9 мин.

Что случилось в спринте на Гран-при Австрии: Норрис вырвал лидерство и тут же сдал два места одним фэйлом

Итоги и быстрые мысли о мощи команд.

Гран-при Австрии – домашняя гонка «Ред Булл» на собственной трассе с огромным количеством локальных фанатов и персональных болельщиков Макса Ферстаппена. Действующий чемпион тут часто побеждает – прежде всего из-за особенностей мотора (у производителя команды особая конфигурация турбины, которая позволяет быстрее и эффективнее раскручивать ДВС), а также постоянного лидерства по аэродинамической эффективности шасси – с учетом горного расположения, обилия прямых и небольшого количества быстрых поворотов техника команды здесь всегда выделяется, а пилотажные роботические способности самого Макса позволяют собирать классные круги один за другим, когда остальные ошибаются.

Но в 2024-м трек пережил мини-революцию: после масштабного скандала с массовыми списаниями кругов и штрафами в 2023-м в ключевые повороты насыпали наконец гравий и дополнили системы видеофиксации ИИ и дополнительными фишками для контроля границ.

Потому пилоты и вся «Ф-1» словно приехала на новую трассу: если раньше все привыкли расширять траектории и настраивать машины со стратегиями под использование поребриков и одни возможности преодоления дистанции, теперь им выкатили совсем другие. И все это – со спринтерским уик-эндом: на тренировки отводилась одна сессия, а затем сразу спринтерская укороченная квалификация.

И с учетом особенностей болидов тот же «Ред Булл», например, задолго до начала уик-энда сразу обозначил общую ситуацию: если не выйдет подобрать настройки сразу, весь этап придется страдать. И для других команд вывод справедлив не меньше.

Потому с учетом короткого характера круга в 65 секунд спринтерская квалификация предполагалась максимально хаотичной и непредсказуемой, но все же опыт прежних лет помог действующим чемпионам выдать Ферстаппену что-то сбалансированное, а в решающий момент круги вновь собрали только двое – он и Норрис:

Пересмотр границ трассы первоначально сработал: в спринтерской квалификации скандальных снятий времени не оказалось, зато пилоты теперь платят огромную цену за любую ошибку: например, Льюис Хэмилтон вылетел в гравий уже в первом сегменте, повредил днище и завалил всю сессию. Вроде бы в том и заключалась идея – в максимальном усложнении задачи для сильнейших гонщиков планеты!

Тем не менее, «Мерседес» все еще планировал биться за подиум, а «Макларен» не сбрасывал в свою очередь не отказывался от надежд сразиться с Ферстаппеном за победу. Общий уровень топовых машин же показывал большое преимущество чемпионов именно в быстрых связках – с большим требованием к прижимной силе, механическому сцеплению и контролю над износом шин:

О стратегии же в короткой гонке на 24 круга без обязательных пит-стопов обычно нет смысла: кто угадает со стартовыми составами и распределит ресурс резины – тот и выиграл. Дилемма обычно заключена между стартовым рывком на более мягком составе ради быстрого заполучения позиций или попыток всех пересидеть и забрать как можно больше к финишу.

Производитель шин «Пирелли» намерял разницу в скорости между составами «софт» и «медиум» в 0,4 секунды с круга и назвал главной потенциальной проблемой перегрев любого комплекта – ведь температура асфальта в спринтерской сессии уже с утра ожидалась свыше 40 градусов.

Тем не менее, без потери скорости «медиум» мог прожить и больше дистанции спринта, а вот «софта» хватило бы только на его половину. 

И в итоге все в пелотоне решили не рисковать и выбрали «медиум».

Также после спринтерской квалификации Алексу Албону сменили настройки, и он сдвинулся на пит-лейн, а Фернандо Алонсо сообщал команде о проблемах с мотором. Цуноде поменяли часть двигателя – но на использовавшиеся ранее элементы. Расселлу сменили систему охлаждения.

По сообщениям инсайдеров из паддока в эфире  Sky Sports F1, Ландо Норрис чувствовал себя перед стартом все еще нехорошо и больным.

Ход спринта: полдюжины обгонов, битва за победу, схватка «Макларенов»

● Старт отложили на круг и дали повторный прогревочный круг: следовательно, дистанция сократится до 23 кругов. Потенциальная причина: фотографы вышли к барьерам в неустановленной зоне в первом повороте – слишком близко.

