Зеленая весна и золотая осень
Даешь интригу!
Волею календаря участникам чемпионата мира по ралли пришлось выходить на финишную прямую сезона в далекой Австралии. Славный материк возвращается в орбиту WRC после нескольких лет перерыва и представляет совершенно новые испытания для экипажей. Место действия на сей раз переместилось из окрестностей Перта на противоположную оконечность страны в Новый Южный Уэльс. Как показали дальнейшие события, выбор оказался не слишком оправданным.
Вообще, гостей в Австралии встречают весьма тепло. Примирившиеся потомки колонизаторов и аборигены дружно и весьма успешно соседствуют с эмигрантами из Европы и Азии, образуя, пожалуй, единственный пример действительно гармоничного многокультурного сообщества, которое, вдобавок, по праву гордится главным достоянием материка, образовавшегося 50 миллионов лет назад после отделения от Антарктиды, – уникальной флорой и фауной.
Ранее соревнования в Западной Австралии отмечались специальными наградами за организацию, а энтузиазм болельщиков оправдывал самые высокие ожидания. Из этого можно сделать вывод, что на западе живут потомки англичан. На востоке же, обитают преимущественно «зеленые». Приверженцы взглядов, которые больше отдают политиканством, вновь отличились экстравагантной выходкой. В машины полетели камни. Думается, в Финляндии, например, таких «ревнителей» дикого образа жизни успокоили бы еще задолго до прибытия полиции, в Австралии же пришлось прибегнуть к помощи служб охраны правопорядка. Естественно, экологи-популисты проявили бы себя даже в том случае, если бы экипажи направили в центральные безжизненные районы австралийского аутбека. Но своими действиями зеленые лишь в очередной раз подтвердили репутацию беспомощных и бесполезных крикунов.
К слову сказать, выбор места проведения ралли был и впрямь не слишком удачным. Негоже устраивать соревнования вблизи от заповедных мест. Тут бы местным жителям мирно договориться с властями, но резкость первых встретила на пути своем несокрушимое желание вторых во что бы то ни стало провести этап именно на выбранном маршруте. Тут уж «зеленых» хлебом не корми – дай покричать всласть. Теперь еще и камнями покидаться. Кто-то решил даже выпустить на дорогу, прямо под колеса раллийных машин домашний скот. Вот такие защитники природы.
Что касается самих спецучастков, то с переездом Ралли Австралии, скорее всего, потеряло часть своего обаяния. Теперь это больше похоже на Новую Зеландию, но виражи поменьше, да и не перетекают из одного в другой. Встречаются и тропические варианты безумных финских полетов по лесу. Но в целом, глазу зацепиться не за что. Так стоила ли овчинка выделки? Если бы не балаган после финиша, то австралийский этап запомнился бы только буйством псевдо-экологов.
Разбирая этап чисто с точки зрения заслуг пилотов, вспомним, что основную ошибку лидер чемпионата Микко Хирвонен допустил еще задолго до старта. Зачем он запрограммировал себя на проигрыш? Финн приехал в Австралию с надеждой минимизировать очковые потери, и в этом он преуспел даже без помощи добрых промоутеров чемпионата. Только Микко следует еще научиться у противника искусству самонастройки.
«Да, я проигрываю три очка в чемпионате, но судьба титула лишь в моих руках. Мне нужно выиграть три оставшихся гонки», – сказал Себастьян Леб и принялся к выполнению своей программы. Уж, как он ее воплощал в жизнь – дело десятое, да и привыкли уже болельщики к тактическим играм, после которых все удовольствие от просмотра сводится к нулю. Притормозив перед финишем СУ23, Леб выпускает Хирвонена вперед и с улыбкой превосходства штампует блестящие времена на дневных спецучастках, старательно прибранных главным оппонентом в борьбе за чемпионство. Воскресным утром Хирвонен еще мог что-то противопоставить, ведь, дороги в тени великанов местного леса были достаточно влажными, чтобы свести на нет минусы первой стартовой позиции. Но стоило вырваться участникам на открытые просторы, как бульдозерная участь сделало свое дело, и Леб уже обливается шампанским на крыше «Ситроена». В 53 раз на этапах WRC.
