7 мин.

Отмучались, или бербер – туарегу!

Автомобили

Судьба тридцатого по счету «Дакара» решилась на двенадцатый день рейда, когда, как обычно, спецучасток пришлось сократить. Причина, скорее всего, побила рекорд по абсурдности – прямо на одном из отрезков маршрута велись археологические раскопки! Не уточняется, какое событий имело место первым: окончательное утверждение маршрута рейда или известие об этом съезде любителей древности, но неудивительно, что во многом абсурдный «Дакар» просто не смог определить победителя иначе.

В тот день, 15 января, Жерлен Чичери преследовал «Туарег» Карлоса Сайнса буквально по пятам с самого начала спецучастка. Бригада телевизионщиков, как всегда, держала машину лидеров «на прицеле», но происшествие на 79 километре маршрута осталось вне поля зрения телекамер. Оператор не сразу понял, в чем дело, когда «БМВ» вынырнула из очередного облака пыли в одиночестве.

И вдруг перед телезрителями предстала иррациональная картина: синий прототип лежит вверх колесами в русле высохшей реки! Далее еще более драматичные кадры – «Матадор» в спешке отбрасывает камни из-под колес машины, еще не зная, что через некоторое время доктор сообщит о невозможности продолжить ралли. Травма плеча у штурмана, Мишеля Перена, слишком серьезна...

В тени этого происшествия остался, пожалуй, ключевой момент в споре за лидерство. Штурман Жинеля Де Виллерса Дирк фон Цитцевитц сполна реабилитировался за ошибку на одном из предыдущих этапов и феноменально точно проложил маршрут, избежав встречи с лишними дюнами. Все экипажи дружно признали самым сложным спецучастком всего «Дакара» именно эти дюны, пески и горы, издалека похожие на огромный растаявший торт – мороженое, щедро усыпанный шоколадной крошкой. А немец отыскал единственный разрешенный «объезд» – узкую расщелину, хитро спрятанную в стороне от основной дороги.

Остальное было делом техники – проиграть южноафриканцу руководитель спортивного отделения «Фольксвагена» Крис Ниссен уже не мог позволить. Впрочем, победа Жинеля вполне обоснована, ведь, именно де Виллерс выиграл первую для «Туарега 2» гонку – бразильский этап кубка мира ФИА по ралли-рейдам. Так почему бы ему и в основном старте сезона не выступить в главной роли? Кроме того, он не отчаялся после провальных выступлений на 9 и 10 этапах, но продолжал бороться – прекрасный пример того, что спорт непредсказуем, а гонки непредсказуемы вдвойне.

Марк Миллер с Робби Гордоном – первые американцы, которые финишировали на подиуме в знаменитом марафоне. И если первый – часть огромной машины, пилот, речь которого на последних этапах на половину состояла из слова «команда»; то второй – настоящий энтузиаст. Да, за ним, за Эриком Вигору вместе с их неподражаемыми «Хаммерами» стоят серьезные люди из «Пратт энд Миллер», но разве можно требовать в наш век серьезного результата от весельчака, у которого на руль прикреплен небольшой аудио-плеер?

Стоит ли удивляться и четвертому месту Ивара Эрика Толлефсена, спокойный ровный ритм которого позволил под конец опередить и коллегу по команде пана Головчика. Может быть, по сравнению с этими «незаметными» «Ниссанами», кому-то итоговый результат «Мицубиси» покажется несправедливым, но ведь для того, чтобы выиграть, нужно сначала финишировать. Этот закон справедлив даже для дрегстеров, не говоря уж о марафонах. Вот и получается, что на данный момент пикапы «Ниссан» лучше прототипов «Мицубиси». Усугубляется это для «трех бриллиантов» тем, что компания уже не первый год находится в глубочайшем кризисе, и неожиданное для многих фиаско на «Дакаре» совсем некстати. К слову, заводская команда пропустила вперед даже частника, Мирослава Заплетала на пикапе L200…

Кто-то теряет, а кто-то находит. Разве могли год назад Леонид Новицкий с Олегом Тюпенкиным представить, что станут лучшими представителем «БМВ» на финише «Дакара»? Выступая в ралли-рейдах всего лишь с 2003 года, Леонид добился невероятного прогресса. Обладатель кубка России 2005 года, чемпион страны по ралли-рейдам теперь и первый россиянин, выступающий в зачете автомобилей при заводской поддержке. Естественно, ровно половина оваций принадлежит и штурману – этот «Дакар» с его секретными контрольными пунктами и непреодолимыми дюнами запомнится многим и надолго.

