6 мин.

Лучший футболист мира

Есть что-то очень заманчивое в самой идее того, что лучший игрок мира может обнаружиться где-то на периферии внимания, в чемпионате второго эшелона, в клубе второго ряда. Она как-то перекликается с ощущениями от наивного футбольного прошлого, когда в четвертом английском дивизионе мог выступать игрок, которого всерьез могли упомянуть в одном ряду с Пеле – прошлого, которое все больше превращается в легенду, пользуясь тем, что сохранились лишь отдельные мутные кадры, в которых при желании можно разглядеть все, что угодно.

Сейчас любой талант виден, любой шедевр снят и выложен на YouTube – и поэтому для меня удивительно, насколько мало внимания получает Халк из «Порту» по сравнению с игроками меньшего класса из более известных клубов. Дело даже не в цифрах, хотя по количеству голов и пасов за игру в последнем сезоне чемпионата Португалии (где, вообще-то, забивают не то чтобы много) он приблизился к невероятным показателям Месси и Роналду: у него 22+13 в 26 играх. Просто игроков таких очевидных способностей действительно мало; многих приходится оценивать по каким-то мелочам, нюансам – а возможности Халка видны невооруженным взглядом.

Его, конечно, очень легко счесть очередным Жарделом, который сейчас продолжает скитаться по миру, объявляясь то в болгарском «Черно море», который он покинул из-за плохой погоды, то в малоизвестных бразильских клубах – форвардом для слабых соперников и простых чемпионатов (хотя, если вспомнить о  »Галатасарае»-2000 и двух голах в Суперкубке Европы, этот штамп в отношении Жардела выглядит не совсем верным).  Разница в том, что Жардел был чистым нападающим-стервятником, игроком момента, ускорения, выбора позиции - а Халк, начинавший левым защитником, демонстрирует совершенно другую, по-своему уникальную игру. Может быть, я старомоден, но в моем представлении лучший игрок мира должен быть именно уникальным, особенным в своем гениальности – у него должен быть собственный вкус, запах и цвет. 

Кстати, о цвете. Прозвище зеленого героя комиксов отразилось на Халке достаточно сложным образом; многие считают, что оно связано с внешностью и особенностями фигуры, но, на самом деле, футболист получил его в детстве от отца, которого забавляло, как маленький Живанилдо изображает своего любимого монстра. В юности Халк был невысок и куда менее мускулист; невероятных объемов грудная клетка пришла к нему со временем; его явная атлетичность в итоге вышла на первый план, исказив представления о его игре. Забавно, конечно, думать, что против твоей команды играет монстр, склонный к неудержимой ярости, – увидеть за мифическим чудовищем реальный талант несколько сложнее.

Халк действительно очень силен, но сила – не основа его игры. Халк уверенно сочетает в себе невероятное, противоположное; для начала, он ярко выраженный левша, играющий справа, опускаясь за мячом иногда очень глубоко, чуть ли не в центр; мастер дальнего паса, обладающий при этом нечеловеческой силы и точности ударом. Чувство динамики, невероятное ускорение, сменяющееся резким замедлением, опрокидывающим менее сбалансированных защитников, вальяжным обыгрышем стоя и верным ударом в пустой угол – в такие минуты Халк напоминает его кумира Роналдо в лучшие годы. Иногда на него находит приступ гениальности и желание вытащить всю игру на собственных плечах, и тогда Халк из глубины начинает обводить чужую команду, как детей, на ходу изобретая какие-то необязательные, но предельно эффективные финты – в такие минуты он похож на Зидана. 

Халк, в первую очередь, игрок пространства. Он может играть в центре, но обязательно достаточно глубоко, не на острие. Его мощь – не столько для толкотни, сколько для выносливости; по чувству баланса он сравним в Вагнером Лавом, но корпусом пользуется значительно меньше, предпочитая традиционные бразильские индивидуалистические ценности вплоть до обводки пешком. При всей эффектности (когда такая махина демонстрирует тончайшую технику, это впечатляет) тут его слабое место - хорошо закройте  левую ногу Халка, и толку от него будет куда меньше; в свое время это почти удалось, к примеру, Георгию Щенникову – правда, Халк все равно успел забить.

