9 мин.

Не по плану

По плану этот обзор должен был выйти после того, как экипажи в боевом режиме покорят второй по сложности этап нынешнего марафона – переход через Анды. Но, оказывается, в горах случаются туманы, о чем организаторы и не подозревали, когда планировали маршрут. Спортивный директор рейда Давид Кастера уверял, что на вторую половину «Дакара-2009» они приготовили несколько потрясающих сюрпризов. Видимо, «сюрприз» заключался в отмене двух самых сложных спецучастков – в Атакаме и Андах. Путешествие из райской долины, как дословно переводится «Вальпараисо», где экипажи провели день отдыха, в адское пекло самой засушливой пустыни прошло в щадящем режиме…

Автомобили

Несмотря на то, что маршрут восьмого дня пролегал в горах, многие отметили его существенное сходство с гравийными этапами мирового ралли. Одним из серьезнейших испытаний, как отметил поляк Кшиштоф Головчик, пилотирующий лучший на данный момент «Ниссан», стало постоянное изменение коэффициента сцепления дорожного покрытия. Скользкие участки сменялись небольшими отрезками дороги с высокой абразивностью, из-за чего чрезвычайно сложно было найти оптимальные точки начала торможения, и немало экипажей промахивались с очередным крутым поворотом.

Узкая дорожка, щедро усыпанная мелкими камнями, забиралась на самые верхушки гор, чтобы потом головокружительно спуститься вниз. Серпантин был совсем не скоростной – пару поворотов-шпилек даже прототипам приходилось проходить в несколько приемов. Каким образом там просочились здоровенные грузовики, представить просто невозможно. А по краям дороги, естественно, устрашающие склоны. Не слишком крутые, чтобы разбиться в дребезги, но вполне достаточные, чтобы совершить самые впечатляющие «уши» в своей карьере. Французскому экипажу на английском прототипе «Боулер» удалось перевернуться восемь раз.

Этот этап с большим удовольствием выиграл «Матадор» Карлос Сайнс, уже выступавший на ралли Аргентины в недалеком прошлом. Впрочем, конкуренцию ему вряд ли кто мог составить: не секрет, что руководители команд попросили своих пилотов не особо атаковать и привести машины в бивуак с минимальными повреждениями. Даже Марк Миллер – известный любитель проверить технику на прочность – привел свой синий прототип на финиш практически в товарном виде, а Жинель Де Виллерс попросту застрял за «Хаммером» Робби Гордона, который не горел желанием пропускать немецкую машину вперед. Нани Рома, отметившийся парой лозунгов в духе «один за всех» после того, как сошли все его коллеги по команде, также сбросил обороты – и на его автомобиле двигатель подает признаки скорого выхода из строя из-за повышенной тепловой нагрузки.

Девятый этап – пыльная дорога среди высоких песчаных холмов. Среди редкой травы скрываются коварные выбоины глубиной до полуметра. Кое-где попадаются даже небольшие ручьи. Весь день экипажам приходилось сражаться и с перепадом высот в километр разницы между стартом и финишем. Естественно, ближе к середине маршрута начались каменистые ущелья, и узкая лента дороги практически не оставила возможности обогнать медленный экипаж. А сокращение спецучастка с дюнами вызвало негодование не только у представителей «КАМАЗа», которые традиционно сильны в этом компоненте, но и у Робби Гордона – американец выбрал «песчаные» шины на этот маршрут, из-за чего терял много времени на гравийных участках.

Десятый этап обещал стать самым трудным на нынешнем марафоне – дюны Атакамы расположены в так называемой дождевой тени Анд, и осадков тут не видели уже более трехсот лет. Но организаторы опять смилостивились над участниками – им не дано было узнать все коварство раскаленного мелкого песка самой засушливой пустыни. Именно здесь существенно отыгрался за прошлые неудачи американский экипаж на «Хаммере», и только ценой невероятных усилий Сайнсу удалось вырвать первую позицию буквально на последних километрах сокращенного спецучастка. Последний дееспособный «БМВ» под управлением Орландо Террановы упал с четырехметровой дюны и уже не сможет составить конкуренцию «Фольксвагену».

