11 мин.

10 замен гонщиков по ходу сезона, часть вторая

 Блог «Внеплановый пит-стоп» продолжает вспоминать самые яркие случаи замен пилотов командами Формулы-1 по ходу сезона. Сегодня мы продолжаем обзор с момента наступления «Золотого века» в 1980 году. Первую часть публикации смотрите здесь.

 

1. Невероятный сезон 1982: междоусобицы, Ferrari. Начало десятилетия было относительно небогатым на переходы пилотов из команды в команду по ходу сезона, однако сезон 1982 года, однозначно, не вписывается ни в какие стандарты Ф1 и по этому показателю. Скандальный Гран-При Сан-Марино, бойкотированный всеми командами FOCA, кроме Tyrrell, отчаянно нуждавшегося в деньгах и хоть каких-то результатах, завершился дублем и войной Пирони и Вильнёва. Дальнейшее развитие событий хорошо известно: в бельгийском Зольдере Формула-1 лишилась одного из лучших своих пилотов. К этому времени в активе Жиля так и остались 6 очков за единственное второе место на финише.

Энцо Феррари тянул с заменой долго: в трех последующих Гран-При Дидье Пирони защищал цвета Скудерии в одиночестве, а затем его партнером стал еще один франкоговорящий пилот – Патрик Тамбэ. Патрик не испортил борозды и лишь раз финишировал вне очков, а еще один раз так и вовсе выиграл, однако особой симпатией Коммендаторе не пользовался. Оставшийся же лидером команды Пирони в итоге тоже вышел из строя, и многие фаны Ferrari до сих пор видят в этом некую «руку судьбы» - Дидье прибыл в Хоккенхайм лидером чемпионата, а покинул трассу – и Формулу-1 вообще – уже в субботу с переломами обеих ног. В заключительных двух этапах его заменил Марио Андретти с переменным успехом – подиум и сход. Кубок конструкторов достался по итогам сезона именно Ferrari, что как бы намекает нам на возможную позицию Жиля, останься он жив.

 

На фото: Жиль Вильнев на практике в Бельгии.

2. Подарок для Нельсона Пике. Однако мало кто знает, что вирус междоусобиц проник в прежде мирную в этом смысле Формулу-1 еще год назад, когда во время второго этапа чемпионата в Бразилии лидировавший Карлос Ройтеман на последних кругах увидел табличку на пит-уолл, содержание которой можно на современный манер передать словами “Alan Jones is faster than you”. Карлос подчинился, однако в силу ряда причин именно он лидировал в личном зачете перед стартом последней гонки, в то время как Джонс лишился шансов отстоять свой прошлогодний титул. Что же сделал Ройтеман? Стартовав в Лас-Вегасе с поула, он по ходу гонки откатывался назад все дальше и дальше, пока, наконец, не прибыл к финишу ровно на той позиции, что позволила ему уступить выигравшему титул чемпиона мира Нельсону Пике…одно очко в личном зачете (Пике пересек финишную черту пятым). Фрэнк Уильямс уговорил Ройтемана остаться, и Карлос начал сезон 1982 года с блестящей  второй позиции, но уже через пару недель, выбираясь из разбитой в столкновении с Лаудой и Арну машины, он внезапно решил повесить шлем на гвоздь. Начиная со Спа его заменял ирландец Дерек Дэли, однако не то чтобы он был верным оруженосцем Кеке Росберга. Хотя он и набирал очки, но ни одного подиума (против пяти у финна за аналогичный период) не заработал, а в результате Williams уступила в Кубке не только Ferrari, но и McLaren и Renault.

На фото: Карлос Ройтеман, пилот команды Williams

3. 1985: Лучшая французская команда. Нет, это не Renault. Были времена, когда цветущую Францию в Ф1 представляло аж две конюшни. Так вот, в начале сезона, пока Тамбэ на Рено штамповал подиумы, а его напарник Дерек Уорик не особенно от него отставал, дела Ligier (да, той самой, переименовавшейся впоследствии в Prost) шли неважно. Лишь в Монако Андреа де Чезарис и Жак Лаффит пришли к финишу 4-м и 6-м, после чего де Чезарис практически перестал финишировать, зато регулярно разбивал болиды. Ги Лижье никогда не боялся принимать рискованные решения и после очередного схода итальянца в Зандвоорте уволил его, а на замену взял соотечественника Филиппа Стрейффа. Беда в том, что к тому моменту у Стрейффа в активе была только одна прошлогодняя гонка, завершившаяся…тоже сходом. Однако – чутье ли сработало у Лижье или ему просто повезло с пилотом – Стрейфф тут же поехал куда быстрее Лаффита и уступил ему лишь в последней гонке сезона, когда они с Жаком на пару стояли на подиуме по обе стороны от Кеке Росберга. Тот подиум и вывел Лижье на шестое место в Кубке, позволив обойти принципиальных соперников из Рено. Сойти же Стрейфф умудрился тоже лишь единожды – в Гран-При ЮАР, который Ligier… пропускала в знак протеста против апартеида. Мало переживавший на эту тему Стрейфф выступил в той гонке за рулем Tyrrell, который благополучно расколотил уже на 16-м круге (расслабился?). И опять этот сход позволил ему получить место основного пилота в Tyrrell на будущий год – такие вот перипетии.

