6 мин.

Австралийская надежда

В финальной гонке сезона-2010 Марк Уэббер проиграл чемпионский титул «Формулы-1», заставив австралийцев еще как минимум год ждать пятого титула своих соотечественников – на данный момент последним уроженцем Зеленого континента, кому удалось стать чемпионом мира, является Алан Джонс, но его триумфу 1980 года недавно стукнул третий десяток…

Безусловно, Уэббер продолжит бороться за победы и титулы, однако для пущей убедительности Австралии не хватало молодого подающего надежды гонщика. И в этот момент пришла несколько неожиданная новость – на Гран-при Великобритании за руль боевой машины команды «Хиспания» сядет Даниэль Риккардо, представитель программы поддержки молодых пилотов «Ред Булл».

«Это была немного шокирующая, но хорошая новость – это ведь «Формула-1». Честно говоря, я никогда не общался с людьми из «Хиспании», но теперь постоянно держу с ними телефонную связь», – рассказывает Риккардо.

Даниэль начал выступления в «формульных» гонках в 16 лет, проведя перед этим семь лет в картинге. Из-за нехватки финансирования австралиец вынужден был выступать на откровенно древней технике, в связи с чем конкурировать с лидерами не мог. Таким образом, его результаты в региональных австралийских первенствах были не очень выдающимися.

Но уже в 2006 году, перейдя в азиатскую «Формулу-БМВ», Риккардо начал «привозить» первые результаты – 3 поула, 2 победы и третье место по итогам сезона. Следующим шагом стали выступления в Европе и, если в итальянской двухлитровой «Формуле-Рено» побед не было, то в 2008 австралиец выиграл свой первый чемпионский титул, опередив в северо-европейском кубке «Формулы-Рено» Роберто Мери и Жана-Эрика Верня, а также завоевал серебро еврокубка, самую малость уступив Валттери Боттасу.

В 2009 году Риккардо отправился в Англию, где в своем дебютном сезоне выиграл шесть гонок местной «Формулы-3», за явным преимуществом завоевав еще один чемпионский титул. В том же году Даниэль впервые выступил в гонке «Формулы-Рено 3.5», опробовав технику, на которой уже в 2010 году ему предстояло провести свой первый чемпионат на относительно большой машине с весьма мощным двигателем…

Прошлый сезон был для Риккардо определяющим. Еще зимой Гельмут Марко, прекратив поддержку Алешина, Уикенса и Бортолотти, заявил, что «Ред Булл» продолжит помогать только одному из пары пилотов, заявленных на участие в «Формуле-Рено 3.5» – Риккардо или Брэндону Хартли. Новозеландец в тот момент считался опытнее Даниэля, – он начал выступать в «формулах» на год раньше и у себя на родине добился более заметных результатов, чем Риккардо в Австралии. Кроме того, Хартли, в отличие от нашего героя, все же выиграл еврокубок двухлитровой «Формулы-Рено», провел почти целый сезон в трехлитровом классе и числился резервным гонщиком «Ред Булл» и «Торо Россо» в «Формуле-1».

Несмотря на давление, Риккардо с самого начала сезона проявил себя наилучшим образом – обе первых гонки стартового этапа он закончил на подиуме, тогда как Хартли выступал, может быть, немного ярче, но менее стабильно. Пока Хартли работал над ошибками, Риккардо завоевал первую победу, не дав Михаилу Алешину провести ни одной атаки в борьбе за победу в Монако.

Уже к середине сезона стало ясно, что Риккардо вчистую «обыграл» Хартли. Последнему не хватало стабильности, тогда как Даниэля его же собственные соперники признавали одним из сильнейших пилотов серии. Однако в этот момент на горизонте замаячила новая цель – австралиец всерьез навязал Михаилу Алешину борьбу в сражении за чемпионский титул.

В августе в календаре «Формулы-Рено 3.5» был предусмотрен месячный перерыв. В это время Риккардо тренировался на базе команды, а также ради поддержания формы выступал в других гонках. У Алешина таких возможностей не было, в связи с чем в Хоккенхайме Риккардо одержал еще одну победу, и, казалось, перехватил инициативу в борьбе за титул.

