12 мин.

Легенда «Динамо». Вячеслав Хрынин

Очередным героем нашей рубрики «Легенда «Динамо» стал один из лучших защитников за всю историю динамовского баскетбола Вячеслав Хрынин.

Дата рождения: 10.03.1937

Место рождения: Москва, РСФСР 

Позиция: разыгрывающий защитник

Рост: 180

Карьера в «Динамо»: 1959-1966

Достижения: Заслуженный мастер спорта СССР (1965), Заслуженный тренер СССР (1982), двукратный чемпион Европы (1963, 1965), серебряный призер Олимпийских игр (1964), бронзовый призер чемпионата мира (1963), обладатель Кубка Европейских чемпионов (1963), чемпион СССР (1963), победитель III Спартакиады народов СССР (1963).

1959-65 – инструктор по спорту МГС ДСО «Динамо».

1966-70 – тренер отдела баскетбола в Спорткомитете СССР

1970-77 – начальник отдела ручного мяча, регби и городошного спорта в Спорткомитете СССР

1977-87 – гостренер по баскетболу. Ответственный секретарь Федерации баскетбола СССР.

1987-91 – директор спортшколы «Тринта»

- Расскажите, как в вашей жизни появился баскетбол? 

– В баскетбол я попал случайно: преподаватель физкультуры в школе № 167, в которой я учился, повесил в коридоре два баскетбольных щита, и мы на переменах бросали мяч. Играли в основном два на два, но это не мешало нам влюбиться в баскетбол и проводить за ним все свободное время. Тем более что в 1952 году наша сборная впервые принимала участие в Олимпийских играх и заняла второе место, это было огромным достижением. Впервые настоящий баскетбол мы увидели на чемпионате Европы, который проходил в 1953 году на стадионе «Динамо» в Москве. Тогда в составе нашей сборной играли Власов, Решетников, Озеров, мне очень нравилась их игра.

- Вы занимались не только баскетболом – например, вы были чемпионом Москвы по легкой атлетике, а также входили в сборную Союза по гандболу. Почему в итоге остановились именно на баскетболе?

– Спорт занимал все мое свободное время. Я часто ездил на стадион «Динамо», мне нравилось смотреть, как тренировались баскетбольные команды на открытых площадках. В один из таких дней я шел через малый стадион, где в это время проходила тренировка легкоатлетов, и кто-то кинул гранату. Она подлетела к моим ногам, мне крикнули: бросай обратно! Я так бросил, что народ разбежался. Тогда их тренер, Волков Николай Васильевич, пригласил меня на занятия. Таким образом я попал в легкую атлетику.

Я стал чемпионом Москвы по метанию копья среди юношей в возрасте 15-16 лет, даже сейчас помню свой результат -  57 метров 21 см. Параллельно занимался тройным прыжком, был вторым на Первенстве МосквыНа Первенстве Московского городского совета профсоюзов я смог завоевать сразу три золотых медали – в метании копья, беге на 800 метров и в тройном прыжке!

В 1954 году проводилась первая Спартакиада школьников СССР в Ленинграде. Это были мои первые серьезные соревнования, сборная Москвы стала на них пятой. В это же время я сдал экзамены в институт физкультуры и поступил на педагогический факультет.

Я играл в баскетбол за команду института, у нас была сильная сборная, но встал вопрос, что делать летом? Многие спортсмены разъезжались, игр не было, и нам предложили вариант, как сохранить команду и продолжать тренироваться летом – заниматься ручным мячом 11 на 11. Так в моей жизни появился гандбол.

В 1956 году я попал в сборную СССР для участия в III международных спортивных играх молодежи. Мы заняли четвертое место, но проиграли всем сборным понемногу. В 1957 году я стал мастером спорта по ручному мячу, это было мое первое спортивное звание.

В какой-то момент мне нужно было выбирать: гандбол или баскетбол. И именно тогда, в октябре 1958, я получил предложение от Василия Колпакова играть за «Динамо». Конечно, я согласился.

- Что для вас значит общество «Динамо»?

– Динамовцем я хотел стать еще в детстве. Но из «Юного динамовца» меня отчислили, наверно, посчитали неперспективным, и я записался в детскую спортивную школу Свердловского района Москвы и стал тренироваться у тренера Бориса Алексеевича Григорьева. Когда появились небольшие успехи, я попал в сборную Мосгороно к Чернопятову Владимиру Владимировичу. Тренировки проходили в районе Арбата. Тогда там был один из немногих приличных залов в Москве.

- Как получилось, что вы, динамовец, на европейских турнирах выступали за ЦСКА?

– В 1963 году ЦСКА попал в финал Кубка Европы, где армейцам предстояло играть с мадридским «Реалом». Юрий Корнев в то время уже перешел в ЦСКА, и на усиление решили пригласить Александра Петрова и меня, решив, что армия и МВД – родственные организации.

