Порвать на британский флаг!
О суровости шотландских пилотов
Разбор полетов начнем с самой зрелищной аварии воскресенья – коллизии Дэвида Култхарда и Дженсона Баттона. Теоретически, обгонять в медленном восьмом повороте можно и нужно, если угадать с настройками, и динамика разгона болида довольно высока. На идущей следом длинной прямой (скорость на этом отрезке возрастает с 80 до 165 км/ч) у предпринявшего атаку пилота имеются превосходные шансы отстоять позицию. Необходимо лишь грамотно перекрестить траекторию на выходе из виража, а затем положиться на техническое совершенство машины и ее темповые возможности.
Диспозиция перед попыткой обгона у Дженсона изначально была проигрышная, хотя неплохой ход – если верить Баттону, он отыгрывал у соперника секунду на круге – и достойная разгонная динамика RA108 в иных обстоятельствах могли бы сыграть на руку гонщику «Хонды». Но дело в следующем. Если вы заметили, в преддверии атаки пилот «Ред Булл» пару раз поддразнивал визави. Перед тем как сбросить скорость, ветеран приоткрывал калитку для находившегося на внутреннем радиусе оппонента, а затем, едва Баттон прижимался к кромке трека в надежде обставить шотландца за счет более позднего брэйкинга и удачной работы рулем, аккуратно втапливал педаль тормоза в пол. Сужение пространства (болид выставлялся в направлении прохождения виража) не оставляло Дженсону иного выхода кроме как перестраховываться и пропускать земляка вперед. А кроме преимущества машины в скорости, аргументов, дабы взломать оборону соперника, у англичанина все не находилось.
В восьмом повороте ситуация развивалась по аналогичному сценарию с той лишь разницей, что Дэвид совершил небольшую помарку на стадии «заманивания». Как показалось, пилота подвел «софт», вынудивший взять траекторию чуть шире и подкорректировать рулем движение машины. Англичанин, то ли поверивший в благородство конкурента, открывавшего более быстрому товарищу путь к светлому будущему, то ли оптимистично посчитавший, что шотландец потерял контроль над шасси, безрассудно ринулся в атаку. Вжавшись едва ли не в ограничительную полосу трека, он, по образу и подобию Льюиса Хэмилтона, решил идти на максимально затянутое торможение, чтобы затем за счет силовой работы рулем удержать задок на плаву, попутно перекрестив Култхарду пригодную для контратаки траекторию. Беда и просчет Баттона были в том, что он не учел опыт шотландца. Дэвид в зеркалах заднего вида (запас пространства в три четверти корпуса ведь никто не отменял!) прекрасно читал маневр, и, как в случае с Фелипе Массой, показал Баттону, что не собирается пропускать соотечественника. С бортовой камеры четко видно, как Дэвид несколько раз «подкручивает» руль в сторону поворота, демонстрируя намерение резать угол и остаться впереди, пусть ценой блокировки передней оси и в ущерб состоянию покрышек. Здесь бы Дженсону и остепениться, ведь на предыдущих этапах горец проводил дополнительные крэш-тесты RB4 и проверял на прочность элементы шасси в куда более проигрышных для себя ситуациях. В данном же случае гоночная инициатива все-таки была на стороне шедшего впереди… Как бы там ни было, исход известен: в Милтон-Кейнсе вновь принимаются за работу по устранению вмятин на болиде, а в Брэкли продолжают собирать журналистов и плакаться им о суровом нраве шотландских гонщиков…
Поцелуй навылет
Раз уж было всуе упомянуто имя вице-чемпиона мира, стоит обратить внимание на несколько эпизодов с его участием. Признайтесь откровенно: как часто вы слышали о возникновении избыточной или недостаточной поворачиваемости на машине Хэмилтона? Только будьте при этом предельно честны сами с собой… Вот-вот, и мы о том же! Ни в пресс-релизах команды, ни на пресс-конференциях пилот не обмолвился о явлениях, неизменно появляющихся на болидах вследствие воздействия широкого спектра факторов. А теперь обратите внимание, как часто Льюис за счет жестких, порой преждевременных, порой крайне запоздалых торможений исправляет нюансы пилотирования. Связь не улавливаете? Вот и в Бахрейне по ходу гонки британец многократно блокировал переднюю ось, из-за чего машина скакала по бордюрным камням – к счастью, повторения пятничной аварии удалось избежать. Волей-неволей приходишь к мысли, что иными способами нивелировать изменение в поведении машины Хэмилтону крайне сложно – это ведь не моносерия, где корректировка базовых настроек в зависимости от требований трека минимальна…
Теперь о самом неоднозначном состязательном эпизоде с участием Хэмилтона – столкновении с Фернандо Алонсо. При просмотре гонки в прямом эфире коллизия отменно вписывалась в общую канву помарок, допускавшихся британцем. Казалось, что на выходе из третьего поворота, в зоне разгона Хэмилтон не учел степени сноса задка после брэйкинга и вследствие раскоординированности при работе рулем и втоплении педали газа «поцеловал» заднюю часть «Рено» экс-напарника.
