В десятку
Множество интриг закрутилось накануне 79-го старта «24 часов Ле-Мана», но важнейшей из них безусловно стала дуэль заводских команд «Пежо» и «Ауди». В прошлом году французы потерпели сокрушительное фиаско – после первых четырех позиций в квалификации ни один из прототипов 908 HDi-FAP не добрался до финиша.
Победу тогда одержал, может быть, чуть менее быстрый, но куда более надежный прототип R15. К 2011 году команда из Ингольштадта подготовила новую машину – R18, которая стала первым за последние 12 лет купе «Ауди».
«Пежо» продолжили развивать прошлогоднюю концепцию с учетом уроков гонки 2010 года – на этот раз французские машины были призваны продемонстрировать надежность вкупе со скоростью. Кроме того, новая 908-я модель опередила R15 в «12 часах Себринга» и выиграла гонку «1000 километров Спа», прошедшую за месяц до Ле-Мана.
Другие команды, среди которых «Астон Мартин» с баркеттой-недоразумением, «Орека Матмут» с прошлогодним 908 HDi-FAP, гибридный автомобиль конюшни «Хоуп» и полузаводская «Ребейон» о борьбе за места на подиуме могли только мечтать.
Первую линию стартовой решетки заняли экипажи «Ауди», вслед за которыми квалифицировались все три заводских «Пежо», опередив третье купе из Ингольштадта, заявленное в составе «Ауди Спорт Норт Америка».
На старте победители квалификации сохранили свои позиции, но гонщикам третьей «Ауди» отыграть что-либо не удалось – Аллан Макниш оказался позади «Пежо» Франка Монтаньи и терял время относительно лидеров. Макниш предпринял попытку отыграться, опередил француза и даже догнал своих партнеров по команде, но при обгоне Тимо Бернхарда на пути немецких купе оказалась «Феррари» одного из классов категории GT. В результате Макниш под списание разбил свой автомобиль, а на трассу выехала машина безопасности.
После рестарта обе оставшиеся «Ауди», которые в тот момент вели Бенуа Трелуйе и Тимо Бернхард, продолжили отрываться от «Пежо» Себастьяна Бурдэ и Александра Вурца, тогда как Монтаньи, жалуясь на баланс тормозов, заехал в боксы и уступил автомобиль Стефану Сарразену – француз начал свой отрезок с восьмого места.
«Ауди» уходили в отрыв, но гонщики «Пежо» благодаря экономичности 908-й периодически резко сокращали отставание. Однако это не помешало французам потерять около 40 секунд, когда на четвертом часу гонки Симон Пажно вылетел в повороте «Арнаж». Но и представители немецкой команды совершали ошибки – на исходе пятого часа вылетел с трассы Роман Дюма.
Борьба впереди приобретала тактический характер – разница в длине «стинтов» то выводила во главу пелотона «Пежо», то возвращала в лидеры «Ауди». Первая четверть гонки завершилась в пользу немцев – Марсель Фесслер на R18 «вез» минуту Марку Жене на 908.
Статус-кво сохранялся вплоть до наступления темноты, когда Майк Рокенфеллер разбил вторую «Ауди» – на девятом часу немец столкнулся еще с одной машиной «Феррари», после чего R18 разлетелась в дребезги, а Рокенфеллер был госпитализирован. Позже врачи сообщили, что серьезных травм у гонщика не обнаружено.
Маршаллы восстанавливали трассу на протяжении нескольких часов, а пилоты все это время провели позади пейс-каров. После рестарта тенденция продолжилась – гонку вела единственная оставшаяся машина «Ауди», которую преследовало трио купе «Пежо».
Благодаря пит-стопам французы даже иногда выходили на первое место, и во время очередных желтых флагов – на семнадцатом часу произошла авария в классе GTE Pro – впереди были прототипы «Пежо».
Регулярные появления машины безопасности угрожали поломать всю тактику пит-стопов «Ауди», поэтому утром Бенуа Трелуйе вынужден был атаковать изо всех сил – R18, казалось, быстрее 908, но вопрос был в том, хватит ли этого преимущества, чтобы компенсировать разницу в количестве пит-стопов, ведь ингольштадтцам приходилось чаще совершать дозаправки.
К концу трех четвертей дистанции преимущество Трелуйе над тройкой «Пежо» составляло чуть более пятнадцати секунд. Машина «Ауди» начала отрываться, но ключевой момент гонки произошел перед финальным отрезком.
Две лидирующие машины отправились на последние дозаправки, но если в «Ауди» провели полноценный пит-стоп, то в «Пежо» решили рискнуть и оставить старый комплект шин. Благодаря этому Симон Пажно вновь сократил отставание от Андре Лоттерера до 15 секунд, после чего начал приближаться к лидирующей R18.
Но французский расчет оказался не очень точным – если поначалу «Пежо» приближались, то позже изношенная резина не выдержала темпа R18, и машина «Ауди» вновь ушла в комфортный отрыв, а гонщик грамотно распорядился трафиком, удерживая между собой и преследователем «подушку» из круговых.
Таким образом, несмотря на две серьезные аварии «Ауди» довела единственную уцелевшую машину до финиша на первом месте. Для немецкой марки этот триумф стал уже десятым с 2000 года, тогда как для Марселя Фесслера, Бенуа Трелуйе и Андре Лоттерера это была первая победа в Ле-Мане.
