10 мин.

Роман Нагучев: «Матч «Аугсбург» - «Гамбург» не сделал меня счастливее»

Вопрос банальный, но узнать на него ответ можно только от тебя. Как появилась твоя любовь к футболу? Досталась в наследство от папы или деда?

От... мамы! У нее все братья, мой дедушка, ее папа и все их соседи с ума сходили от игры. Но в футбол меня привел папа, когда стало понятно, что я категорически против танцев, на которые меня хотела отдать мама. Я бился за то, чтобы футболист победил во мне плясуна, и после первой тренировки я больше никуда не хотел.

То есть ты начинал со спортивной школы, а не с дворового футбола? На какой позиции играл?

Конечно с дворового. И пришел я в серьезный футбол поздно, в 12 лет. Меня отрядили на правый фланг полузащиты, и мне это безумно нравилось. Тренер перед первой большой игрой подозвал меня и сказал: "Нагучев, не волнуйся. Все что нужно тебе сейчас знать - получил мяч, прошел, навесил. Понял?" "Ыгы!", - ответил я. И запомнил это правило на всю жизнь. Но я мечтал играть в центре полузащиты. Уже выступая в одной из команд ЛФЛ в Москве я осуществил свою мини-мечту. У меня, может, и не было выдающейся карьеры, но я получил очень хорошую школу. Ах да, и первый разряд.

А почему не сложилось с профессиональным футболом?

Потому, что я никогда не хотел. Я мечтал стать комментатором. Всегда.

Однако пошел на экономический факультет. Почему именно экономика?

Откровенно говоря, это был сложный выбор. Я ехал поступать на ин.яз., но тогда деканом экономического факультета был мой дедушка. Мы с ним поговорили, и я тут же решил, что лучше бы мне быть под его крылом. Нормальная практика, не самая правильная может, но такими вещами грех не пользоваться... Ну и плюс мои родители учителя, и ближе к концу учебы я хотел заняться преподаванием, даже собирался поступать в аспирантуру, но все планы перекроил конкурс комментаторов.

Расскажи немного о конкурсе. Какая атмосфера царила в кругу участников?

Это нужно сесть за стол, накрыть его и рассказывать, рассказывать, рассказывать... Все было новым, необычным, как будто даже ненастоящим. Уткин, Розанов, Черданцев, Андронов... Ну, вот представьте, что вы просыпаетесь утром, завариваете себе кофе, собираетесь на работу, ведете, короче, обычный свой образ жизни и тут звонок в дверь, открываете, и в дом заходят Джоли, Питт, Вася Уткин, Путин и Обама с женой... У меня это было примерно так. Такие впечатления. Что же до конкурсов, то они были вполне обычными, вопросы, разбор моментов, комментирование отрезков, беседы всякие. Но я так надолго не планировал задерживаться, взял вещей на два дня. Пробыл в итоге десять и на финал шел в рубашке Паши Занозина и в страшных безразмерных ботинках...

А как насчет соперничества? Все было по-доброму, в рамках фэйр плей?

Все было очень по-доброму. Мы до сих пор с некоторыми общаемся. А из семи финалистов четверо работают на НТВ-Плюс - Занозин, Димчук, Юртаев и я. Еще был один мальчик, назовем его Петя, который проиграл еще во втором туре и в туалете звонил кому-то из друзей, рассказывая, что здесь кругом одни мудаки и что все куплено, раз он не прошел дальше. Кстати, какое-то время он даже работал на футбольном канале, но не сложилось.

О том, как ты комментировал свой первый матч можно найти в твоей конференции, а как прошел твой первый день в должности комментатора? Как тебя приняли коллеги?

Ага! Я б и забыл бы, если бы не Артем Шмельков, который, едва я переступил порог 16-й комнаты, сказал "В Брянск едешь?" "Еду!" "Ну и зае..сь, поедешь по билету Чегодаева". А потом я увидел потрясшую меня картину. Шмельков с безумными глазами орет на кого-то по рабочему телефону! А потом швырнул трубку и проорал "№;%:?*!!!!!!" Оказалось «НТВ-Плюс» заплатил белорусскому ТВ за видео пьяного арбитра Сергея Шмолика, но в самой Беларуси где-то наверху запретили отдавать видео. Но деньги за перегон так и не вернули. А мы просто скачали все из «Ютуба». Вокруг меня кипела неведомая жизнь, и я смотрел на нее, открыв рот и глаза! Нет, ГЛАЗИЩА!