Однако покадровый анализ и расследование коллег издания Autosport могут существенно упрочить позиции защитников Льюиса. Дело в том, что инерционное движение МР4-23 в момент контакта, похожее на динамику хода при слип-стриме, стало следствием нарушения аэродинамической целостности машины, поскольку переднее антикрыло болида «Макларен» к тому времени было серьезно повреждено. Радикально же перестроиться под требования ослабленной конструкции пилоту банально не хватило времени.
Но в истории есть два темных пятна. Во-первых, чем была вызвана деформация? Думается, контакт, попавший в объективы телекамер, был вторым во взаимоотношениях МР4-23 и R28. Премьерная проверка на прочность, скорее всего, имела место в начальной фазе гонки, однако кто был инициатором столкновения и по какой причине (оплошность пилота, потеря концентрации, запоздалое торможение?), выяснить не удалось даже техническому комитету Гран-при. Во-вторых, непонятными остаются попытки британских журналистов, сновавших по паддоку, еще до финиша пелетона оправдать соотечественника утверждениями: мол, Алонсо специально замедлился, дабы напакостить вундеркинду. Эту версию пустил прахом технический директор французов Пэт Симмондз. Функционер предоставил в распоряжение СМИ телеметрию с машины испанца, из которой следует, что Фернандо ногу с педали газа в момент контакта не убирал. То есть, находясь на верной траектории, он был сосредоточен на разгоне, а не на блокировке... Зачем британцам было подставлять соотечественника, когда Мартин Уитмарш довольно оперативно высказал спасительно-оправдательную версию о деструкции переднего антикрыла, так и осталось загадкой…
Красота спасет мир
Напоследок о красивом. Не отметить обгон Кими Райкконеном Роберта Кубицы было бы грешно, поскольку успешная атака (одна из немногих в группе лидеров на бахрейнской земле) была совершенна с точки зрения эстетики. И вот почему – финну единственному из пилотов удалось в первом повороте оставить не удел соперника при атаке по внешнему радиусу. Причем аплодисментов заслуживает не столько расчет пилота «Феррари», сколько работа рулем при входе в вираж. Складывалось впечатление, что педаль тормоза и руль у чемпиона мира взаимосвязаны и взаимозависимы – столь плавно и синхронно сработал гонщик.
Тем, кто этого не видел, стоит попросить Кими повторить маневр на бис. Ближайший спектакль – через три недели в Испании…
Новый Африканец
«2 Палекс
Вы стал меня игнорировать?"
Что это, робкая попытка перейти на ТЫ? :)
Давай уже не стесняйся :)
Говорю же, редко буду тут наверное теперь.
Зарегистрирован 04 июля 2007, написал 567 комментариев
Украина, Ивано-Франковская область, Ивано-Франковск
//Что мне книга? Я копал инет...//
Все, после этого сдаюсь. Знание - сила, незнание - приятный полумрак (с).
\\\\ Я имею в виду что в инете читал статьи довольно уважаемых математиков и там я не нашел однозначного мнения.\\\
Зарегистрирован 04 июля 2007, написал 530 комментариев
Украина, Ивано-Франковская область, Ивано-Франковск
А, что? может быть. Есть еще мысль интересная - прошло ТРИ гонки и в ДВУХ из них лучшие круги у ХК...
Деление на ноль не дает бесконечность, оно дает предел, равный бесконечности, а это абсолютно разные вещи! Что вам не понятно? Читайте лимиты, там все написано!
Почему? Все правильно: в прошлом году у него были большие проблемы с адаптацией к болиду, которые были успешно решены только к ГП Франции. А в квале Кими не доминирует, это да. Но за квалу очков ведь не дают? ))
Дэвид прекрасно понимал, что скорость Дженсона выше. Поэтому, естественно, читал возможность обгона. приоткрывая калитку, он имел возможность контролировать ситуацию и пресекать попытки атаки именно тем методом о котором писал в тексте. Соглашусь с Борисом, что траектория прохода виража была верна, но, имхо не идеальна и не единственно возможная! Брать шире по полотну пилоту никто не мешал (правда, в низкоскоростном повороте для такой машины как РБ динамика разгона потом была очень низка) - кстати, так работал по ходу дистанции Физикелла, равно как в стиле Баттона прижиматся к кромке трека можно было свободно особенно если вам докучает недостаточная поворачиваемостьповорачиваемость) . То есть способы при желании найти можно. проблема в том, держал бы Дэвид при этом позицию... а так он хотя бы теоретически был хозяином своей сукдьбы
Чья ошибка? мое мнение, которое высказал уже в прямом эфире, и котоого придерживаюсь до сих пор. Виноват Баттон. Если у тебя машина идет на секунду быстрее, что мешает на дилнной прямой предпринять слип-стрим? что мешает попробовать первый поворот пройти по ваншнему радиусу (пример Райкконена помним)? Что мешает накакой-либо из прямой сместиться наверх и грамотно оттормозиться перед тем же восьмым, а потом за счет разгона дать жарру?
PalexW
Про прошивку это сильно. У меня еще впечатление, что все эти интервью, презентации, шум вокруг, это все неестественная для Райкина среда обитания, так и хочеццо воскликнуть вслед за классиком: Не верю!
Вот когда он с лодки вниз головой падал, это его. Верю и безоговорочно. А когда он дает интервью, мне кажеццо что я слышу между слов: блин, да отпустите вы меня, я еще сегодня вниз головой с лодки не падал....