Немецкая «машина» и Дакар выстраивают экипажи синих прототипов в «правильном» порядке. Для начала на маршруте девятого дня слегка заблудился штурман Де Виллерса Дирк фон Цитцевитц, а Марк Миллер не заметил огромный камень и повредил усилитель рулевого управления. На следующий день Де Виллерс, уходя от столкновения с мотоциклистом, застрявшим на дюне, отправил свой прототип в песчаную ловушку, на чем было потеряно еще 20 минут. Таким образом, армия Криса Ниссена сейчас выстроена в оптимальном порядке: никакого психологического давления друг на друга и надежные отрывы от преследователей – более часа от четвертого места. Три машины концерна «Фольксваген» дружно пересекают финишную линию очередного марафона. Где-то мы это уже видели…

Что ж, дизель потихоньку завоевывает автоспорт. Может быть, нам в скором будущем придется объяснять подрастающему поколению, что спортивные машины не всегда были чуть громче электромобилей. Уже сейчас некоторые зрители разочарованы, что от проносящегося мимо прототипа не закладывает уши – слышно даже трансмиссионные шумы. Но, на счастье любителям просмаковать бензиновое завывание V6, есть как минимум «Хаммер» и «Ниссан».

Перед этим импровизированным днем отдыха Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин набрали приличный темп и два этапа подряд приходили шестыми-седьмыми. Но были и неудачи - Россия недосчиталась сразу нескольких участников. На маршруте 10 этапа перевернулся джип Александра Мироненко и Сергея Лебедева, причем штурман повредил руку и продолжить соревнование не смог. Бориса Букатова и Сергея Додонова к старту последнего дня не допустили – они не прошли часть маршрута накануне. Также сошел и белорусский экипаж Шкель/Тараненко на уникальном джипе «Тойота» FJ-Cruiser. Как сообщается, пилот доставлен в больницу с компрессионным переломом позвоночника. 

Грузовики

Остаток рейда, видимо, пройдет в острой психологической борьбе между двумя «КАМАЗами» и «Жинафом» де Роя-младшего. Поняв, что в скорости у наших грузовиков выиграть им не удастся, голландцы будут использовать малейшие зацепки, чтобы ликвидировать отставание. Мало им не соответствующих регламенту аэродинамических кузовов и узкой несущей рамы, позволяющей поворачивать колеса на больший угол, что повышает маневренность…

Если восьмой этап прошел более или менее спокойно – все-таки выиграл де Рой, – то на девятом разразился очередной конфликт, невольным инициатором которого стал Томаш Томичек на «Татре». После довольно медленного участка в горной местности экипажам предстояло преодолеть несколько километров очень скользкой дороги, где на одном из поворотов чех не справился с управлением и уронил грузовик под откос. В результате падения экипаж не пострадал, но оказался зажатым в помятой кабине. Вскоре на место аварии прибыл «КАМАЗ» Фирдауса Кабирова и, проверив отсутствие утечки топлива, принялся высвобождать чехов из ловушки каркаса безопасности. Следом к разбитой «Татре» подъехали еще два грузовика – «Хино» и «МАН», но экипаж «КАМАЗа» сообщил, что в помощи не нуждается. Через некоторое время рядом остановился и де Рой. Несмотря на аналогичный отказ и голландцу, тот продолжил суетиться вокруг «Татры», предоставляя ценные советы. На тот момент «Жинаф» уже серьезно проигрывал Владимиру Чагину и, естественно, попытался хоть как-то сократить потери…

