4 мин.

Письма турецкому султану

Самый громкий казус уик-энда имел место отнюдь не во время сражений пилотов элитного класса. В гонке поддержки серии GP2 на полотно «Инстанбул-Парка» выбежали две собаки, одна из которых погибла смертью храбрых. Принудительную эвтаназию, приложившись передним спойлером по животному, совершил племянник человека дождя Бруно Сенна. Происшествие, разумеется, вызвало переполох и повлекло за собой серию серьезных разбирательств – не исключено, что дирекции автодрома впаяют нешуточный штраф за недостаточную организацию мер безопасности. Последствия могли быть куда серьезнее, но бразилец заверил, что путешествие в мир животных прошло без ущерба для его физического и психического здоровья.

Что до Больших призов, серьезная авария в воскресенье произошла лишь одна: от контакта пострадали Джанкарло Физикелла и Казуки Накадзима. Примечательно, что совесть обоих пилотов чиста – по нашему глубокому убеждению, инициатором и виновником ЧП стоит считать представителя «Торо Россо» Себастьяна Бурдэ. На старте перед входом в первый левый поворот (вы помните, на турецком автодроме пелетон движется по направлению, обратному ходу часовой стрелки) французский дебютант умудрился дважды сменить избранную траекторию, чем сбил с панталыку маневрировавших в толкучке плотной группы ближайших конкурентов. Сперва «мушкетер» двинулся на внешний радиус, обозначив намерение просочиться в зазор между конкурентами в безопасном режиме. Однако буквально в паре метров до потенциальной точки торможения совершил движение рулем в левую сторону. Природа оного не совсем понятна: то ли в последнюю секунду Себ передумал и решил избрать более верный путь для маневра (видимо, имелась небольшая недостаточная поворачиваемость), то ли решил войти в поворот по траектории, проложенной лидерами. Как бы там ни было, смена стратегии едва не вынесла STR2 в самую гущу пестрой середняцкой толпы уже прошедших либо находившихся в заключительной стадии покорения виража. Пришлось Бурдэ жестко втапливать педаль тормоза и блокировать переднюю ось, дабы избежать очередного досрочного крэш-теста для собственного шасси. Брэйкинг в итоге француза и спас, однако одновременно похоронил шансы на продолжение борьбы шедшей в непосредственной близости японо-итальянской пары. Громкое «БУМСЬ!», фонтан разлетевшихся в разные стороны аэродинамических элементов и многочисленные проклятия, посланные вслед слишком много думавшему французу, еще раз подтвердили прописную истину «Формулы-1» – на старте в первом повороте принятых изначально решений накануне маневра менять не стоит.

Следующими под микроскоп анализа поместим действия Тимо Глока и Хейкки Ковалайнена. Нет, детально анализировать каждый обгон и шедшую следом контратаку не будем – выделим лишь принципиально важный момент дуэли и попробуем сделать субъективные обобщения. Итак, главный вывод в следующем – немец продемонстрировал навыки достойной и грамотной защиты, чего доселе в элитном классе в его исполнении практически не наблюдалось. Почему-то работу пилота «Тойоты» так и хочется назвать интеллектуальной. Он не стал прибегать к методу агрессивного перекрещивания траекторий с целью взять соперника на испуг, в отличие, к примеру, от Дэвида Култхарда. Не делал ставку на рискованную «угадайку» направления возможной атаки соперника и не бросал болид по всей ширине гоночного полотна с целью упредить удар (почему-то этот маневр считает действенным Нельсон Пике-младший). Глок попросту вел машину с позиции силы, хотя темп болида TF108 явно уступал качеству хода МР4-23. Поэтому и контратаки в его исполнении – пару из них, как показалось, Ковалайнен вовсе не ожидал – получились на загляденье. Тимо придерживался идеальной (в Турции – единственно верной!) траектории, компенсируя недостаток скорости на прямых контрманеврами в среднетемповых и медленных виражах. Что и позволяло долгое время навязывать Хейкки, терявшему при обгонах наилучший путь на треке, серьезную борьбу.

На десерт же предложим анализ ситуации, без которой обзор потерял бы свою актуальность – сражение Фелипе Массы и Льюиса Хэмилтона. Сразу оговоримся: сперва, следуя совету классика, оценим красоту игры, то бишь обгона как такового – маневра, украсившего гонку. Думается, даже фаны Скудерии признают, что с точки зрения техники британец все сделал просто безупречно. Рисково сместился на внутренний радиус, изначально принеся в жертву преимущество идеальной траектории, затем в излюбленной манере дождался рискового позднего торможения, заставил противника чуть шире открыть калитку и втиснулся в полученное пространство, несмотря на серьезную загрузку левого переднего колеса. Полную же победу вундеркинду позволил праздновать безупречный вход в последующий правый поворот, достигнутый благодаря отменной работе рулем и превосходной настройке баланса болида «Макларен».

Теперь пару слов о действиях Фелипе. Мог ли он защищаться? Безусловно. Хотите – возьмите за образец поведение Култхарда, разбиравшееся несколькими неделями ранее. Хоть рисковое, аварийноопасное, но позволявшее захлопнуть калитку вместе с соперником (а если очень повезет, то по отдельности). Хотите – приложите к стамбульским условиям тактику Фернандо Алонсо, который остался бы на траектории, избежав дерганий рулем, и уже при подходе к следующему виражу в связке сам бы оказался в роли Хэмилтона на внутреннем радиусе. Ведь именно движение «баранки» бразильцем в правую сторону – явное намерение избежать даже малейшего контакта – увело Массу с идеальной линии движения и не позволило навязать сопернику прессинг в ответ. Наконец, что мешало Фелипе самому сместиться вовнутрь и предложить конкуренту провернуть куда более рисковый маневр по внешнему радиусу? Ведь если знать о повадках Льюиса (южноамериканец о них осведомлен уж наверняка лучше, чем мы с вами), вынудить того как можно позже оттормаживаться «наверху» — значит в разы осложнить задачу по последующему вылавливанию машины из виража… Однако Масса, заранее предупрежденный о стратегии преследователя, вовсе предпочел не рисковать и ограничился расшаркиванием перед визави. Всем же недовольным, включая Луку Балдиссерри, после финиша бразилец наверняка готов был продемонстрировать Большой приз Турции, подаренный президентом страны, и таблицу личного зачета, в которой пилот обосновался на второй позиции.

…а собачку все равно жалко…