8 мин.

Дежавю, «Бенфика» - «Челси»

Фернандо Торрес – неудачник. Спросите у любого болельщика, кому из звёзд футбола нынче приходится хуже всего и ответ у всех будет один. Испанец, некогда фееривший в АПЛ, до сих пор не может достигнуть прежних вершин своей карьеры. Он будто мальчик, пытающийся сделать «солнышко» на качелях со встроенным ограничителем высоты.

Именно этот неудачник, после обычного выноса мяча Чехом через всё поле и грамотной подправки Маты, ставит корпус великану Луизао, оттирая капитана «Бенфики» так, что последний отправляется вдыхать аромат газона на «Амстердам-Арене». Нандо вываливается один на один с Артуром, семенит, переигрывает голкипера и отправляет мяч в пустые ворота.

Все, на ком есть хоть что-то синее в тот момент, кричат. Я тоже кричу. И тут меня накрывает мощнейшее, давно позабытое чувство дежа вю.

***

После стартового свистка португальцы понеслись вперёд как проклятые.

Уже к 15-ой минуте создав у ворот «аристократов» столько же моментов, сколько «Челси» создаст за весь матч, футболисты «Бенфики» наиграли минимум на один гол. Заниматься перечислением фамилий игроков лиссабонского клуба, которые крушили лондонцев весь стартовый отрезок матча – всё равно, что петь песню «За горами да лесами горы да леса». Кардосо, Гайтан, Мельгарехо, Перес, Сальвио, снова Кардосо. Уничтожая поползновения «синих» в сторону атаки на корню, в зародыше, парни в красных футболках показывали свой футбол. Каталонская манера игры, отточенная Жезушом, доведённая им до абсолютизма (как в лучшие года гвардиоловской «Барсы») прижала «Челси» к воротам Чеха. Иной раз казалось, что номинальные гости в середине(!) первого тайма играли на отбой. «Бенфика» раскатывала «синих» по всем фронтам настолько круто, что, казалось, вгрызись «орлы» посильнее, надави на соперника ещё самую малость, и соперник этот развалится как космический корабль с пробоинами в борту, пытающийся пройти плотные слои атмосферы.

Проявлять британский характер пришлось отнюдь не британцу, а самому близкому и немножечко родному для любого российского фаната «Челси» человеку, и речь здесь совсем не про Романа Абрамовича. Бранислав Иванович сумел таки вывести защиту «Челси» из транса. Лучший серб в истории «Локомотива» сначала с нарушением правил фолит на Пересе и тут же останавливает проход Сальвио, а затем идеально ставит корпус неугомонному Кардосо.

Именно неуступчивость Бано, жёсткость, заряженность на игру, его характер и стали в итоге краеугольным камнем успеха команды с Туманного Альбиона. Даже тогда было ясно; не проснись «Челси» ближе к перерыву – быть беде.

Но «Челси» проснулся. Проснулся и передал слово ветерану. Фрэнк Лэмпард, получив сантиметры свободного пространства у угла штрафной площади «Бенфики» ударил по мячу, едва не забив самый нелогичный, никак не вытекающий из игры, гол в истории финалов Лиги Европы. Только вот Артур, пойманный лучшим бомбардиром «Челси» на противоходе, кончиками пальцев мяч потащил.

А уже совсем к концу первого тайма повреждение получил Аспиликуэта. Мысли невольно заставили думать о замене, где единственный кандидатом был Пауло Феррейра. Телевизионная картинка не показала португальского старожила, но, я уверен на все 100, Пауло был готов вступить в игру сразу, как только Аспи попросит замену. Я бы шутканул, мол, уходя на пенсию Сезар оставит правый край защиты какому-то юному игроку, а надёжным вторым номером будет Феррейра, но… Португалец завершил карьеру. Спасибо тебе, Пауло.

***

Когда начался второй тайм, стало понятно, что первый был всего лишь репетицией, разминкой для надвигающейся бури. Отдохнувшие футболисты «Бенфики» в третий раз за игру пошли в навал. Будь чуть хитрее Кардосо или слеповатее боковой судья, счёт был бы открыт на 51-ой минуте. Но зоркий лайнсмен углядел миллиметровый офсайд.

«Челси» ни на секунду не был лучше, хотя в атаке что-то стало получаться у подопечных Рафаэля Бенитеса. Все фанаты лондонцев ждали каких-то решений от рулевого. Оскар, проваливший матч, просто растворился на поле. Торрес проигрывал навес за навесом, а то, как легко «Бенфика» проходила центр поля и как просто доходила до штрафной, ввергало в любого в трепет, заставляя ломать стулья, как делает это Леонид Слуцкий. Замен не последовало.

И тут случилось то, что я уже где-то видел. Передо мной был Торрес, выходящий тет-а-тет на Вальдеса, передо мной был оборванный на вздохе стотысячный Камп Ноу, на моих глазах неудачник окупал все затраченные на него деньги.