На фото: Филипп Стрейфф за рулем Ligieк в 1985 году.

4. 1988: Преемник Сенны приходит на помощь. Команда Minardi никогда не могла похвастать по-настоящему быстрой машиной. Причем если шасси еще худо-бедно удавались, то с моторами не везло хронически. Вот и в 1987 году позорного качества Motori Moderni были не только медленными, но и ужасно ненадежными. В этих условиях большим достижением было пройти квалификацию, а затем финишировать. Луису-Пересу Сала периодически удавалось сотворить оба чуда, более того он регулярно финишировал где-то на подступах к первой десятке. А вот его партнер Адриан Кампос во второй гонке чемпионата и тринадцатой в своей карьере сумел довести рассыпающийся болид до финиша второй раз в карьере, а затем трижды подряд не смог пройти квалификацию. Это вынудило Джанкарло Минарди заменить его на талантливого, но тоже крайне невезучего Пьерлуиджи Мартини, который в свое время дебютировал в Toleman, сменив там самого Сенну. Увы – то был уже далеко не тот болид, что позволил Волшебнику блеснуть в Монако-84, и с тех пор Мартини умудрялся раз за разом демонстрировать недюжинный талант и одновременно выбирать не те команды. Вот и здесь – заняв место Кампоса, кудрявый итальянец тут же заработал для Minardi первое очко в ее истории, так и оставшееся единственным в том году. А Кампос, завершивший на этом карьеру в Ф1, основал собственную команду, выступавшую в различных младших «Формулах». Именно из Campos&Cuochi WSN в Формулу-1 (в ту же самую Minardi) проник не кто иной как Фернандо Алонсо.

На фото: Пьерлуиджи Мартини на фоне живописных пейзажей трассы в Детройте

5. 1989: déjà vu. Ситуация, в которой ныне оказался Ник Хайдфельд, имеет весьма четкие ассоциации с событиями 1989 года в Tyrrell. Финансовые проблемы дядюшки Кена, о которых выше уже говорилось, продолжали его преследовать и в 1989 году. Однако его цвета защищали перспективный Джонатан Палмер и опытный «дядька» Микеле Альборето, что давало надежды на хорошее место в Кубке. К седьмому этапу (Гран-При Франции) в активе итальянца были шесть очков и подиум в Мексике, а Палмер набрал лишь одно очко. Тем временем в команде Эдди Джордана в Ф3000, спонсируемой Camel, взошла яркая звезда Жана Алези, и табачники были настолько впечатлены выступлениями француза, что решили во что бы то ни стало вывести его на старт в Ф1 на домашней трассе. Они предложили Жана и хорошую сумму Кену Тирреллу, и Кен, ничтоже сумняшеся, указал на дверь…Микеле Альборето. Алези, конечно, отлично себя проявил, в первой же гонке финишировав четвертым и набрав к концу сезона восемь очков, а вот Палмер сумел наскрести всего лишь еще один балл. А подиум Альборето так и остался единственным для Tyrrell в том сезоне. Увы, с тех пор в Ф1 он был обречен прозябать на задворках протоколов в безнадежных командах, названия которых памятны только специалистам да составителям энциклопедий. И только богу известно, чего бы добились в том году Алези и Альборето, если бы были партнерами по команде.

На фото: Жан Алези на старте в Финиксе, впереди Сенны, но позади Бергера.

