4 мин.

Баскетбольный разведчик

Когда он пожимает вашу руку, то смотрит сквозь вас  – это взгляд наполовину военного, наполовину священника,  — Том Кончальски оценивает:  «Ты играешь в первом дивизионе, или просто второкурсник?».

У Тома Кончальски какая-то необыкновенная память на лица игроков, имена, даты и все, что связано со школьным баскетболом.

Тому Кончальски  66 лет, он из Элмхерста, Куинс

Кто он такой? Баскетбольный скаут свободного полета.

Том Кончальски

Кончальски, будучи 6 футов 6 дюймов,  никогда не был очень хорош на площадке. Сейчас он шутит, что его карьера (баскетбольного скаута) – своего рода «месть».

Как бы то ни было, баскетбольный скаут, г-н Кончальскии, в свои 66 является своего рода неотъемлемой частью спортзалов  Нью-Йорка, вечным элементом в поисках перспективных игроков для колледжей.

“Если Том говорит, что вы можете играть, значит, вы можете играть”, – уверяет Трой Гэскин, агент по недвижимости, который, оказывается, видел г-на Кончальски на Бульваре Куинс в среду днем  и остановился спросить, помнил ли он его в составе баскетбольной команды Средней школы Стейвесанта в 1970-х.

“Трой Гэскин — Golden hoops”, – немедленно ответил Кончальски, называя турнир, где они в последний раз видели друг друга.

Уходя,  Том Кончальски бросил фразу: “Я фактически обделен в жилищных условиях — ведь я знаю очень немного людей за пределами баскетбола”.

Тем не менее, он постоянно узнаваем в огромном мегаполисе теми, кто удостоился оценки своего броска в прыжке в его отчете «разведчика», информационном бюллетене от HSBI (High School Basketball Illustrated). В брошюре можно найти рейтинги тысяч школьников-баскетболистов , и она обновляется каждый год и отправляется по обычной почте — только бумажная копия — нескольким сотням тренеров колледжей, которые имеют платную подписку.

В квартире на Форест-Хиллз г-н Кончальски каждые три недели стучит по клавишам своей пишущей машинки и готовит отчеты. Он не пользуется ни компьютером, ни сотовым телефоном, ни автоответчиком — и он никогда не водил автомобиль.

Типичный день Тома состоит из утренней службы в церкви по близости, а затем пересадок на метро по дороге на игры. Он частый гость католических школ Нью-Джерси, школ Новой Англии, он исколесил все от Мэйна до Западной Вирджинии, и все это на поездах и автобусах.

Том Кончальски по жизни холостяк. «Мне нравится говорить, что единственной вещью, которой я научился в этой жизни, является составление отчета».

В этих отчетах вы найдете очень содержательные комментарии об игроках, которых Том оценивает по пятибалльной шкале. Вот выдержки из свежих отчетов: «Этот парень весь состоит из наступательной наглости», «...защищается как бешеная собака». Он может написать, что один баскетболист в игре под корзиной «касается мяча кончиками пальцев как Синатра…” , а у другого – “метаболизм колибри” на площадке. Выводы он сжимает в комментариях около 25 знаков или менее — “Забивает в режиме, как мы все дышим! ” или “Опекун с руками хирурга”.

Во вторник я нашел его на последнем ряду открытой трибуны в средней школе George Westinghouse в Бруклине, где местная команда проигрывала Южным Береговым Викингам, также из Бруклина. Г-н Кончальски наблюдал за игроком гостей Терренсом Сэмюэлем.

“У этого парня отличное чувство игры, и от этого в выигрыше его партнеры,”  – бормотал Том,  делая заметки в своем блокноте, который был расчерчен более чем на дюжину категорий оценки. По всем этим параметрам он параллельно следил за 4 игроками

Тренеры и судьи спешили засвидетельствовать свое почтение и поприветствовать  г-на Кончальски. Они тоже росли в Элмхерсте, в Куинсе, и уже были баскетбольными наркоманами к тому времени, когда он был послушником в церкви, а вскоре просматривал игроков по всему Нью-Йорку для многих команд, которым он помогал в становлении и как тренер.

Он понял, что баскетбол был вызовом всей его жизни после того, как увидел игру подростка по имени Конни Хокинс, играющего в летней лиге 1959 года.

«Я следовал за ним с одной площадки на другую. В его игре был тот необходимый электрический разряд. Одной рукой он мог достать подбор с небес. Конни Хокинс звездил тогда на школьном уровне и потом стал профессионалом».

Кончальски же стал учителем математики в католической школе, но в 1979 он ушел, чтобы работать полный рабочий день на легенду скаутинга Ховарда Гарфинкля, который основал HSBI, но потом продал его Кончальски в 1984.

За обедом в Boston Market в среду Том Кончальски еще раз продемонстрировал свою память на даты, связанные с баскетболом. На вопрос о великом нападающем Крисе Маллине Том Кончальски вспомнил одну дату — 12 января 1981 года — день, когда Маллин смог начать играть после перехода в Xaverian high School в Бруклине.

Что же касается Бостона, г-н Кончальски впервые посетил этот город 1 декабря 1994, во время поездки в Пенсильванию, посвященной изучению игры молодого Кобе Брайанта. За 22 года скаутской деятельности Том Кончальски ни разу не ел дома.

Еще один человек подошел к Тому и спросил, помнит ли он его. «Да – Средняя школа Томаса Эдисона, выпуск 1988».

Позже Кончальски возразит на то, что он якобы известная личность: 

«Это всего лишь означает, что я уже старый…»

Оригинал статьи находится здесь