● Ферстаппен выиграл старт и сохранил лидерство, Пиастри оказался ближе к Норрису, чем Ландо к Максу. Тем не менее, старт прошел спокойно: без аварий. Сайнс взлетел выше обоих «Мерседесов» к концу первой прямой, а Леклер перепрыгнул аж выше Переса! Обе «Альпин» провалили старт: Магнуссен и Стролл обошли их.

● На 5-м круге Норрис атаковал Ферстаппена с DRS, выиграл у Макса позицию на торможении, но ошибся с траекторией – и «Ред Булл» контратаковал. Ландо потерял и лидерство, и второе место – оно уплыло Пиастри. 

● Ферстаппену пришлось потрудиться для сброса «Макларенов»: на 7-м круге он пожаловался на необходимость так активно тормозить двигателем и перезаряжать аккумулятор, что это даже сбивало траектории.

● На 8-м круге Расселл атаковал Сайнса с DRS и опередил «Феррари» на торможении. 

● К 12-му кругу порядок в гонке успокоился – только Норрис все пытался достать Пиастри. И к 17-му пелотон слегка расслоился.

● Албон сумел опередить оба «Заубера» при старте с пит-лейн к 21-му кругу!

● Спорная атака Хюлькенберга на Алонсо на 22-м круге: Фернандо вывезли за пределы трека! Нико за нее получил 10 секунд штрафа после финиша.

● Ферстаппен после переобгона Норриса гроссмейстерски довел спринт до победы, Пиастри сдержал главного неудачника Ландо, а №4 забрал лучший круг.

Аутсайдерам на этот раз мест в очковой зоне не досталось:

Итоги спринта: еще одно доказательство неудачного формата, фикс проблемы с границами трассы работает

Короткий заезд вышел малособытийным из-за необходимости довести машины до квалификации всем не претендующим на очки, и потому даже Серхио Перес предпочел не рисковать и просто двигаться темпом слабее «Мерседеса». (А ведь промоутеры доплачивают за них по 4 млн долларов, по слухам).

Команды же не ищут дополнительные шансы, а скорее стараются использовать только самые верные возможности и идут лишь на самые просчитанные атаки с минимумом риска – ведь потерять можно слишком многое.

Оттого выводы по силе команд сделать пока все еще нельзя, кроме уровня расслоения пелотона: «Ред Булл» примерно наравне с «Маклареном», «Мерседес» сразу за ними и потенциально неплохо работает с шинами, а «Феррари» слегка отстала.

Ферстаппену же все же пришлось поработать ради победы – как минимум с техникой для создания отыва.

Хотя Норрису спринт зашел:

«Хорошая гонка, хорошая борьба между нами. Особенно в начале, когда мы поборолись с Максом – было весело. И да, в этом сражении какие-то моменты я определенно мог бы исполнить лучше. У нашей машины был очень сильный темп, особенно ближе к концу заезда. Мы неплохо поборолись с Оскаром, но мне чуть-чуть не хватило скорости, чтобы обогнать его. В целом хорошая гонка и хорошая командная работа.

Могли ли мы лучше сработать как команда? Вряд ли, я так не думаю. Мы здесь ради гонок, борьбы, а обгонять сегодня было весьма непросто. Темп был хорошим. Но я не думаю, что нам бы хватило скорости для того, чтобы пройти Макса. Сегодня он был для нас слишком быстр.

Что до борьбы на старте, то как только ситуация успокаивается, а шины до конца нагреваются, обгонять становится сложно. Так что нужно было пытаться воспользоваться шансом в самом начале. Но потом я все испортил и ошибся как любитель. Есть вещи, которые мы можем улучшить, но да, завтра мы определенно можем навязать борьбу «Ред Булл», – рассказал после финеиша Норрис.

Есть и хорошие новости: новая суперсистема контроля границ трека действительно работает! 0 штрафов за 23 круга – нереальное зрелище для «Ред Булл Ринга».

В общем зачете – новая интрига: кто же следующим обгонит Переса?

В Кубке конструкторов между «Феррари» и «Маклареном» уже осталась всего одна победа с быстрым кругом. Потенциально англичане могут уехать вторыми уже из Австрии!

Получится ли? Узнаем уже 30 июня – а какие ваши ставки? 

Что еще почитать о Гран-при Австрии?