Читерский двигатель «Феррари» до сих пор царил бы в «Ф-1» – обгонял и современный «Мерседес» на 15 л.с. Расчеты моториста Ферстаппена
Прощальные откровения «Хонды».
«Хонда» чемпионом уходит из «Ф-1» с 2022-го – останется с «Ред Булл» только как контрактный производитель, сборщик и ассистент в поддержке и разработке новых двигателей. Однако японская компания – больше не моторист в лучшей серии мира: брендинг уходит в пользу «Ред Булл».
Теперь «Хонду» почти не сдерживают негласные правила полной секретности и политкорректности – потому сакурцы позволили себе немного приоткрыть завесу тайны о процессе развития моторов с 2015-го на паре торжественных презентаций в Японии. Несколько занятных инсайдов просочились и в прессу – через особые издания японского журнала Racing Addict.
Помимо рассказа о переборе технических решений в поисках минимальной компоновки и баланса мощности с надежностью сакурцы выдали три мощных признания:
– В 2020-м «Хонда» долго топталась на месте по мощности ДВС и даже немного сдала по мощности гибридной части – все ради надежности и лучшего взаимодействия с шасси «Ред Булл»
– По внутренним расчетам «Хонды», в 2019-м силовая установка «Феррари» выдавала 1030 л.с. – когда у «Мерседеса» было 995, у японцев – 984, а у «Рено» – 945. Это невероятно много: по их же оценкам, в 2021-м «Мерседес» заканчивал с 1015 л.с., «Хонда» – с 1014 л.с., а «Рено» только пробила 1000 л.с. Скудерия как раз оказалась наравне с французами – то есть за два года так и не вернула себе всю мощность
– главная точка увеличения мощности «Хонды» – внедрение в 2018-2019 годах системы «самовозгорания» топлива в цилиндрах через дополнительное сжатие. Для нее потребовались усилить детали на 70 процентов при сохранении старой массы – через новую конструкцию
– Нынешнее поколение моторов фактически достигло плато: поскольку верхний предел возможного давления на сжатие достигнуто, а дальнейшее наращивание требует увеличение массы пистона и дополнительных соединений – в итоге силовая установка станет тяжелее, снизит КПД и выдачу мощности. Ситуацию может перевернуть только изобретение новых материалов – безусловно, всегда возможный вариант, но не очень-то подходящий для планирования долговременного трека развития или глобальной стратегии
Кстати, последнее полностью стыкуется с последними инсайдами о новом моторе «Феррари» от итальянского журналиста Formu1a.uno Джулиано Дукессы: по его информации, Скудерия разработала «сверхлегкий» мотор благодаря новым композитным материалам.
«Это в определенной степени рискованный метод, если говорить о надежности, однако конкуренты с трудом смогут скопировать такой подход», – говорится в статье.
«Если «Феррари» потеряет всего 20 л.с. (от перехода на топливо с десятипроцентным дополнением этанола – еще одна новация 2022-го – Sports.ru), как заметил Бинотто, им можно лишь позавидовать», – отметил источник, близкий к «Хонде».
Но больше всего, конечно, удивили данные по мощности «Феррари» 2019-го – особенно в сравнении с нынешним «Мерседесом» (особенно после финала сезона и грандиозного облета всего пелотона от Льюиса Хэмилтона).
По данным Motorsport (основанных на расчетах экспертов по замерам GPS) в 2021 году мощность мотора «Мерседеса» составила 1026 л.с. на пике. Только в Бразилии техника Хэмилтона внезапно выдала 1044 л.с. – тогда Льюису поставили новый агрегат.
Тем не менее, ту отметку нельзя использовать в качестве отправной – ведь установка из «Интерлагоса» и не предполагала долговременной работы: «Мерседес» будущие восьмикратные чемпионы решали сиюминутную задачу и выжимали максимально возможную производительность.
Тогда же, после этапа в Бразилии, Motorsport собственным инсайдом подтверждал: технически Льюису установили ровно такой же мотор, как и все предыдущие. Разница заключалась только в значительном увеличении давления в турбинах и камерах сгорания – оттуда и рост мощности. По оценкам источника издания, агрегат изначально рассчитывали на преодоление только 2500 км против обычных 7000 км (всего зачетной дистанции осталось примерно 1600 км) планировали использовать только в квалификациях и гонках (на практики остаются старые). Фактически мы увидели лишь возвращение экстремального и сверхагрессивного квалификационного «режима вечеринки» – запрещенного в 2020-м – по принципу «пока не взорвется».