Неплохое впечатление своей скоростью оставил Себастьян Ожье. Лишь ошибка француза на одном из субботних СУ вывела его из претендентов на подиум, и именно поэтому он все еще в юниорской команде. Из-за командной тактики остается загадкой, насколько хорош или плох был Дани Сордо, светившийся всю гонку в первой тройке. В свете недавнего перехода Петтера Сольберга на «Ситроен» C4 интересно узнать, каким образом спортивный директор французской команды Оливье Кеснель будет натягивать норвежцу вожжи, когда потребуется пропустить Себа к высоким местам.
Закончить бы повествование на этой саркастической ноте, но не тут-то было. Спустя несколько часов после финиша приходится перечитывать правила чемпионата. Неужели за несоответствие автомобиля техническому регламенту теперь карается всего лишь временным штрафом? Может быть, Кеснелю на следующие два этапа вообще привезти «Пежо» 205 группы «Б», замаскированный под «Ситроен»? Лебу, конечно, без разницы, на чем побеждать, а вот Сордо, Сольберг, Ожье вполне смогут отнять лишние очки у Хирвонена. Главное, чтобы после финиша минуту не прибавили. Вот так и прикручивают турбонаддув к интриге…
Чехарда на «Карусели»
Быстрейшие легковые автомобили Старого света в четвертый раз в своей истории отправились в английское графство Кент, где посреди величественной, бережно сохраняемой архитектуры этой богатой потомками зажиточных купцов территории раскинулось гоночное кольцо «Брэндс-Хэтч». Точнее, компактно примостилось на живописных холмах. Интересно, что первыми проложили и опробовали трассу мотогонщики. Первый ее вариант вообще не был заасфальтирован и проходился против часовой стрелки. Лишь спустя некоторое время автогонки пришли на привычное покрытие и развернули направление движения. Много славных моментов хранят страницы истории «Карусели». Так, в 1958 году именно здесь дебютировал за рулем белоснежного легкового «Лотуса» малоизвестный шотландский фермер Джим Кларк. Несмотря на незамысловатость поворотов, «Брэндс-Хэтч» – одна из сложнейших трасс в календаре ДТМ. На то и простота, чтобы выявлять гениев.
Чего стоит один только перепад высот при прохождении «Паддок-Хилл». Не меньшую опасность таит в себе и преобладание правых поворотов. Шины по левому борту нагреваются быстрее и лучше держат, что нужно держать в уме не только сразу после «Друидс», где любой выезд за пределы трассы карается штрафом, но и в следующем правом повороте, где гонщики часто отправляются косить траву. Проще говоря, короткий вариант этой трассы – один сплошной поворот. Естественно, пилоты могли бы спокойно использовать и длинный вариант трассы, но – привет «зеленым» – представители местного легкового первенства каждый раз с замиранием сердца ждут, разрешат ли горе-экологи провести заезд по части трассы, скрывшейся в лесу.
Но и петли длиной 1929 метра на этот раз хватило, чтобы провести весьма увлекательный этап. Фавориты обозначились еще в субботу утром. В «Мерседесе» неожиданно активизировался Пол ди Реста, который уже целый год одной ногой стоит в «Ф-1». Из числа ингольштадцев к трассе лучше всех приспособился Тимо Шайдер. Маттиас Экстрем, по собственному признанию, не смог выжать из машины все, на что она способна. Не секрет, что Эки – приверженец нейтральной поворачиваемости, и в прошлом году швед не смог найти общий язык с новой R14 из-за ее склонности к заносу заднего моста. Казалось, в этом сезоне инженеры «Ауди» немного поколдовали над аэродинамикой, и двукратный чемпион вновь может демонстрировать весь свой потенциал. Однако на «Брэндс-Хэтче» опять начались проблемы с настройками. Из-под днища в поворотах снопами валили искры, задняя подвеска зримо была мягче передней, а значит, швед пытался побороть избыточную поворачиваемость, но, видимо, не преуспел.