6. 1990: Начало цепной реакции. Вряд ли Алессандро Наннини подозревал, какую цепь событий запускает, когда садился в злополучный вертолет в родной Сиене через неделю после Гран-При Испании, принесшего ему кубок за третье место. Увы – полет закончился ужасно: почти оторванную руку все-таки пришили на место, но ее подвижность уже не позволяла пилотировать гоночные болиды. До конца сезона оставалось две гонки, а Benetton нужны были очки, чтобы обезопасить третье место от Williams. Поэтому на замену Наннини пригласили Роберто Морено, который проводил унылый сезон в просуществовавшей всего год команде Life-Judd. За 14 гонок до этого Пупо лишь дважды добрался до старта (13 место и сход) и восемь раз подряд умудрился не пройти предквалификацию. Столь скромные достижения быстро забылись, когда в первой же гонке за Benetton Морено финишировал вторым позади нового партнера по команде Пике. В результате Роберто получил предложение остаться в команде на следующий сезон…

На фото: Роберто Морено за рулем Benetton B190.

7 и сразу 8. 1991: Лучшее – враг хорошего (продолжение цепной реакции). В минувший уик-энд вся Формула-1 торжественно отметила двадцатилетие дебюта Михаэля Шумахера, которому в тот год удалось нечто невероятное: это единственный пилот, который умудрился дважды за сезон, заменив двух разных пилотов в двух разных командах, - окончательно поставить крест на трех карьерах. Про историю с Бертраном Гашо, хорошим пилотом, но прославившимся отнюдь не спортивными достижениями, знают все. Также все знают, что именно Михаэль Шумахер его в Jordan заменил, а затем Флавио Бриаторе, воспользовавшись отсутствием Эдди Джордана (улетевшего в Японию на переговоры со спонсорами) и контракта между немцем и ирландцем, увел Михаэля к себе. На дверь было указано именно несчастному Роберто Морено, который только-только начал стабильно зарабатывать очки, хоть и регулярно уступал заслуженному напарнику Пике. В качестве отступных Пупо получил 500000 долларов, за которые купил освободившееся в Jordan место, откуда его тоже уволили после двух гонок (в пользу уже Сандро Дзанарди, никак себя не проявившего). Что же касается Нельсона Пике, то с момента прихода юного Шумахера в команду трехкратному чемпиону мира ни разу не удалось финишировать впереди дебютанта, и после окончания сезона Пике повесил шлем на гвоздь.

Ну как здесь без этого фото? Юный "Солнечный мальчик" и Эдди Джордан перед Гран-При Бельгии 1991 года.

9. 1993: Сенна? Не, не слышал. McLaren MP 4/8 был столь плох, что Айртон, не имея возможности выступать за Williams из-за Проста, подписывал с Роном Деннисом контракт на каждую гонку. Однако и на этой машине Сенна умудрился выиграть пять раз за сезон, в то время как его партнер Майкл Андретти если и добирался до финиша, то с трудом набирал считанные очки. В итоге за три гонки до конца сезона команда отказалась от услуг американца в пользу Мики Хаккинена, неплохо проявившего себя год назад. В первой же квалификации «Летучий финн» обставил самого Сенну, убедив Рона в правильности принятого решения. Финишировать Мика смог лишь однажды, зато сразу на подиуме в Японии, где у Сенны возникла новая неприятность…

На фото: Мика Хаккинен впитывает советы Айртона Сенны.

10. Сенна? Я тоже не слышал. Ибо весь сезон Эдди Джордан был вынужден взирать на бесславные барахтания некогда грозного Тьерри Бутсена где-то в начале второго десятка, пока его напарник, юный дебютант (!) Рубенс Баррикелло хоть и не набрал большого числа очков, все же регулярно демонстрировал приличную скорость. Под конец сезона терпение бывшего банковского клерка из Ирландии иссякло, и он пустился во все тяжкие. Чутье на таланты? Да, но без ошибок тоже не обошлось. Вместо Бутсена за руль сел сначала Марко Апичелла (сход), затем Эммануэле Наспетти (та же каша, вид сбоку) и наконец – соотечественник с острейшим в паддоке языком – Эдди Ирвайн. В Японии Эдди невозмутимо боролся с Хиллом, не обращая ни малейшего внимания на то, что позади маячит болид трехкратного чемпиона мира. Эта-то невозмутимость и принесла ему очко в первой же гонке в Ф1, а заодно и гнев Сенны, набросившегося после финиша на Ирвайна с кулаками. Тем более что Ирвайн так и не пропустил его вперед на круг.

На фото: Эдди Ирвайн на Сузуке впереди Дэймона Хилла.

В заключительной, третьей части подборок самых ярких замен пилотов по ходу сезона мы вернемся в наши дни. 

Тепла вам!