Сославшись на «психологическую травму» всех экипажей грузовиков, наблюдавших, как наши вызволяют чехов из машины, голландец предложил аннулировать результаты дня. Похоже, это был хитрый прием, позволивший уговорить «КАМАЗ» пойти на менее жесткий вариант решения проблемы – вычесть время оказания помощи у всех без исключения участников, стоявших на месте аварии. И это при том, что в правилах четко прописано, что данная опция распространяется только на первую тройку, то есть легально помиловать можно было только «КАМАЗ», Сугавару на «Хино» и Эхтера на «МАНе». Закон суров, если он закон, конечно…

В итоге лидирует сейчас дуэт «КАМАЗов», но де Рою лучше поскорее отойти от непоправимой «психологической травмы» – экипаж тяжело груженой технички Ильгизара Мардеева, в отсутствие реальных конкурентов, вполне может вмешаться в распределение мест на подиуме. 

Что ж, стоит ли пытаться понять организаторов, которые для обострения интриги будут подыгрывать соперникам? Тяжело им смириться с тем, что русские автомобили повышенной проходимости лучшие и в Африке, и в Америке, чтобы там голландцы ни говорили.

Мотоциклы

Главная новость последних дней – сошел недавний возмутитель спокойствия, Джона Стрит. Перед восьмым этапом пришлось сменить двигатель на его «КТМ» так же, как и всем остальным пилотам этой марки. Беда в том, что американец не был заявлен как заводской участник, а выступал в классе «Марафон». Все эти тонкости регламента были учтены судьями, и Джона получил 15 минут штрафа. Это сильно разозлило Стрита, и, потеряв голову, он помчался отыгрывать отставание. Естественно, на такой сложной трассе это вылилось в довольно тяжелое падение и болезненную травму руки, из-за чего Джоне пришлось сойти.

Вообще восьмой этап благоволил опытным байкерам. Повороты там были буквально созданы для того, чтобы выходить из них с искусственной избыточной поворачиваемостью, на повышенных оборотах. Сирил Депре отметил после финиша: «Сегодня я прошел тысячу поворотов и в каждом получал удовольствие от управления мотоциклом».

Девятый день чуть было не стал последним на этом «Дакаре» для все еще лидирующего Марка Кома. Во время дня отдыха механики, как водится, полностью разобрали мотоцикл для проверки, но во время сборки плохо закрепили тросик привода сцепления. На счастье испанца поблизости на маршруте оказался его личный «водовоз», как говорят на «Дакаре», Хорди Виладамос, поделившийся своим запасным набором. Он-то и стал победителем следующего дня, когда все вторые номера команд смогли проехать в свое удовольствие, пока трио лидеров – Кома, Депре и Лопес – заплутало, а их маячки почему-то не работали. Команды просто не смогли отвлечь «водовозов» на помощь потерявшимся.

У самого Марка все пока что идет отлично – отрыв от Фретинье вырос до полутора часов, и судьба мотоциклетного зачета в руках испанца.

Дух «Дакара»

Уже после финиша десятого дня стало известно об очередной серьезной аварии у мотоциклистов. Испанец Кристобаль Герреро был доставлен в госпиталь в состоянии комы. Как ни странно, многих такие опасности совсем не пугают. Например, француз Филипп Доме участвует в «Дакаре» со своими сыновьями Арно и Бертраном. Правда, трио едет в прогулочном режиме и сейчас находится в самом конце первой сотни мотоциклистов. Другой пример непонятного пристрастия объяснила шведская мотогонщица Анни Сил: «Я ненавижу Дакар, но все равно я жить без него не могу». Стоит отметить, что объясняла она это уже со сломанным носом, держа в руках полностью разбитый под визором шлем. При всем при этом Анни подгоняла механика, который в поте лица пытался оживить ее «КТМ», – она все еще в гонке!

Подводя итог под тремя четвертями марафона, стоит вспомнить Робби Гордона, который напомнил всем, что рейд уже порядочно искромсали, и участники недосчитались более тысячи километров спецучастков. Никак, пресловутый дух Дакара все-таки догнал на обратном пути Этьена Лавиня и воздал ему двойную порцию неприятностей.