4 мин.

Люди на трибунах

 Елена Петровна Швайбович о людях, которые поддерживали и поддерживают её команды на трибунах - болельщиках минского «Горизонта», польской «Олимпии», московского «Динамо» и «Ростов-Дона»

«Горизонт»

Моя карьера профессиональной баскетболистки начиналась на закате советской эпохи. На тот момент наш минский «Горизонт» входил в число лучших команд тогда ещё единой страны, мы боролись за самые высокие места, однажды добрались до союзного «серебра». Свои домашние матчи мы проводили в достаточно небольшом зале, который, естественно, был постоянно забит под завязку. Особо страстными нашими болельщиками были работники завода «Горизонт», который мы представляли. Собственно говоря, формально мы и сами были работниками завода, так уж было тогда принято – ведь официально в СССР не было спортсменов-профессионалов, только любители.

Так вот, болели за нас в Минске от души, команду любили, но никакой организованной поддержки не было. И лишь единицы ездили поддержать нас на играх в другие города. И это, как правило, были персональные болельщики, верней даже поклонники отдельных баскетболисток.

 

«Олимпия»

Поэтому, перейдя в польскую «Олимпию», я была приятно поражена тем, как болеют в Познани. Да и не только болеют – в городе уделялось большое внимание команде, пресса и телевиденье подробно освещали жизнь команды, выходили специальные издания, посвящённые баскетболу. К игрокам относились с большой теплотой и вниманием, было очень приятно, когда люди узнавали на улицах, в магазинах, улыбались, говорили слова поддержки, желали удачи.

На самом высоком уровне была и поддержка команды, в фан-клубе было много людей молодые и активных. Польша – страна относительно небольшая, туры национального первенства проводились в выходные дни, поэтому мы никогда не оставались без поддержки, ребята из фан-клуба всюду следовали за нами или вместе с нами. Яркие флаги, шарфы, майки клубных цветов. Громкие песни и речёвки. Для меня это всё было в новинку и всё это мне очень нравилось.

На домашних играх чемпионата в зале примерно на тысячу мест неизменный аншлаг. Матчи еврокубков проводили на огромной пятитысячной «Арене» - тоже аншлаг. Так что о Польше и польских болельщиках остались самые приятные воспоминания.

 

 

«Динамо»

 В начале 90-х отечественный спорт переживал очень непростые времена. Не стал исключением и баскетбол – играть заграницу уезжали все кто мог, это коснулось и нашей команды, победителей Олимпиады-92. В 1994 я стала первой, кто приехал в Россию из зарубежья. Откликнувшись на приглашение Татьяны Николаевны Овечкиной, я перешла в московское «Динамо». Тут, конечно же, с Польшей, не могло быть никакого сравнения - на игры приходили лишь самые преданные поклонники нашей команды, люди старшего поколения, да ещё наши друзья и родственники. Однако Татьяне Николаевне удалось создать боеспособный коллектив, собирая под динамовские знамёна известных баскетболисток, в том числе и моих коллег из золотой олимпийской дружины-92. Вслед за мной в «Динамо» оказались и другие олимпийские чемпионки - Ирина Рутковская, Светлана Заболуева, Наталья Засульская, Элен Бунатьянц, уже после моего ухода пришла Ирина Сумникова. Мы завоёвывали «бронзу» и «серебро» чемпионатов страны, а с 1998 года четыре раза подряд становились чемпионами России, регулярно участвовали в еврокубках. Естественно вместе с успехами увеличилось и количество зрителей на трибунах. Публика заметно помолодела, пришло новое поколение поклонников баскетбола, стали появляться болельщики в клубных шарфах. Однако до столь организованной и мощной поддержки как в Познани было всё же очень далеко. И кстати, одно из самых ярких «болельщицких» воспоминаний динамовских времён связано именно с Польшей. Наверное, никогда не забуду польского пограничника, вошедшего в ехавший на еврокубковую игру динамовский автобус со словами: «День добрый панству! Кто есть пани Швайбович?». Было безумно приятно, что спустя столько времени в Польше не забыли обо мне.

 

«Ростов-Дон»

 Первые годы своего существования «Ростов-Дон» не был избалован зрительским интересом. На наши игры приходили прежде всего самые преданные поклонники донского спорта со стажем, настоящие спортивные гурманы. Были и те, кто поддерживал нас громко и активно, и не только в Ростове – фанаты футбольного клуба. Но вся беда в том, что весной, в пору решающих наших игр, они покидали нас и возвращались на привычные для себя трибуны футбольных стадионов.

Сейчас ситуация выглядит куда более оптимистично. После выхода команды в Суперлигу зрителей на трибунах заметно прибавилось. Собственно измелились и сами трибуны – нашей домашней ареной стал «Экспресс», куда более уютный и просторный, чем зал спортшколы. К тому же в «Экспрессе» гораздо больше возможностей для создания праздничной атмосферы – свет и звук там вполне на уровне. И мы не преминули этими возможностями воспользоваться – группы поддержки, ведущий, конкурсы для болельщиков. С этого сезона у нас появился маскот – пантера Донна, моментально ставшая любимицей детей. На телеканале «Южный регион» появилась программа «Баскет-леди». В общем, в плане зрительского интереса и посещаемости игр мы сделали очень большой шаг вперёд. При этом понимая, что то всего лишь один шаг…  Но самое главное у нас появились свои болельщики, болельщики нашего клуба. Сначала это была инициативная группа из нескольких человек, потом людей стало больше. Появилось и название «Баскетбольная Семья». Впрочем, деятельность «Баскетбольной Семьи» столь пестра и разнообразна, что заслуживает отдельной записи в блоге. А пока же… Пока пользуясь случаем хочу поблагодарить «Баскетбольную Семью», всех тех наших болельщиков, которых не смутили аномальные холода и дорожные трудности, кто приехал и поддержал «Ростов-Дон» в Кропоткине и Ставрополе.