Новый мотор продержался один этап, в Катаре «Мерседес» использовал старый, а уже в Саудовской Аравии и Абу-Даби у Хэмилтона не осталось бразильского колоссального преимущества – Льюис ехал быстрее, но не настолько разительно. Видимо, естественный износ оказался слишком большим – потому установку для Сан-Паулу нельзя рассматривать как норму. Она оказалась сверхкрасочной аномалией и яркой демонстрацией пиковых возможностей лучшего моториста «Ф-1», но никак не «мотором на сезон» – «Хонда» теоретически могла бы поступить так же и хвалиться потом раскрученной до 1050 л.с. установкой (сгоревшей бы через 1000 км, скорее всего).
Японские инженеры же явно оценивали «рабочую» мощность, доступную гонщикам в любой момент (иначе какой смысл в сравнении?) – и тогда результат «Феррари» в 2019-м действительно впечатляют. А еще полностью проясняют недовольство и подозрения соперников вместе с запуском расследования Международной автомобильной федерацией еще осенью того же сезона – с огромными последствиями в виде тайной сделки, целого ряда новых технических директив и обвала мощности сразу на 60 л.с.
Нет, техническим делегатам ФИА даже после многократных инспекций мотора «Феррари» и сравнения с установками соперников не удалось доказать читерство или нарушение правил – но способ возможного обхода регламента предполагался крайне изобретательный.
«Феррари» якобы нашла способ обходить датчик, фиксирующий подачу топлива, и превышать установленный лимит. Суть в принципе работы сенсора: он замерял поток горючего в силовой установке около 2200 раз в секунду – но делал это циклично (то есть через равные промежутки времени). И команда (обладавшая полным доступом к нему) могла написать и настроить софт на электронном блоке управления таким образом, чтобы между замерами поток бензина увеличивался и снижался только перед новым циклом, скрывая от проверяющих органов перерасход топлива.
Возможное преимущество в 50 л.с. из-за использования трюка предполагалось еще в 2019-м – такую разницу в мощности называл авторитетный журналист Racefans Дитер Ренкен после консультации «с компетентным техническим специалистом из «Формулы-1».
Правда, метод закрытия возможного читерства оказался весьма спорным: ФИА фактически просто добавила еще один сенсор (хотя теоретически могла сразу начать регламент именно с него же – и тогда лазейка сразу оказалась бы исключена).
7 команд «Ф-1» (все, кроме «Феррари» и ее сателлитов) возмутились итогом и даже грозили судом – но в итоге регресс Скудерии оказался слишком сильным: итальянцы вылетели из топ-5 Кубка конструкторов, только сейчас вернулись в тройку сильнейших команд и на подиумы на постоянной основе и до сих пор остаются последними по мощности. До заветного «старого» пика – еще 30 л.с.
Тем не менее, за последние два года мы так и не узнали, мошенничала ли все-таки «Феррари» – и каким же образом добилась колоссального прогресса в работе двигателя. Технические подробности так и не вышли за пределы тайного договора команды и федерации, инсайдеры молчат, а главные спецы индустрии теперь заняты адаптацией установок к разбавленному этанолом топливу. Нам остались лишь красивые цифры умопомрачительной мощности – и мечты «как бы повернулся сезон-2021, если бы Скудерию не остановили».
Ваши предположения?
\«Мерседес» первым запустил болид новой эры «Формулы-1». Послушайте, как он ревет
Источкник: f1-motorsports-gp.com
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron; globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Красота. Не доказали, но забанили. А у Мерса забанили бы подобное решение? Вопрос риторический...
Пистона? Неужели не смоги перевести с английского piston - поршень?
Ту гонку Хэмилтон выиграл благодаря своему опыту на 3-4 болиде по силе. Это было великое превозмогание !
То что ФИА уже который год посреди сезона запрещает только вещи, невыгодные мерседесу, не видеть может только слепой. И кататься на запрещенном DAS целый год можно и режимы вечеринок спустя десять лет запрещать. А вот мягкие крылья, шины и моторы мы будем банить прямо посреди сезона, внезапно и периодически без вообще каких-либо нарушений регламента.
Здесь серьезно и в детали то вдаваться смысла нет. Был мотор Феррари читерским или не был - какая разница если им мгновенно его срезали и убили два следующих сезона? В то время как официально признанный читерским DAS легендарным превозмогателям оставили до конца сезона и вообще не парясь.
piston = поршень
пистон надо таким переводчикам вставлять ;)
В общем-то, по пистону уже диагноз ясен, но все же в оригинале речь явно шла про 2200 в минуту.
Во-первых, в статье фигурирует целый ворох разных значений мощности мерседесовских силовых установок без чётких пояснений, к каким периодам сезона эти величины относятся - а ведь не является, секретом, что и за вычетом "бразильской" версии СУ, мощность агрегата у Мерседеса в течение сезона однозначно выросла.