Не было страха, что ты можешь не поспеть за темпом этой телевизионной жизни?

Нет, его и не должно быть. Я проклинал бы себя, если бы не приложил все усилия. Но надо признать, это ужасно тяжелая работа, особенно первые несколько лет. Ведь никто сразу не садится за микрофон. Сначала ты - простой редактор с кучей черновой работы. Не очень-то заметной простому зрителю. Но без нее нельзя. Ни тебе, ни каналу.

Как ты справляешься с волнением во время трансляций? Ведь оно наверняка присутствует?

Давно уже нет. Если на твоем счету уже почти тысяча репортажей и все еще присутствует волнение, то, получается, ты ничему не научился. Волнение не позволяет работать нормально, а если нормально не работать, то и не стоит этим вообще заниматься. Зрителя же не обманешь. Но, признаюсь, первое время сердце страшно билось после фразы "10 секунд до эфира" где-то года полтора.

Еще не забыл матч Аугсбург - Гамбург прошлого сезона? Как так вышло? Тебя как-нибудь наказали тогда?

Эта история не сделала меня счастливее. Я пережил немало мучительных часов. У меня был разговор с Василием Уткиным, и он принял мою позицию. Принято почему-то считать, что я "выкрутился", но я и впрямь не хотел ничего такого говорить. Скорее всего, междометие "Ой!" сыграло свою роль... Сейчас я вспоминаю этот случай с юмором, но смешного на самом деле было мало... Это стало для меня уроком. 

Тебя упрекали когда-нибудь в предвзятом отношении к клубам или футболистам?

О! Это очень крутая история! После матча «Динамо» Киев – «Боруссия»Менхенгладбах я получил в одном только "Вконтакте" 221 сообщение с содержанием "Сдохни, тварь!" Куча угроз, обещания расправиться со мной, Мытищинский (!) клуб фанатов Динамо обещал, что я буду пускать слюни и тому подобная мерзость. И в конференции (еще плюсовской) какие-то идиоты называли меня нацистом, фашистом, разжигателем межнациональной розни вместе, кстати, с Василием Уткиным... Как-то я рассказал об этом Васе, и его ответ был лаконичен: "Конечно! Ну конечно, Ром! И так всегда будет, как бы ты ни отработал!" 

Я спокойно к этому отношусь. Те, кто хочет набить кому-то морду вряд ли напишет об этом ему в интернете. Кое-что в этом я все же понимаю.

А как ты вообще относишься к критике со стороны зрителей? Принимаешь во внимание или предпочитаешь слушать советы твоих более опытных коллег?

 Важно разделять критику "Роман, вы часто говорите «эээ» в репортаже!" и "критику" "Ты, непрофессионал, болел за «Боруссию» и вообще, гребаный мажор!". Со вторым приходят часто, и они по-настоящему думают, что это критика. А на самом деле, это идиотизм в чистом виде. Раньше я все принимал близко к сердцу, а теперь слушаю советы только от коллег. Розанов, Уткин, Черданцев, любое их замечание на вес золота. Например, мне очень ценны смски Юрия Розанова относительно моей работы. Они порой очень жестки, но бьют точно в цель! Это важно. Ночные звонки Уткина после твоего репортажа заставляют не только учащенно биться сердце от страха, но и лучше работать. Здесь все коротко и по существу. Но не для посторонних, а порой и не для слабонервных... 

Юрий Розанов до сих пор принимает участие в жизни НТВ Плюс?

Обязательно! Это же НТВ-Плюс! Ты никогда не поменяешь 16-ю комнату на что-то другое, даже если поменяешь работу. 

А для Юрия Альбертовича НТВ-Плюс - целая жизнь.

А для тебя НТВ-Плюс уже успел стать очень важной частью жизни? За все время работы не посещали мысли уйти из спортивной журналистики?

Ни разу не посещали. Эта профессия подразумевает массу ежедневных открытий, новых событий, интересных людей рядом и, конечно, самосовершенствование. Например, в какой-то момент начинаешь читать книги, о которых ранее и не подозревал. Или фильмы открываются с другой стороны или, что важнее, мировоззрение и восприятие всего, что тебя окружает. Но главное изменилось отношение к себе.

Ты смотришь Бундеслигу в родном комментарии? Немецкие репортажи как-то отличаются от наших?

