7 мин.

Другие

Азиатский колорит

Первое, что приходит на ум после просмотра очередных заездов зимнего чемпионата GP2 Asia, прошедших в Бахрейне, – неоднозначные выступления чемпиона Евросерии «Ф-3» Нико Хюлькенберга. С одной стороны – старт с поула, с другой – постоянные помарки, слишком ранние торможения, на чем его и подловил в решающий момент лидер зачета пилотов Камуи Кобаяси. Не секрет, что болид «Ф-3» заметно уступает технике GP2 в скорости прохождения поворотов, а Нико, вполне возможно, не хватает физической подготовки и уверенности в себе, что выдают слишком частые смены направления на главной прямой и взгляды в зеркала заднего вида. В первой гонке подвели немца и механики – заминка на обязательной остановке стоила ему двух мест, но позиции он терял и в честной борьбе на трассе, как в случае с Кобаяси или на последнем круге спринта в красивом обгоне за место на подиуме в исполнении Жерома Д’Амброзио.

Во втором заезде мексиканец Серхио Перес, известный по выступлениям в британской «Ф-3», практически без проблем конвертировал поул в победу, а его сосед по стартовой решетке, недавний возмутитель спокойствия в Мировой серии «Рено», Гиедо ван дер Гарде заглох еще на старте прогревочного круга. Зато отлично провел гонку отмечавший свой 22-й день рождения Давиде Вальсекки – ему не хватило пары кругов, чтобы совершить результативную атаку в споре за лидерство.

К сожалению, проблемы со здоровьем не позволили Виталию Петрову бороться с соперниками на равных. В первой гонке ранний пит-стоп гарантировал чистую трассу и проблемы с шинами под финиш заезда. В спринте россиянин оказался в самой гуще сражения за десятое место и предпринял несколько красивых и, главное, результативных атак в условиях крайне плотной борьбы. Учитывая пресквернейшее самочувствие, 12 место на финише – результат хороший.

Другой Себ

Чемпионат IRC интересен нам не только присутствием в его календаре ралли России. Здесь стоит обратить внимание на технику категории S2000, которая со следующего года должна стать основой нового регламента чемпионата WRC. Не удивительно, что многие команды и пилоты в этом году будут использовать IRC в качестве подготовительного лагеря – скорее всего, и «Шкода», и «Пежо» в 2010 году перейдут в чемпионат мира. Возможно, подобный шаг совершит и спортивное отделение «Фиата» – «Абарт» – «синие скорпионы» в последнее время переживают вторую молодость.

И не они одни. Дидье Ориоль, Фредди Лойкс, Тони Гардемайстер – знакомые все лица вышли на покорение узких улочек и горных серпантинов в этот раз. Получил приглашение от поставщика шин «БФ Гудрич» и чемпион юниорского первенства Себастьян Ожье, так что старожилам IRC пришлось пройти серьезную проверку на соответствие мировым стандартам.

Ралли Монте-Карло, несомненно, выиграло от смены чемпионата. Нынешний этап IRC позволил возродить былые традиции и вернуть пару замечательных спецучастков. Естественно, когда они разбросаны в радиусе 150 километров, нельзя ожидать, что покрытие будет одинаковым на протяжении всего дня. Добавьте к этому снежную зиму в Европе, густой туман в горах и коварные ледяные ловушки на сухом вроде бы асфальте и получится картина настоящей рулетки, в которой без везения не обойтись. Собственно, без него рискуешь либо соскользнуть с дороги, либо медленно цокать шипами по асфальту на следующем СУ, ведь сменить шины можно было только после второго спецучастка.

Ровно до середины ралли все складывалось как нельзя лучше для «Шкоды» и ее пилота Юхо Ханнинена. Лойкс и Ожье ехали слишком осторожно, а машину действующего чемпиона Вуйоза под истерические крики штурмана местные добровольцы выталкивали из оврага. Но глава мотоспортивного подразделения чешской марки Михал Храбанек своими бодрыми комментариями, видимо, спугнул удачу: под конец второго дня финн пробил шину и откатился на третье место, а в самом начале борьбы на следующий день и вовсе разбил свою «Фабию», оставив Себастьяна Ожье без реальных конкурентов.

Изюминкой всего ралли, конечно, стали знаменитейшие ночные спецучастки Коль де Турини. Машины с гирляндами дополнительных фар на капоте, рыскающие в кромешной тьме желтые лучи и толпы болельщиков – вот визитная карточка самого известного ралли в мире. В этих феерических декорациях Ожье оставалось спокойно доехать до финиша... Впрочем, Монте-Карло случайные люди не покоряют. Для Себа растет достойная смена. Скажем так, Себ 2.0.

Американский хэппи-энд

Наступивший сезон «Гранд-Ам» знаменателен пришествием команды Роджера Пенске. Ее переход из АЛМС поначалу казался вынужденным шагом назад в ожидании дебюта новейшего прототипа категории ЛМП1 от «Порше», но в то же время команда «Седого Роджера» обеспечила дополнительную порцию пристального внимания к этому чемпионату, ранее уступавшему АЛМС по раскрученности. Для дебюта команда выбрала проверенное и популярное шасси «Райли» с мотором «Порше», а ее пилотский состав – Ромен Дюма и Тимо Бернхард – хорошо известен по АЛМС. Да и на Райана Бриско, финишировавшего третьим в прошлогоднем марафоне, можно было положиться.