В этом его особый шарм. Фалькао, его бывший партнер и собрат по таланту, все же мастер одной манеры – травма, усталость, что угодно, и без игры на опережение и навевающих мысли то ли о Ван Дамме, то ли о Майкле Джордане полетов от Фалькао останется немногое (подобное немногое по имени Клебер сейчас уже забивает за «Порту»,  но в плодородной игре команды расцветают даже самые деревянные нападающие). Халк же всегда, в любой момент может сделать игру более-менее на одной ноге – забив со штрафного, подав угловой в нужную точку пространства, точно ударив с сорока метров, пока защитник ожидает рывка. Может и не сделать, конечно – но мы сейчас о футболе, а не о баскетболе, здесь гарантированных вещей вообще практически не бывает.

Завершая панегирик, отмечу, что Халк, как любой хороший современный игрок атаки, отлично умеет зарабатывать пенальти – очевидные, неочевидные и вообще не существующие; пора уже признать, что в двадцать первом веке любой приличный форвард должен уметь качественно симулировать. Интересно, что при этом практически невозможно выяснить, как он играет головой – штрафными, угловыми и навесами к штангам занимается сам Халк. Впрочем, сам нападающий говорит, что в Португалии сильно прибавил и в этом – учитывая, как он прогрессирует с каждым годом, все реже теряя мяч из-за самонадеянности и все лучше вписываясь в командную игру, в это легко поверить. Заголовок текста учитывает в первую очередь именно этот постоянный прогресс; еще год подобного совершенствования, и он уже не будет выглядеть провокационным. 

Один из немногочисленных известных фанатов Халка (помимо президента «Порту», сообщающего, что не обменял бы его даже на Роналду) - сэр Алекс Фергюсон, заметивший талант бразильца еще в 2009 году; говорят, у «Манчестера» есть специально выделенный скаут, посещающий все матчи «Порту».  Дунга, в чьи планы на ЧМ Халк не попал из-за дисквалификации, растянувшейся на несколько месяцев, полагает, что именно он должен стать следующим после Роналдо главным форвардом сборной Бразилии; с ним согласны местные журналисты и болельщики, по итогам сезона-2010/11 признавшие Халка лучшим бразильцем, играющим за рубежом. Впрочем, несмотря на очевидные достоинства, Халк не совсем игрок для сборной Бразилии – его блестящие фланговые передачи особенно некому замыкать, желающих взять игру на себя хватает и без него, а играть чистой «девяткой» – значит, не использовать изрядную часть потенциала.

На самом деле, я очень хотел месяц назад, чтобы «Анжи» все-таки договорился с «Порту» о покупке Халка – сейчас это чуть ли не единственный клуб, способный совершить такой трансфер (Фергюсон сделал ставку на развитие «МЮ» несколько в ином направлении, в игру «Челси» Халк вряд ли впишется без серьезной перестройки, «Барселоне» и «Реалу» он тоже пока не нужен, другим просто жалко денег). Самому Халку, как настоящему бразильцу, почти все равно, где играть, серьезным шагом назад в его карьере такой переход бы не стал, а его манера игры совместима с любыми партнерами, пусть даже несколько меньшего класса, чем у него были в «Порту». Я же попросту смог бы видеть его чаще и больше. Смотреть за действиями игрока подобного уровня – удовольствие само по себе; в принципе, не так уж и важно, за кого он играет, против кого и где. Если Халк уже полностью оправился от недавней травмы, возможно, этим удовольствием болельщикам «Зенита» придется и ограничиться в сегодняшнем матче.

Другие материалы блога

Окно в Португалию. Жизнь после трансферов

Стартовая страница. Португалия

Суперкубок Португалии: парни на продажу и футболисты из ниоткуда