Это был единственный раз, когда я выступал не за «Динамо». В той игре армейцы проигрывали порядка 30 очков,  и Евгений Алексеев сказал: «Давай, «Динамо», выручай». Мы вышли и сократили разрыв до 18 очков. В ответном матче в Москве ЦСКА уже без моего участия выиграл с разницей в 18 очков, а в третьем матче армейцы вновь обыграли испанцев и стали обладателями Кубка Европейских чемпионов.

1963 г. Мадрид (Испания). Игроки ЦСКА накануне первой финальной встречи с мадридским «Реалом» знакомятся с музеем клуба.

 

- У современных игроков главная мечта – попасть в НБА, а о чем мечтали баскетболисты вашего поколения?

– Матчей НБА в то время мы и не видели, я впервые столкнулся с этой лигой в 1965 году, когда мы ездили играть с американцами. Но и тогда увидели всего лишь одну игру. Поэтому для любого игрока самой важной целью и большой мечтой было попасть в сборную Советского Союза.

- Вы помните, когда вас впервые позвали в сборную СССР? Какая медаль или награда для вас самая ценная?

– Первый раз в сборную Союза я попал в 1961 году, причем в молодежную, хотя на тот момент мне было 24 года.

В то время работу с национальной командой заканчивал Степан Спандарян, и на его место пришел Александр Гомельский. Первые мои игры за сборную были товарищескими, мы ездили на турниры в Душанбе и Ташкент. С приходом Александра Яковлевича полностью поменялась система подготовки, мы тренировались по три раза в день. Это была очень серьезная работа, мы готовились к чемпионату мира в Бразилии 1963 года.

Сборная тогда была разношерстная, но атмосфера в команде была хорошая, тем более в составе были динамовцы Юрий Корнеев и Александр Петров, так что привыкать долго не пришлось.

На чемпионате мира в Бразилии наша сборная заняла третье место, хотя могла быть и выше. К сожалению, судейство было совсем не объективным, нам не дали обыграть хозяев турнира.

Но именно эту бронзовую медаль я считаю самой ценной, потому что приложил много сил для того, чтобы помочь команде ее завоевать. До сих пор помню игру с американцами, которую мы выиграли. Вся команда сражалась изо всех сил, я тоже очень прилично сыграл. За 8 секунд до окончания матча, когда мы проигрывали одно очко, я отдал передачу и Леонид Иванов забросил мяч. Американцы, конечно, взяли минутный перерыв, но выйти вперед так и не смогли.

1963 г. Чемпионат мира в Бразилии

- После завершения игровой карьеры вы решили стать баскетбольным функционером. В чем заключалась ваша работа?

– После Олимпиады-64 наши руководители посчитали, что сборная США выигрывала, потому что в ее составе были в основном молодые игроки, чей средний возраст составлял 22 года, а наши баскетболисты были гораздо старше. Мне было 27 лет, и я уже считался возрастным спортсменом.

Тогда я начал задумываться о завершении карьеры в сборной. Николай Бешкарев, который в то время был начальником отдела баскетбола в Центральном совете Союза спортивных обществ и организаций СССР, пригласил меня к себе на работу. Я отвечал за направление детско-юношеского баскетбола.

После работы в отделе гандбола я вернулся в баскетбол в тот год, когда сборная стала третьей на мире, и Кондрашина сняли с должности главного тренера. Сейчас бронза на чемпионате мира была бы отличным результатом, а у нас даже были случаи, когда за второе место на турнирах снимали весь тренерский штаб.

В сборную вернули Александра Гомельского, и пошла длинная череда побед. Тогда сборная была очень сильной, в ее составе играли легендарные Волков, Сабонис, Хомичус.

В 1985 году поменялось руководство в отделе баскетбола, поменялся тренер, Владимир Обухов повез команду на Европу и с успехом выиграл. Это была победа на том фундаменте, который был заложен в период работы «старой гвардии».

- Вы долго работали с гандбольной сборной, при вас команда выиграла Олимпийские игры. За счет чего удалось совершить такой скачок в этом виде спорта?

– Я работал в отдела ручного мяча, регби и городошного спорта Госкомспорта СССР шесть лет. Сначала результаты у нас были слабые, но мы шли по нарастающей. После чемпионата мира 1974 года мы ввели в мужском гандболе ограничение по времени владения мячом, так называемое «правило 45 секунд». Кроме нас его никто не использовал.

Зачем мы его ввели?  Игроки учились самостоятельно принимать быстрое решение, им приходилось за более короткое время решать, что делать – бросить мяч или отдать. Это также увеличило скорость перехода в атаку, игрокам приходилось совершать быстрые прорывы, росла игровая нагрузка.

Все это дало возможность нашим командам, женской и мужской, выиграть в 1976 году Олимпийские игры. Я считался государственным тренером по гандболу, поэтому по итогам Олимпиады мне было присвоено звание Заслуженный тренер РСФСР.

- Как вы считаете, почему после распада СССР не удалось сохранить славные спортивные традиции – и не только в баскетболе?