В Дайтоне основными конкурентами для «Пенске» должны были стать победители последних трех лет из «Чип Гэнасси Рейсинг». Шутка ли – из всех шести пилотов только один – Алекс Ллойд – не выигрывал прежде этот 24-часовой марафон. Серьезное беспокойство вызывал лишь двигатель «Лексус», немного уступавший в мощности основным конкурентам.

Как обычно, «24 часа Дайтоны» собрали все сливки американского гоночного сообщества. Европейского зрителя, естественно, интересовал вопрос: сможет ли Хуан-Пабло Монтойя выиграть в третий раз подряд, однако Старый свет представляли и другие выдающиеся пилоты: Педро Лами, Кристоф Бушу, Энди Уоллас. Но все внимание опять было сконцентрировано именно на колумбийце, сражавшемся, как лев, до последних миллиметров дистанции. Впрочем, обо всем по порядку.

Первые тренировки принесли несколько неожиданные результаты. Лидировал экипаж «Брумос Рейсинг», команды уже сорок лет использующей «Порше» в самых разнообразных чемпионатах. Экипаж «Пенске» расположился на третьей позиции. А в первой шестерке была всего лишь одна машина с американским двигателем – «Райли-Форд». В категории ГТ «Порше» так же серьезно взялось за дело: 17 экипажей – более половины всех заявленных в классе! Добавьте к этому девять заводских пилотов немецкой марки, и вы поймете, почему именно штутгартские машины ждали первыми на финише. «Понтиак» перед стартом казался слишком ненадежным, у «Корветта» были проблемы с пилотским составом, и лишь купе «Маздах RX-8» по предварительным оценкам могли составить конкуренцию армаде «Порше».

Что до самой гонки, то существенное влияние на ее ход оказала специфика трека. Малейшие посторонние объекты на трассе вынуждали дирекцию искусственно прессовать пелотон, вывешивая желтые флаги на всей трассе, – радости шмякнуться о бетонную стену в вираже из-за прокола мало. Нервы командам подпортили и синоптики, с радостью предвещавшие возможность осадков, что грозило остановкой гонки. Но, в кои-то веки, ошибкам метеорологов можно было возрадоваться.

В итоге, многое решилось ночью. В классе прототипов отсеялись слабые экипажи и ненадежная техника. Сражение кипело между «Гэнасси», «Брумос» и «Пенске» – пять машин шли в одном круге, что для марафонов необычайно плотно. Правда, под утро в «Пенске» потеряли все надежды на победу из-за проблем с передним мостом, перегревом тормозов и поломки коробки передач. У «Брумос» также были проблемы – под вечер Антонио Гарсия вылетел с трассы и только чудом не разложил прототип о стену.

В ГТ, как и ожидалось, армада «Порше» практически без раскачки принялась за дело, отдав «Понтикам» только первые часы гонки. Безупречно выступили экипажи «ТРГ». Два из пяти постоянно держались в тройке лучших и в итоге разыграли победу. Бергмайстер с Лонгом, пусть и уступают по известности Эммануэлю Коллару, но в Америке собрали гораздо больший урожай всевозможных титулов и в АЛМС, и в «Гранд-Ам», так что их победа вполне закономерна. Как и третье место заводских пилотов «Порше» – Саши Маассена и Патрика Пиле.

В отместку за очевидность результатов в ГТ эта «Дайтона» предоставила удивительное зрелище в зачете прототипов, где победителей после 24 часов борьбы разделили всего 176 тысячных секунды! Впрочем, оставив за бортом сознания понятие «зрелищности», можно прийти к выводу, что борьба четырех машин бок о бок за несколько часов до финиша – это как-то не по-марафонски, и происходившее на последней сотне кругов больше напоминало триллер. Несмотря на то что вышеупомянутые неприятности с механикой ликвидировали главных претендентов на победу – экипаж «Пенске», ближе к финишу страсти накалились до предела. Как нельзя кстати для повышения интриги пришелся заключительный отрезок в исполнении Хуана-Пабло Монтойи, который пилотировал отменно и чуть было не выиграл гонку на машине с дохлым двигателем. Но как ни старался колумбиец на вираже «Дайтоны» выбрать выигрышную траекторию, ему в эти выходные праздновать триумф было не суждено – слишком уж искусно оборонялся не менее опытный Дэвид Донохью, которому в «Брумосе» доверили провести заключительный отрезок гонки.

В итоге, на «Аллею победителей» отправился именно экипаж «Брумоса» под номером 58, находившийся в лидерах в течение всех сессий. Даррен Лоу, Антонио Гарсия, Бадди Райс добавили в очень приличный список своих достижений еще один триумф. Ну, и конечно, Дэвид Донохью, победитель «Ле-Мана» 1998 года, с честью продолжает дело своего отца, Марка. Кстати, старший Донохью также выигрывал «24 часа Дайтоны». Ровно 40 лет назад. Вот такой «хэппи-энд»...