12 мин.

Главный тест-трек «Ф-1» на вылете из календаря! Даже 50 млн на перестройку и шоу на 120к фанов не спасают

Революция трасс и бизнеса!

В «Формуле-1» всегда бытовали несколько аксиом, которые устоялись годами, и, казалось, не требовали пересмотра в принципе. Одна из них – о крутости, важности и ценности трека для Гран-при Испании «Барселона-Каталония»: сочетание быстрых и медленных поворотов, техничных секторов, асфальта, требований к прижимной силе и направления ветра подвергали машину таким тестам в режиме реального времени, что автодром закрепился в образе лучшего тестового полигона. «Если ты хорош в Барселоне, ты хорош везде» – одна из главных максим «Формулы-1» 2000-х и 2010-х.

А удачное расположение в логистическом смысле сделало испанский трек одним из самых любимых и удобных для предсезонных тестов, шинных испытаний, съемочных дней и прочих всевозможных обкаток (и новинок, и юниоров). Как следствие, именно трек в Барселоне стал цифровой основой профиля условий на базах команд для более внятной корреляции со средствами разработки машины – симуляторами, стендами, CFD, аэротрубы и установок для пилотов. Именно его повороты, секторы, участки и условия воспроизводят и именно в них отрабатывают детали и новинки – накатаны тысячи кругов, изучена каждая траектория, а любая смена покрытия или сдвиг поребрика моментально изучается и переносится в модели.

Казалось, команды теперь знают о «Каталонии» все, там разворачивается настоящая расстановка сил шасси машин, ведь зоны разгонов намного меньше, и роль силовой установки снижается. Необходимость все это сводить вместе проверяет еще и способность пилотов работать с покрышками и экономить их ресурс – а также тестирует в принципе любые составы резины, прогрев и взаимодействие комплектов с шасси. Идеальный бенчмарк для всего сезона!

33 года подряд Барселона принимала Гран-при, и большую часть этого периода – еще и предсезонные тесты. Только в последние годы испытания по логистическим причинам прежде всего съехали в Бахрейн.

Или больше нет?

В последние годы календарь «Формулы-1» расширился на 24 Гран-при и пополнился кучей новых мест – причем не только стационарных автодромов. Если раньше команды катали 16-17 гонок в основном по «классическим» трекам, то насколько помогают тесты в Барселоне подготовиться к Джидде, Вегасу или Баку?

Еще трек пережил несколько значительных перемен за последнее время ради улучшения непосредственно гонок: на нем переложили асфальт, лишив части «экстремальности» по части покрышек (и кочек), а еще убрали последнюю медленную шикану перед 2023-м. С ней третий сектор раньше играл роль отработки улиц Монако и других автодромов, полных 90-градусными нескоростными связками с высокими поребриками, но часть «испытательности» ушла – иначе невозможно было атаковать и в самой связке, и на разгоне после нее без ошибки с самой эффективной траекторией.

Теперь даже испанские гонщики Карлос Сайнс и Фернандо Алонсо признают: трек, похоже, больше не задает нужной планки скорости машины для всего сезона. И один из самых опытных пилотов пелотона Льюис Хэмилтон предупреждает – результаты здесь нужно воспринимать теперь с осторожностью. И напоминает: еще в предыдущие два года успех «Мерседеса» в Барселоне только порождал ложные надежды на разворот и рассвет.

«Раньше про «Барселону» все говорили «если ты быстр здесь – ты быстр везде». Теперь же «Формула-1» очень поменялась – на самом деле стало больше треков вроде Монако и Канады, – высказался Карлос Сайнс. – Одних только городских треков сколько с добавлением высоких поребриков, куча трасс с выбоинами, вроде Монако, Сингапура, много «Канад». Баку, Вегас Мексика – слишком много теперь не похожих на Барселону треков, ведь она больше трасса европейского стиля.

Не думаю, что теперь по Барселоне можно понимать расклад на остаток года. Теперь если твоя машина хороша в Барселоне, то она может быть так же неплоха, может, на «Сильверстоуне», может, еще в Венгрии или Спа. Но «хорошо для Барселоны» не означает «хорошо для Баку».

Алонсо согласился: «Барселона теперь – трек, который помогает понять или прикинуть, что может случиться на 4-5 трассах, но теперь в календаре столько других типов автодромов, что, может, Барселона уже и не так интересна, как раньше».

Если прикинуть нынешний календарь, в нем действительно 14 треков с большим требованием к аэрообвесу и 10 локаций с «уличными» свойствами (включая Имолу и Мексику – где «уличные» требования к поребрикам и прижимной силе). Кажется, в количестве осталось как раньше, но соотношение теперь 60:40. В 2004-м оно было 80:20.

Для календаря это важный момент: ведь раньше Барселона постоянно вызывала лучи ненависти от гонщиков, журналистов, команд и болельщиков: общественный транспорт не справлялся даже с толпами в 200+ тысяч человек, постоянное воровство и грабежи донимали всех визитеров паддока, снять жилье в отдаленном городке Монтмело всегда оказывалось практически невозможным, инфраструктура не обновлялась с года открытия (1991-го!)… Да еще и не всегда захватывающие гонки вели только к одной причине сохранения автодрома в расписании – его «тестового» характера.