– После распада СССР в спортивных школах начали урезать бюджет, тренеры стали очень мало получать. И если раньше у нас было 30 детских школ, которые давали результат, в них была хорошая подготовка, то в постсоветское время государственная политика поменялась.

Спонсорам нужен был результат здесь и сейчас, они не хотели вкладываться в долгосрочные проекты. Изменился подход и у игроков. Мы были патриотами своего дела, своей страны. У нас не было огромных зарплат, например, как игрок сборной я получал 180 рублей. Сейчас игроки могут отказаться выступать за сборную, а тогда для нас игра за национальную команду была почетным делом, вопросом государственной важности.

- Вы были одним из лучших разыгрывающих своего времени. Как вы готовились к матчам?

– Я считаю, что не нужно ничего выдумывать, как-то специально готовиться к играм.  Каждый игрок, если он действительно грамотный спортсмен, знает, как себя готовить самостоятельно, не нужно ему мешать. Нет необходимости тренерам собирать лишние собрания, ломать тренировочный режим, чтобы мотивировать и настраивать команду. Мотивация и желание играть либо есть, либо его нет. Если начинать себя по-особенному готовить – ничего из этого не выйдет, как ты живешь, в таком ритме и нужно готовиться. Все должно идти в обычном ключе.

Я всегда горел игрой. В 1959 году я перенес операцию на мениске, а уже через две недели играл на всесоюзных соревнованиях, потому что нужно было помочь команде.

- Ваша семья поддерживала ваше увлечение баскетболом?

– Конечно. Сын пошел по моим стопам, долгое время занимался баскетболом, играл за «Химки». Если бы он был чуть выше, то сейчас, возможно, был бы сильнейшим в России, с таким броском у нас нет в стране игроков. Когда был маленьким, выигрывал все турниры по броскам. Его рекорд – 73 подряд. Сейчас же он закончил институт, юрист по образованию, но очень любит баскетбол, поэтому работает детским тренером в Красногорске. Его команда по области занимает вторые-третьи места.

- Кого считаете лучшим первым номером в современном баскетболе и за всю историю?

– Лучший защитник в истории отечественного баскетбола – Михаила Студенецкий. Очень жаль, что он так рано закончил карьеру. Этот баскетболист на площадке мог делать абсолютно все: он мог обыграть один на один, вовремя отдать мяч и сам при необходимости мог забросить. Я считаю, сейчас таких универсальных защитников практически нет. Почему-то сейчас все направлены или на атаку, или на защиту.

Карасев и Швед уехали в НБА, поэтому их игр я практически не вижу. Мне нравилось, как играл Сергей Карасев в России. Сейчас я бы отдал предпочтение Егору Вяльцеву и Сергею Быкову.К сожалению, в большинстве команд разыгрывающими являются легионеры, а молодые перспективные игроки редко выходят на площадку.

- Как вы оцениваете шансы сборной России на попадание на Олимпиаду в Рио? Удастся ли успешно выступить на чемпионате Европы?

– Для того, чтобы тренер мог показать результат, он должен чувствовать команду. Боюсь, что у Пашутина этого пока не получилось, поэтому, на мой взгляд, вывести сборную на Олимпиаду он не сможет. Ему нужно вести централизованную работу, долго строить команду, а не собирать ее на сборах условно за три дня. Нельзя за такой короткий срок даже простейшие связи наладить.

Такой подход у нас в последнее время существует во всех видах спорта, считаю, что это неправильно. Чтобы у сборных был результат, нужно едва ли не круглый год сидеть на сборах, чтобы как следует сыграться и понимать друг друга.

- Следите за российскими клубами в Евролиге и Еврокубке? Ваше мнение, как ЦСКА сыграет в «Финале Четырех»?

– Я смотрел за игрой «Химок» в Кубке Европы и не сомневался, что они его выиграют. А если ЦСКА выйдет в финал, это уже будет большим достижением, так как я не уверен, что они обыграют «Олимпиакос». Но я желаю им удачи! Меня очень волнует задняя линия армейцев, они очень неровно играют. Кажется, что Милош Теодосич сейчас немного потерял свою игру, ему не хватает стабильности.

- Какой команде в Лиге ВТБ симпатизируете? За какими игроками-тренерами следите отдельно?

– Не скажу, что я болею за какую-то команду. В Единой лиге ВТБ в первую очередь я слежу за российскими тренерами и их клубами. Очень хорошо, что у нас появляются такие кадры, как Василий Карасев, Сергей Базаревич, Евгений Пашутин – это те тренеры, которые могут помочь нашему баскетболу. Очень жаль, но в женском баскетболе таких людей я пока не вижу.

Фото: личный архив В.Хрынина, МБК «Динамо»

Официальный сайт: www.dynamobasket.com

«Динамо» в социальных сетях: 

vk.com/basketdynamo

facebook.com/basketdynamo

instagram.com/basketdynamo 

twitter.com/basketdynamo