Они более скупы. Тем смешнее читать «мнения» и всяких "умников", что, мол, "не могу слушать наших комментаторов после иностранных..." О вкусах, конечно, не спорят, но чаще всего люди просто вые...тся перед другими, лишь бы их позиция была особенной. Я не могу вообразить себе какое-то внутреннее состояние, при котором слушать немецкую речь было бы интереснее, чем русскую...

А ты много языков знаешь? Никогда не возникали трудности при общении с иностранцами, в интервью, например?

Русский и английский только. На самом деле полиглотов в среде журналистов совсем немного. Английского базового достаточно, чтобы сформулировать пару-тройку вопросов по тому или иному поводу. Я брал интервью у спортсменов разных национальностей, и все знают английский. А вот немецкий язык я бы с кайфом выучил. Считаю его красивым. По-своему, конечно.

Как ты относишься к женскому футболу? Тебе доводилось его когда-нибудь комментировать?

Я из-за бюрократических проволочек не успел оформить загранпаспорт к Олимпиаде в Лондоне, поэтому лишился этой уникальной возможности...

А как простой зритель смотришь женский футбол? Хотя бы на уровне национальных сборных?

Я смотрел в позапрошлом году Чемпионат Мира в Германии и был просто очарован уровнем игры команд. Не знаю как сейчас, но тогда сборная Японии меня просто поразила. Не думал, что девчонки умеют так быстро бегать.

Женщины в футбольную журналистику, на твой взгляд, могут привнести что-то особенное и интересное, или все же лучше если о нем, как и раньше, будут всегда повествовать мужчины?

Мне нередко задавали похожий вопрос в конференции. Девушки, знайте, первой, кому удастся научиться справляться с собственным волнением, правильно говорить, разбираться в тонкостях игры, и наполниться самоиронией, станет настоящей сенсацией и первой полноценной женщиной-комментатором. Я удивился, когда узнал, чего именно боятся девушки - они боятся мужских... насмешек!!! Но ведь это ерунда. Мужчин очаровывают именно уверенные в себе женщины. Но, надо признать, это больше именно психологический момент. Нужно очень стараться. Слушать, как женщина говорит о футболе ужасно забавно. Татьяна Шереметьева - исключение, она разбирается в игре. Но я в этом смысле фанат Марии Командной. Для нее футбол большое кино. Мне нравится, как она о нем говорит. 

Ты большой меломан, судя по твоему блогу на Sports. А сам петь любишь? Может быть, караоке-бары посещаешь?

Нет, пою я точно отвратительно. А караоке бары терпеть не могу почему-то... Мне нравиться собраться теплой компанией и петь разные добрые песни. Пару недель назад мы с Артемом Шмельковым выходили из бара с «You`ll Never Walk Alone»на устах. Мы не были пьяны. Если вдруг это важно.

А как часто ходишь в кинотеатры? Какие из последних зарубежных и отечественных картин больше всего понравились?

Люблю кино. И в кино бываю регулярно. Сейчас это снова модно, но хожу не поэтому. Мне важны впечатления. Жалею, что так и не увидел «Аватара» в 3D, а вот из других жанров впечатлился ужастиком «Женщина в Черном». Со времен "Звонка" ничего так сильно не боялся.

Какие профессиональные цели ставишь перед собой сейчас?

Честно? Перестать "эээкать" и говорить слова-паразиты. Это две главные проблемы в нашем деле. Они делают репортаж неинтересным, а я такого позволить себе не могу. Нельзя относиться к своей работе в полноги. Работа над своими ошибками - главное в любом деле. Другого способа стать лучше я не знаю. В этом смысле все банально.

А более масштабные? Попробовать, например, себя в каком-то новом качестве?

У меня есть опыт и пишущего журналиста, и ведущего, и даже ведущего мероприятий. И каждый раз я чувствовал себя очень комфортно. Но мой любимый писатель Стивен Кинг всегда придумывает для своего героя исключительно сложную ситуацию, чтобы читатель мог ее на себя примерить. Я думал над этим применительно к какому-либо роду занятий и понял для себя, что из меня, скорее всего, вышел бы паршивый актер. Хотя кино или что-то в этом духе - это же ужасно интересно. Я еще думаю над новым вызовом самому себе. Рано или поздно к желанию придать жизни новое ускорение приходят все мужчины. Самый яркий пример Алексей Андронов - бронзовый призер Чемпионата России по ралли. Это же просто уму непостижимо. Мы с Алексеем не раз говорили об этом и всякий раз я восхищался. На такое испытание себя решится не каждый.