Старт гонки остался за ди Рестой, который блестяще реализовал преимущество поула. Шайдер сохранил вторую позицию, а Кристенсен, как и опасался, проиграл дуэль Спенглеру. Вообще, гонка для обладателей второй линии не задалась. Датчанин не выдержал гоночного темпа и откатывался все дальше, а в завершение мучений серьезно разбил машину на выходе на стартовую кривую. Канадец долгое время участвовал в споре за подиум, но на середине дистанции темп его упал, и пилоту «Мерседеса» пришлось сдерживать за собой целую группу соперников. Самый горячий из них – Мартин Томчик – церемониться не стал и полез в гусарскую атаку, протаранив автомобиль Спенглера. После жесткого столкновения на «Мерседесе» случился прокол шины, и Бруно пришлось ковылять к гаражу, забыв о месте в первой тройке. Как потом оказалось, этот момент оказался решающим в споре за второе место не только для него самого.
Неудачно в итоге сложился этап для Экстрема. Стартовал швед отлично и готовился уже сразиться с Паффеттом, но на помощь британцу пришел Джейми Грин, своими бодрыми маневрами сбивший наступательный порыв Эки. Более того, вскоре пилот прошлогоднего «Мерседеса» и вовсе опередил «Ауди», а контратаки не последовало. Скорее, самому Маттиасу нужно было внимательно следить за зеркалами заднего вида, ведь на хвосте висел не только Оливер Джарвис, но и Ральф Шумахер. В надежде оторваться от них за счет первой остановки швед решил остановиться позже, но прогадал и оказался аккурат позади Ральфа. На счастье пилоту «Ауди», немец превысил скорость на пит-лейн и самоустранился, отправившись отбывать наказание. Естественно, Джарвис особого сопротивления напарнику не оказывал, и Маттиас «восстановил справедливость». Видя, что Экстрем уходит в отрыв, Грин попытался также быстро обойти англичанина, но не рассчитал маневра и развернул машину соотечественника, за что поплатился штрафным проездом.
Не обошлось без неприятностей и у Шайдера. На выезде после первой остановки он оказался заблокирован за машиной Кристиана Баккеруда, который оперативно не разобрался в ситуации, на чем немец потерял две позиции, пропустив вперед Томчика и Спенглера. На второй и вовсе случились проблемы с заправкой, и если бы не атака в исполнении Мартина против Бруно, не видать бы Тимо подиума.
Заминка на замене шин и Паффетту стоила места в первой тройке. Поначалу казалось, что британец сможет нагнать лидирующее трио, но даже фазы автомобиля безопасности не помогли ему навязать борьбу. Скорее, Гэри самому пришлось несладко, когда на последнем рестарте в атаку ринулся Экстрем, выбравшийся на пятое место.
Петеру Люксу, который управляет этим самым автомобилем безопасности, пришлось под конец гонки выезжать на трассу аж дважды, из-за чего пилотам так и не удалось проехать все 93 круга гонки. Помимо вылета Кристенсена, в зрелищную аварию в конце стартовой кривой угодил Матиас Лауда. Ральф Шумахер также отличился, развернув машину Маркуса Винкельхока в споре за последний пункт восьмого места. Многим пилотам пришлось объезжать вальсировавших соперников по траве, и удачливее остальных оказался Джарвис, несмотря на разворот по ходу дистанции, заработавший в итоге очки.
Немного впереди этой веселой компании Шайдер, после всех своих злоключений по ходу гонки, сделал весомую заявку на чемпионство, ведь преследователи не смогли воспользоваться заминками лидера чемпионата. Вполне возможно, осеннее турне по Европе окажется для немца триумфальным, а серебро «Брэндс-Хэтч», как говориться, было с золотым отливом.
По ДТМ - странно, что Бруно потерял темп к середине гонки. Износ резины? Да и Гэри штамповал БК, однако с Томчиком предпочел не связываться. Грину по-момему, жестковато выписали штраф, можно было и секунды на пите довесить. А еще не сказано как рестарте вытолкали Кристенсена - вроде, Бруно же и посодействовал? Вобщем, только Полу и двигался без приключений с поула и до клетчатого. А 90 - все равно самая большая цифра в истории ДТМ.))
На счет Австралии,да,было напряженно с аборигенами,но в то же время,когда кое-где в автобусах были места для зеленых и темно-зеленых. Сейчас коренным жителям уже вернули все права на землю и все такое. Странно,но при упоминании Новой Зеландии всегда возникают ассоциации со стадами коров в изумрудной траве.