5 мин.

Продать душу Дьяволу, или спонсорское соглашение Барселоны.

Событие, казалось бы заурядное и обычное, вызвало в мире спорта такой резонанс, что дебаты едва утихли только спустя неделю. Ежегодно сотни клубов подписывают соглашение о спонсорстве. Соглашения эти имеют самые разные условия – по времени, по деньгам, по условиям выплат, наконец, по типу сотрудничества. Ни для кого не стало шоком подписание спонсорского контракта между Манчестер Юнайтед и AON, ставшего на тот момент самым дорогим контрактом в мире. Манчестер Юнайтед – один из трех самых дорогих клубов мира. Ну подписали, так подписали. Это особо не удивляет. Подписал Милан свое соглашение с Fly Emirates – ну тоже ничего особенного. Но что случилось, когда о возможном подписании контракта (заметьте, на тот момент контракт даже еще не был подписан) объявили в стане Барселоны. О, какая шумиха поднялась с этого! Йохан Круифф сразу же обвинил Росселя в наплевательстве на традиции клуба – а ведь 111 лет прошло с момента основания Барселоны. Ни разу до этого Барселона не подписывала спонсорское соглашение. Казалось бы, подписали, да и подписали. Подумаешь, надпись на футболке появится. Однако действие сие вызвало такой праведный гнев. Буквально раскололись важные персоны на два лагеря. Мнений было высказано уже ни одна сотня. Так в чем же вопрос? Каковы плюсы, и, главное, каковы минусы (если несмотря не деньги, кто-то против подписания, то минусы должны быть более, чем существенны) вопроса?

Первый и самый неоспоримый плюс – это твердая и звонкая монета в бюджете Барселоны. Уже не один раз клуб сравнивают с непотопляемым лайнером, набравшим ход. Но в борту Барселоника образовалась дыра в размере чудовищного долга. Главное – тенденция направлена на увеличение минусов. Поэтому 165 миллионов – это хороший допинг для клуба. 35 миллионов в год – значительно больше, чем любой другое подобное сотрудничество. Футболку Барселоны уже окрестили самой дорогой в мире спорта №1. По всему выходит именно так. Теперь Барселону можно смело называть не просто Больше, чем клуб, но и Дороже, чем любой другой клуб. Казалось бы, если за эту сделку Барса получит такие огромные деньги (по сути в год Барселона будет получать сумму, эквивалентную цене дорогого игрока). Это 83% цены Вильи, 134% цены Маскерано. Не нужно быть особо одаренным, чтобы понять: 35 миллионов – бюджет среднего клуба. Так в чем же проблемы, господа?

А проблемы есть. Барселона вынуждена была подписаться под договором на не очень выгодных условиях. Это 5 (некоторые СМИ даже называли 6) лет. Срок очень долгий. К тому времени тот Манчестер или Мадрид с учетом инфляции может подписать еще более выгодный контракт. Такое требование от Qatar Foundation означает долю определенной зависимости. Тем более, аналитики говорят, что контракт с Qatar Foundation не вызвал бурю восторга, несмотря на финансовое положение. Похоже, слова Круиффа о проблемах с демократией в Катаре были услышаны некоторыми. Более того, эти деньга, как выразился г-н Круифф, «всего лишь 7% бюджета клуба», поэтому «пачкать» футболку не нужно. Как воспринимать эти слова. Во-первых, дискуссия Круиффа с Росселем носит и политический подтекст. Йохан имеет крайнее влияние на клуб. Его мнение определяет много. На данный момент самой большой и грубой ошибкой Росселя является лишение звания Круиффа, как Почетного президента клуба. Исключительно большой вклад, сделанный голландцем, лишь обличает неверность этого чисто политического решения. Ради чего топчется традиция клуба?

Но, ведь, вся эта проблема с долгами – вина предыдущего президента, жившего на широкую ногу, - заявляют сторонники Росселя. И они по-своему правы. Спортивные успехи Барселоны затмили темные стороны жизни клуба. Плачевно обстоят дела с долгом Барселоны. А Круифф, все-таки, представлял команду Лапорты, или его друга. Зная о проблемах с деньгами, можно было еще и раньше пойти на такой непопулярный шаг. Но Лапорта, очевидно, боялся потери поддержки. Тогда второго срока было не видать. А так предыдущий президент, зная, что при нем лайнер не утонет, спокойно доработал и ушел. Теперь же просто необходимо перекрывать полумиллиардный долг. Барселона – не придворный клуб короля. Мадрид, получающий неофициальную поддержку может позволить себе опираться на такую политику, но даже он сотрудничает с BWIN. Судя из слов Росселя, он хорошо понимает, чем занялся. Это отличный способ начать покрывать долги.

Но разве до «самого умного» в истории клуба президента Росселя никто не догадался, что можно зарабатывать на этом деньги? Тот же Лапорта мог спокойно заключить подобную сделку. Но он этого не делал, зная, что есть вещи гораздо ценнее – и сосьос (члены клуба) пожелают ему «гореть в аду» за такое решение.

Все же Барселона сохранила свое лицо. Это же не бренд, и не коммерческий институт, как и сама Барселона. Блауграна все равно на порядок выше любого другого из клубов даже в этом аспекте. Фонд занимается благородными целями. И обвинить клуб в выкачивании денег из какого-то полезного предприятия никто не сможет. Деньги Эмира вряд ли скоро кончаться. Благотворительная футболка Барселоны, похоже, смогла сохранить шарм, и принесет деньги. Руководство правильно себя повело в этой ситуации. И стратегически это решение было воплощено в жизнь безупречно. Президент Россель сказал несколько умных вещей, которые ставят точку в дискуссиях. Во-первых, любой из клубов хотел бы сейчас оказаться на месте Барсы, включая Мадрид, которому такая сумма компенсации от спонсора и не снилась. Второе заключается в том, что решение было ратифицировано еще во времена правления Комиссии, так что курс одобрен большинством. Практика показывает, что ничего криминального в таких сделках в мире спорта нет. И в-третьих, Ассамблея, имеющая полное право отменить любое решение президента, в следующем году рассмотрит этот вопрос. К тому времени практика покажет, какие плоды пожмет любимый клуб к тому времени. Ну а как относиться к этой сделке простому болельщику, который уже не сможет втолкать друзьям о том, что Барселона – это Больше, чем клуб, ведь они не захотят его слушать. Такая же она, как и все, - ответят завистники. Такая – да не такая. Благотворительная футболка Барселоны не связана с коммерческой рекламой – это первое. И второе, наконец. Оправдывает ли цель средства? Вопрос философский, и, зачастую, не имеющий прямого ответа. Пусть каждый решит сам. Оправдает ли средство в виде этих денег общую цель в виде тотального превосходства Барселоны над другими? То, что делает Барса на поле, это чистое искусство, это шедевры, о которых потом мы будем рассказывать детям. И эта чистая красота игры, которая на фоне хамского отношения с сопернику Мадрида, возвышается до пока еще не покоренных высот. Были до этого годы тотального правления Мадрида, потом Аякса, потом Милана, была Голландия. Но, похоже, по величественности, по эстетизму и содержательному наполнению, мировой футбол не видел еще команды, которая могла бы сравниться с Барселоной образца 2008-2010. И если для этого нужно подписать какую-то бумагу, то пусть они и спонсора на лоб себе приклеят. Барса стоит Мессы (и)…