Контракт истекал в конце 2025-го, c переносом испытаний в не менее подходящий Бахрейн (сложный асфальт, связки поворотов, да еще и жара, и скоростные моторные участки – теперь он больше соответствует общему облику «Ф-1» и находится ближе к месту старта года) острая необходимость в Барселоне отпала. Во всем, кроме испанского рынка – все же билеты на местный Гран-при все равно регулярно раскупали.

Решение нашлось в 2023-м – и в начале 2024-го «Ф-1» объявила о переезде Гран-при Испании в Мадрид с 2026-го. Естественно, с ростом взносов: каталонское региональное правительственное медиа сразу саркастически отметило о необходимости платить 48 миллионов евро в год – почти вдвое больше 26 миллионов от Женералитата Барселоны.

Тем не менее, несмотря на активный поиск альтернативы, Барселона не сдавалась и пыталась заменить потерю главной фишки в виде «тестовости» на превращение в отличное место с классной гонкой, красивой атмосферой, современной инфраструктурой, аншлагом и рейтингами. Еще в октябре 2022-го начата реновация на 50 млн евро государственных и региональных вложений – как раз на них и меняли асфальт, убирали шиканы, клали гравий, дополняли ограды, достраивали трибуны, улучшали здания в паддок-клабе и зоне гостеприимства.

Изменения трека сработали: гонки теперь действительно более обгонные и предоставляют больше возможностей для борьбы. Перестройка паддока, бум популярности «Ф-1» и возвращение Алонсо на подиумы тоже сыграло: в 2024-м зафиксировали околорекордную посещаемость уик-энда в 297 368 фанатов – все благодаря новым трибунам и фан-зоне, раньше без проблем с размещением столько бы просто не влезло. Старались поменять и системы распределения потоков посетителей по дорогам, но из-за роста общего интереса пока удалось только не ухудшить ситуацию: очереди и пробки на выездах из Барселоны остались на месте, как и полностью вставший Монтмело, и невозможность уехать по железной дороге.

Автодром не планирует останавливаться: у государства уже пролоббировано строительство новой жд-станции прямо рядом с главной трибуной на входе на трек. Но закончится оно должно только в 2026-м – после предполагаемого конца контракта. С другой стороны, у «Барселоны» всегда останется сделка с MotoGP – с учетом вала каталонских гонщиков в чемпионате мира, от этапа главная мотогоночная серия вряд ли когда-либо откажется.

С другой стороны, Каталония все равно хочет сохранить гонку – хотя бы как Гран-при Каталонии – пусть и за меньший взнос (если удастся пробить продление, конечно). И директор автодрома Хосеп Льюис Сантамария не считает, что уже ничего не исправить:

«Никогда не поздно, – смело заявил он на презентации итогов Гран-при по части посещаемости. – Думаю, мы все сейчас делаем правильно. Мы запустили план, решили работать по-другому, вложить много денег и вывести автодром на новый уровень.

Сейчас мы в лучшем положении, чем 2-3 года назад, и продолжаем работу. Мы уже сделали и еще сделаем множество вещей, которые сперва даже не планировали. Мы посвятили себя «Ф-1» уже больше трех десятилетий, как и MotoGP и Супербайкам. Так что наше намерение – продлевать контракт на следующие много лет».

Пример того, что Барселона раньше не делала в попытках удержать «Формулу-1»? Например, дрон- шоу на медиадне для развлечения фанатов – прямо как в Вегасе, но на деньги локальных промоутеров, а не серии:

Подготовка новой концертной площадки – кавер-группой Queen: теперь здесь будут постоянно устраивать музыкальные фестивали:

А как насчет грандиозного шоу на 120 тысяч посетителей на Площади Каталунии в центре города?

Или шоу-заезд «Феррари» Карлоса Сайнса по центральной Пассейж де Грасиа на 40 тысяч человек накануне медиадня в среду?

Там же был и заезд Пьера Гасли из «Альпин»:

Ради обоих событий перекрыли половину города, оба достигли успеха с полной распродажей билетов и огромными толпами – причем эффект присутствия серии в городе оказался настолько большим, что даже вызвал ответ в лице экопротестующих против ДВС, бензиновых моторов и изменения климата.

«Идея заключалась в том, чтобы принести «Ф-1» в город и к фанатам, которые не могут позволить себе билет на трибуну, – объяснил Сантамария. – Мы как следует поработали с городом и начали думать о том, что же можно сделать, и нам предложили устроить все прямо посреди города. «Ф-1» очень обрадовалась и теперь счастлива, они именно такого и хотят».

Но не слишком ли поздно Барселона подхватилась? Контракт с Мадридом подписан с 2026-го по 2035-й, расписание из 24 Гран-при на 2026-й уже кажется переполненным, а боссы серии продолжают убеждать мир в нежелании расширять его еще сильнее.

По сути единственный оставшийся для трека вариант – чередование европейских Гран-при с этапами вроде Имолы, Бельгии, Монако, Нидерландов и прочих потенциальных ивентов пока без четких сделок. Согласятся ли в Каталонии и в «Ф-1»?

Что еще почитать о Гран-при Испании, Барселоне и вопросах по другим этапам «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Bryn Lennon, Clive Rose, Mark Thompson; Hoch Zwei/Global Look Press