Грузовики

Отмена прошлогоднего «Дакара» сыграла на руку участникам, ведь многие команды год назад просто не успевали построить грузовики по новым требованиям, и неизвестно, чем бы закончились гонки на совершенно неиспытанной технике. Дело в том, что ФИА летом 2007-го решила помочь маленьким фирмам с омологацией гоночных грузовиков, и с этой целью введен так называемый VK – вариант комплект. То есть, грузовик, по существу, предлагается собрать по частям. Лишь бы частей этих выпущено было более сотни экземпляров. Так что купить копию победителя «Дакара-2009», «КАМАЗ-4326VK» при всем желании не получится. Рама здесь от модели 4911, мосты – облегченные Sisu, амортизаторы голландские. Но главное, сердце машины, 18-литровый двигатель, наш, ярославский «ЯМЗ»! Пусть машина не самая мощная, но, зато, довольно легкая. Полная противоположность – самый навороченный «ЖИНАФ» с мощнейшим и тяжелейшим двигателем «Катерпиллар» – вчистую проигрался в пустыне.

Борьба же за лидерство среди экипажей грузовиков стала самой напряженной из всех зачетных классов. И нам особо приятно, что главные и единственные роли играли пилоты, штурманы и механики «КАМАЗа». Жерар де Рой, которого европейские комментаторы уже поспешили сравнить с «грузовым Бондом» за стиль пилотирования, следил за этим сражением издалека. Для начала, после 12 этапа Владимир Чагин вырывается вперед на ничтожные полторы минуты. Но на следующий день на его «КАМАЗе» из-за перегрева взрывается колесо, и лидерство переходит к Фирдаусу Кабирову. Накал внутрикомандной борьбы настолько высок, что уследить за минимальными отрывами не в состоянии даже хронометраж на официальном сайте!

Лишь спустя продолжительное по гоночным меркам время выясняется, что победил экипаж Фирдауса Кабирова – три минуты преимущества после 4000 километров спецучастков! Экипаж нашей тяжелой технички также «на отлично» справился с этим «Дакаром», опередив подавляющее большинство обычных гоночных грузовиков.

Получается, нашим пилотам на нашей технике и Бонд нипочем!

Мотоциклы

В песках и горах последних этапов Марк Кома уверенно контролировал ситуацию. Его крупное телосложение помогает совладать с тяжелым 700-кубовым мотоциклом, но в то же время на извилистых дорожках испанец демонстрирует чудеса ловкости и гибкости, что позволяет визуально вести его железного коня несколько вальяжно. Лишенный какого-либо психологического давления со стороны конкурентов, Марк уверенно довел дело до конца, и не стоит придумывать разнообразные «если бы…».

Сирил Депре, сполна хвативший многочисленных недоразумений в первой половине рейда, безупречно провел последние этапы. Но, оказывается, догонять не всегда легче, чем сохранять комфортный отрыв. Давид Фретинь чуть было не распрощался с законным третьим местом, когда на финиш 12 дня он приехал на последних каплях масла. А помните главного неудачника первого этапа, Давида Касто? Хорошо, что он тогда не снялся из-за укуса мухи – четвертое место на финише. Вот оно, моторизованное колесо фортуны…

Уделим внимание и отважнейшим дамам. Мы уже познакомились с неустрашимой шведской мотогонщицой Анни Сил. Но в своеобразном женском зачете лидирует не она, а нидерландка Мария Пол, являющая собой очередной пример пословицы про упорство и труд. Почти вертикальный склон, оставшийся неприступным для некоторых байкеров, Мария штурмовала в три приема: «Сначала я на полпути свалилась на скалу, потом чуть ниже упала на песок. Но на третий раз, когда до вершины оставалось всего метр-два, я просто вывернула акселератор и запустила мотоцикл порожняком на вершину скалы».

Вообще, на звание героя «Дакара» претендентов много. Один из них – бывший мотогонщик Эстеве Пуйоль, оставшийся парализованным ниже пояса после падения с мотоцикла. Но он преодолел себя и добился того, чего многие полностью здоровые люди не могут осилить – финишировал на «Дакаре». С полностью ручным управлением, выведенным на рулевое колесо его джипа, он покорил и раллийные дорожки, и песчаные ловушки, и коварные дюны, и величественные горы. Причем, добрался до финиша он далеко не последним. Конечно, многое зависит и от окружающих – испанец чувствует поддержку близких людей и в первую очередь жены-физиотерапевта Лидии. Это ли не пример всем нам, наконец, понять, что ныть и опускать руки – последнее дело. Как сказал один пилот, латавший задний мост своего «Боулера» бечевками и обрывками троса: «Сойти – легко, продолжить сражаться – трудно. И мы продолжаем!»

Напоследок стоит упомянуть интервью Этьена Лавиня, организатора этого марафона. Под впечатлением от энтузиазма аргентинских и чилийских болельщиков француз решил хорошенько поразмыслить, а стоит ли вообще на следующий год возвращаться в Африку. Вот такой «Дакар»…