***

Они проигрывали 0:1 и не могли не забить.

Ещё свежа была в их памяти та драма, что случилась с «Бенфикой» днями ранее. Пропустив на последней минуте от злейшего врага очень обидный мяч, «Бенфика» прощалась с чемпионством. И уезжали они в Амстердам в статусе более слабой команды рвать и метать.

Я, будучи человеком, весьма падким на сравнения, вслух назвал «Бенфику» улучшенной моделью «Спартака». Но только потом понял, что клуб из Лиссабона – это как клуб из Мюнхена год назад. До финала ЛЕ «орлы» фактически проиграли всё, что могли. И потому именно еврокубковый трофей стал бы чудесным утешением.

Они рвали и метали. Сразу же, после гола Торреса, Жезуш отправил разминаться ряд игроков и уже через 7 минут на поле появились Джон и Лима. Через пару секунд Сераз Аспиликуэта сыграет рукой в своей штрафной, судья укажет на точку, а я произнесу знакомую молитву, которую каждый раз говорю в таких случаях: «Танкист, тащи».

Оскар Кардосо, заслуживший в том вечер гол больше, чем кто-либо, будет точен, ударив по центру. А Петр Чех, часами готовящийся к сериям пенальти путём просмотра DVD, упадёт в левый от себя угол.

У команд есть ещё 22 минуты основного времени и минутки 3 судья добавит.

***

Борьба. Жёсткая, бескомпромиссная, мужская борьба поселится на идеальном газоне «Амстердам-Арены» до конца матча. Тут и Луизао придержит Торреса руками там, где это карается пенальти, тут и маленький Мата будет вцепляться за мяч, не проигрывая ни Гараю, ни дьяволу. Тут и Кардосо шваркнет под перекладину, заставив тянуться Чеха. Именно в борьбе Гарай получит травму и не сможет продолжить матч, а Ола Джон вытравит всё желание ходить вперёд у Рамиреса. Давид Луиз, прессуемый Матьичем забудет о подключениях в атаку и перестанет финтить в центре поля. Гарри Кэхилл по прежнему будет снимать весь верх, а Бранислав Иванович вплоть до последних минут останется синонимом к слову «надёжность». Острый на язык Эшли Коул, уходя со своего фланга, доставит не мало проблем Пересу. Всё это поднимет и так запредельный градус накала до космических высот.

«Бенфика», разрывая соперника 75 минут игрового времени, почти сразу резко сдала. Именно отсюда стал возможен диагональный пас Луиза на Мату, метров на 40, где испанец зацепится за него и в единственный из возможных моментов, отдаст пас на Лэмпарда. Знаете, если бы Лэмпс тогда забил, это было бы очень символично. Ни Артур-вратарь, ни тем более Артур-король, этот мяч бы не поймали. Голландская перекладина приняла могучий удар капитана «Челси» на себя.

***

Последние минуты матча в Мюнхене были адом. После гола Томаса Мюллера в голову лезло разное. Я понимал, что если понадобиться, то буду ждать ещё 8 лет главный еврокубковый трофей в клубном футболе. Но я также понимал, что у этого «Челси», моего «Челси», шансов тем же составом выиграть ушастый приз больше не будет.

Под грустный мотив моих рассуждений Фернандо Торрес заработал первый угловой для своей команды. Хуан Мата пошёл подавать, отыгрываясь с матч-болла, и лицо испанца я никогда не забуду. Именно тогда пришло осознание того, что отыграемся. Именно тогда появилась надежда на лучший из исходов.

***

На последней добавленной минуте матча с «Бенфикой» Хуан Мата пошёл подавать угловой. Одной ногой живя в экстра-тайме я стал свидетелем истории. Бранислав Иванович, оказавшись за спиной у кого-то из защитников «Бенфики», попятился назад, глядя на летящий с угла поля мяч. Пара шагов назад, прыжок и мяч летит в неприкрытый вратарём угол. Второе за два часа ураганное чувство дежа вю накроет меня.

Я хочу стереть себе память, чтобы заново пересмотреть этот матч.

***

Осознание победы придёт потом. Задержавшись где-то в очередях, оно сначала позволит счастью заполнить всё вокруг. Уже после скажут, что Иванович признан игроком матча, а Дидье Дрогба, приехавший в Амстердам поддержать старых друзей, выложит фото Бано в инстаграм с фразой месяца: «My brother from another mother». Потом придёт осознание того, что два испанских парня станут действующими обладателями главным футбольных триумфов и, почему-то, сначала подумается про Мату, а не про Торреса. И совсем после захочется поблагодарить Рафу Бенитеса за проделанную им работу.

Всё это будет потом.

А пока, мяч летит ворота, минуя всё живое на своём пути.

И в тот миг они уже стали чемпионами, хотя ещё не знают про это.