было устраивать концерты, а сиденья раскрасили в разные цвета, чтобы трибуны выглядели веселее на не слишком посещаемых матчах.

Академия «Спортинга», про которую я писал уже в этом блоге, – возможно, одна из лучших в мире; продажи игроков академии ежегодно приносят хорошую прибыль. У «Спортинга» налажена сеть филиалов и существуют особые отношения с другими крупными клубами – например, с «Манчестер Юнайтед». «Спортинг» финансово прозрачен: акции клуба открыто продаются на бирже.

У команды давняя история и прекрасные болельщики: даже на матчи с какой-нибудь «Лейрией» собирается не меньше 30 тысяч человек, несмотря на сомнительные результаты команды и достаточно дорогие для депрессивной португальской экономической ситуации билеты. Разумеется, на значимых матчах 50-тысячный «Жозе Алваладе» заполняется полностью. Не попасть хоть в какие-нибудь еврокубки команда большой тройки в последние годы не может вообще – в те годы, когда проваливается одна из них, другие компенсируют недостаток евроочков.

Разумеется, если бы все было прекрасно во всех отношениях, покупать «Спортинг» было бы сложно,  дорого и неинтересно. Прохоров купил «Нетс» не только потому, что Нью-Йорк – отличный город для привлечения звезд и внимания, но и потому, что там явно назрела необходимость что-то менять (в частности, место расположения). «Нетс» отвратительно играли и несли большие убытки – и ровно то же самое происходит сейчас и со «Спортингом». Очередной президент, Годинью Лопеш, явно не справляется со своей работой – несмотря на рекордные (и нехарактерные) закупки игроков в межсезонье, команда рискует не попасть даже в тройку, а творец успехов «Браги» Домингуш уже заменен на другого заслуженного португальского бомбардира Са Пинту.

Создание инфраструктуры – стадиона, академии и так далее – стоило денег, и эти деньги не были подарены, а по-прежнему остаются серьезными долгами. Общая задолженность «Спортинга» превышает 200 миллионов евро, и эта сумма растет каждый год на 20 миллионов. Команда не то что не может выиграть чемпионство, но всерьез сражается за третье место с «Брагой», уступающей столичному клубу вроде бы по всем параметрам. Состав в начале сезона можно было счесть перспективным, но на деле он оказался таким же, как выглядел – неудобоваримой смесью футболистов разных культур и умений; даже лучшие нынешние игроки клуба явно способны на большее. «Спортинг» находится в нижней точке – еще сильнее ему не даст упасть расклад сил в португальском футболе, но двигаться дальше можно только вверх.

Прохорову необязательно выделять команде сотню миллионов на трансферы – достаточно лишь освободить команду груза процентов по долгам. «Спортингу» нужно спокойствие и подходящий тренер; да, нового Нани, Андерсона или Роналду пока не обнаружилось, но, возможно, достаточно подождать еще сезон. Команда не может растерять всех болельщиков и за еще десять лет; академия неминуемо даст результаты, The Cure в следующий раз вполне могут выступить на «Жозе Алваладе» (в этом июле, правда, они решили сыграть неподалеку на природе); если купить сейчас «Спортинг» дешево, он через какое-то время начнет стоить больше.

Возможно, «Спортинг» не подходит именно для Прохорова – «Нетс» (или «Челси» Абрамовича) были куда лучше в плане публичности (Лиссабон – отличный город, но все-таки Португалия – это периферия Европы), решать локальные проблемы в специфической культуре – отдельное развлечение, особенно для кандидата в президенты России. Да и вообще, Прохоров по-настоящему любит баскетбол, а не футбол. 

Скорее всего, сам слух об интересе Прохорова инициирован нынешними хозяевами клуба, не представляющими, что делать с командой без внешних инвестиций – но это не означает, что они пытаются кого-то обмануть. «Спортинг» – именно тот проект, что способен вернуть и приумножить инвестиции, который может сделать его владельца заметной (пусть и не главной) фигурой в европейском футболе. Португальские законы позволяют заниматься сложными трансферными махинациями, португальский интерес к футболу – развивать новые маркетинговые возможности. В общем, если бы новости об интересе Прохорова не было, ее стоило б придумать.