Но на «Сильверстоуне» судьба в лице Джона Ланкастера преподнесла австралийцу неприятный сюрприз – стартовавший с поула пилот не удержал машину на стартовой прямой и выбил Риккардо с трассы через несколько секунд после стартового сигнала. Решающая битва за титул состоялась в Барселоне. В «Тек 1» подобрали более эффективные настройки на субботнюю гонку, благодаря чему Даниэль одержал уже четвертую победу и сравнялся с Алешиным в общем зачете.

Перед последним заездом над трассой пошел дождь, поэтому регулировки, прекрасно проявившие себя накануне, на этот раз преимущества не дали. На стартовой решетке Риккардо опережал россиянина на несколько позиций, но в гонке Михаил быстро оказался непосредственно позади австралийца. Риккардо долгое время отражал все атаки Алешина, имея преимущество – ему не приходилось проходить трассу в туче брызг из под колес впередиидущей машины, поэтому в плане видимости Даниэлю было проще, чем Михаилу.

Но в одной из шикан россиянин перехитрил оппонента и вышел вперед. Риккардо проиграл чемпионский титул, однако продемонстрировал впечатляющую скорость, взаимопонимание с инженерами и несвойственную его возрасту стабильность – восемь подиумов и двенадцать финишей в очковой зоне в семнадцати гонках.

2011 год Риккардо начал в должности тестера «Торо Россо» и боевого пилота команды ISR в «Формуле-Рено 3.5». Несмотря на то, что австралиец был вынужден пропустить первый этап, он заявлял о своих претензиях на титул. Не успев наладить связь с новой для себя командой, второй этап австралиец провел скромно – десятое и девятое места. Но к гонкам в Монце и Монако гонщик вновь обрел скорость, одержав две победы – в том числе и вторую подряд в Монте-Карло.

Проблема лишь в том, что Вернь и Уиккенс набрали слишком много очков и позволить Риккардо вступить в борьбу за титул могли лишь проблемы у обоих лидеров. При этом у австралийца также были обязанности и в «Торо Россо»…

Но руководители программы «Ред Булл» как никто знали ситуацию и решили посреди сезона «пересадить» Риккардо в кокпит машины «Формулы-1», не дожидаясь окончания текущего первенства. У Гельмута Марко уже был подобный опыт, когда из «Формулы-Рено 3.5» «выдергивались» Себастьян Феттель и Хайме Альгерсуари.

«Конечно, я не буду бороться за подиумы, по крайней мере, сейчас. Если я смогу посоперничать с Витантонио Льюцци, опережать еще какие-то машины и не оставаться на последнем ряду стартовой решетки – это уже хорошо», – оценивает свои перспективы Риккардо.

В отличие от замен гонщиков в предыдущие годы, у Риккардо есть свежий опыт управления машиной «Формулы-1» – зимой он участвовал в тестах, а по ходу сезона выезжал на трассы по ходу пятничных свободных заездов. Но вряд ли стоит всерьез воспринимать его времена в этих заездах, ведь нет оснований полагать, что Даниэль пилотировал машину с гоночными настройками и полным баком топлива. При этом важным моментом является также то, что за рулем «Хиспании» F111 он не сидел ни разу в жизни.

«Я разговаривал с командой и просил их прислать мне некоторые материалы. В основном меня интересует информация, связанная с рулевым управлением. Я мог бы извлечь из этого что-то для себя еще до старта уик-энда», – отметил Риккардо.

Даниэль, получив поддержку «Ред Булл», не задерживался надолго в каком-либо молодежном первенстве – он сразу же скоростью и стабильностью доказывал, что быстро учится и хорошо понимает, чего именно хотят от него руководители австрийского концерна и инженеры команд. У Риккардо очень хорошие шансы закрепиться в «Формуле-1», особенно если в следующем сезоне он перейдет в «Торо Россо» и сможет регулярно опережать будущего напарника.

А там, как показывает пример Феттеля, и «Ред Булл» не за горами…