По поводу "бразильского" мотора автору явно не стоило слишком сильно нервничать. Сочувствия мотористам Хонды понятны, но это ещё не повод спорить со здравым смыслом. Любая СУ в Ф1 является "одноразовой" и используется в течение ограниченного её ресурсом пробега. Если бы Хонда могла повторить "бразильские" параметры мерседесовкой СУ, она бы, несомненно, это сделала - ведь именно Хонда начала гонку моторов в этом сезоне.
В Абу Даби Ферстаппену такая СУ совсем бы не помешала - хотя Хонда и так выжала из своей установки всё, что могла.
Комментарий про "режим вечеринки" здесь точно неуместен, поскольку такие режимы с прошлого года запрещены. "Пока не взорвётся" - тоже непонятно к чему относилось. "Бразильская" СУ Мерседеса прошла дистанцию 3-х гран при и ничего страшного с ней не произошло...
А снижение мощности данного двигателя в последующих гонках было вполне ожидаемо - в Бразилии Хэмилтон прорывался из хвоста пелетона. В других гонках такой задачи не стояло - соответственно "раскручивать" мотор сверх необходимого смысла не имело.
Во-вторых, технические делегаты ФИА и обнаружили, и доказали обман со стороны Феррари. В противном случае руководство Скудерии ни за что не согласилось бы на пресловутую сделку ценой в несколько потерянных сезонов.
Одним из косвенных свидетельств обмана было обнаружение перед гонкой в Абу-Даби-2019 расхождения в 4,88 килограмма между заявленным и фактическим количеством топлива на борту Ferrari Шарля Леклера. Далее ФИА принялась распутывать этот клубок...
Если внимательно почитать интервью различных действующих лиц (того же Мики Сало), очевидно что суть обмана была ФИА установлена, а руководством Скудерии махинации с "серой зоной" признаны. На этом уже можно и успокоиться.
Насчёт " увеличения массы пистона" народ тут уже справедливо высказался - по-видимому, в тексте был неточно переведён "поршень". Стоит поправить.
А инсайд у Хонды в целом интересный, хотя без чётких пояснений не во всём понятный.
Только жёсткий потолок затрат, а как эту сумму тратить, пусть инженеры уже решают.
Правда, умение пилотировать тогда уже совсем второстепенным фактором станет.
Так этим все команды и занимаются. Просто ФИА кому-то бьет по рукам, а на кого-то смотрит сквозь пальцы.
"Гибкие" антикрылья запрещены техническим регламентом в принципе. На этот счёт даже есть специальная оговорка.
DAS техническим регламентом 2020 года был разрешён. Более того, любая команда могла в ходе сезона 2020 года воспроизвести эту систему, но никто не стал этого делать.
Читайте регламент соответствующего сезона. Это поможет как минимум не писать глупости.
Мика Сало проговорился по делу. Потом, видимо, пытался замять. Он постоянно бывает в паддоке и часто в курсе многих местных слухов. Так что финн как был ценным и полезным источником неофициальной информации, так и остался. Но это для тех, кто понимает, кого и по каким вопросам нужно слушать...
И да - с добрым утром! ФИА "забанила" мотор Феррари. Технические директивы вышли ещё в конце 2019-го, а пресловутое соглашение с Феррари было заключено перед сезоном 2020 года. Что произошло в этот период с СУ Феррари, всем известно. "Учите матчасть")
Источники в Dello Sport сообщали, что Скудерия и ФИА договорились о соглашении, чтобы не раскрывать ноу-хау и не провоцировать других мотористов на подобные шаги. Феррари ничего не оспаривала, а Мерседесу и Хонде/РедБуллу как раз нужны были технические подробности, поэтому они хотели подавать в суд. Тото после телефонного разговора с шефом снял все претензии, а Хорнер и Марко остались ни с чем.
Инженеры Хонды и Мерседеса, составлявшие протесты, неплохо себе представляли, какими "серыми" способами в принципе можно добавить двигателю мощность. Вполне вероятно, ещё в конце 2019-го они "попали" в цель. Возможно, разъяснениями регламента того периода была закрыта лишь часть "серой зоны", а оставшееся потом "дораскопала" ФИА.
Сути это не меняет. Тот факт, что Скудерия не стала оспаривать положения предложенного ФИА соглашения, достаточно красноречив.
Зачем сюда приплетать ситуацию с локальным и случайным нарушением регламента в Бразилии Мерседесом, абсолютно непонятно. ФИА все разъяснения "стрел" устроили: The FIA agreed that the same design had passed previous tests and said they were satisfied that the design met the intent of the regulation, stressing there was no indication of "any intent to exceed the maximum dimension either by action or design."
Намеренного использования "серых зон" там и близко не было. Машина и без этого летела над трассой низенько-низенько)