Машины «Пежо» по ходу всего марафона оказывали давление на гонщиков «Ауди», и хотя второе, третье и четвертое места, а также пятая позиция для клиентского автомобиля команды «Орека Матмут», вряд ли могут стать реабилитацией за прошлогодний провал, в следующем году французы попытаются вернуться на главное место Ле-Мана.
На доезд
В штате Пенсильвания состоялся один из самых сложных этапов в календаре NASCAR Sprint Cup. Каждый поворот триовала «Поконо» обладает своим собственным характером, в связи с чем крю-чифам необходимо найти очень сбалансированные настройки, чтобы машина не теряла времени ни на одном из участков трассы. Признанным мастером здесь является Дэнни Хэмлин – он с поула выиграл обе гонки на этой трассе в своем дебютном сезоне. Но одного мастерства на этой 4-километровой трассе не достаточно – в гонке также многое зависит от надежности и безошибочной тактики пит-стопов.
Квалификацию второй раз подряд выиграл Курт Буш – этот поул стал уже третьим подряд для Роджера Пенске, владельца «Доджей» Буша и Кезеловски. Однако уже на втором круге пелотон возглавил Дэнни Хэмлин. К девятому кругу гонщик «Джо Гиббс» «вез» преследователям уже более двух секунд, но из-за мусора на трассе были выброшены желтые флаги.
Следующий «коушен» был объявлен еще через девять кругов, после чего в лидеры вышел Хуан-Пабло Монтойя, поменявший только две шины. «Гэмблинг» колумбийца не сработал, и он сразу же пропустил вперед нескольких соперников, во главе которых предсказуемо оказался Хэмлин.
Через несколько десятков кругов начались пит-стопы под зелеными флагами. Гонщики вносили изменения в настройки машин, а крю-чифы анализировали поведение автомобилей в режиме длинных отрезков дистанции, которые в Поконо не редкость.
Майк Форд решил основательно затянуть пит-стоп Хэмлина, в результате чего на трассу тот вернулся в нескольких секундах позади Монтойи – на изношенных шинах Дэнни не удавалось поддерживать собственный темп. На свежих покрышках гонщик взвинтил темп и отыгрывал по паре десятых с круга, но и на следующем пит-стопе пилот «Джо Гиббс» оказался позади лидера «Эрнхардт-Гэнасси».
На 111 круге судьи в третий раз выбросили желтые флаги, мотивированные мусором на трассе. Монтойя вновь поменял только две шины – после рестарта подопечный Брайана Пэтти не мог посоперничать с лидерами, но уже довольно уверенно держался в первой пятерке. Гонку тем временем повели Курт Буш, Джефф Гордон и Дэнни Хэмлин, которых разделяли три секунды.
Новая волна пит-стопов под зеленым флагом корректив в расстановку сил не внесла, но на 156 круге судьи опять нашли на трассе мусор. До финиша оставалась четверть дистанции, и все пилоты отправились в боксы на предпоследние пит-стопы.
Монтойя вновь занял первое место с двумя свежими покрышками, а Дэнни Хэмлин после остановок у механиков -за проблем с тормозами проколол шину. Дэнни был вынужден еще раз заезжать в боксы, после чего «Тойота» №11 откатилась в третий десяток и в борьбе за победу уже не участвовала.
На рестарте Монтойя ожидаемо проиграл несколько позиций, чем воспользовались вышедшие вперед Джефф Гордон и братья Буши – Курт и Кайл. Через 11 кругов гонщики начали совершать последние пит-стопы, и если механики «Хендрик» вернули Гордона лидером с трехсекундным преимуществом, то Курт Буш после дозаправки оказался позади Кайла.
За двадцать кругов до финиша чемпион 2004 года реабилитировался за тактический просчет своей команды и опередил своего брата в борьбе за второе место, но Гордон остался в двух секундах впереди Бушей.
Таким образом, благодаря неудаче Хэмлина Джефф Гордон выиграл вторую гонку в сезоне. В этом году четырехкратный чемпион выступает крайне нестабильно – учитывая две победы, он лишь пять раз финишировал в первой десятке. В связи с этим пилот «Хендрик» занимает в общем зачете 11-ю позицию, тогда как гарантированный допуск в «Чейз» получает лишь первая десятка генеральной классификации. С другой стороны, выигранные гонки могут обеспечить Джеффу один из двух «уайлд кард» для пилотов из второй десятки регулярного сезона, но двух побед может оказаться маловато. В любом случае, Алану Гастафсону и его подопечному необходимо улучшать результаты во второй половине сезона.
Карл Эдвардс, лидирующий в общем зачете, сошел с дистанции уже на 62-м круге из-за проблем с одним из цилиндров. Лидер «Рауш Фэнвей» классифицирован 37-м – для Карла это худший за 15 месяцев результат.
В связи с провалом Эдвардса лидирующая группа общего зачета заметно уплотнилась. Если перед стартом заезда идущий вторым Джимми Джонсон уступал Карлу 40 очков, то теперь вся первая четверка – Эдвардс, Джонсон, Эрнхардт-младший, Харвик – плотно «упакована» в 11 очков.
Следующий этап состоится уже через неделю в Мичигане. В прошлом году победы на этой трассе одержали Хэмлин и Харвик, тогда как Эдвардс побеждал здесь в 2007 и 2008 годах. Интересно также, что это один из немногих автодромов, где ни разу не выигрывал Джимми Джонсон.
По одному разу
В минувшие выходные в Техасе состоялся первый в текущем сезоне ночной этап серии «Индикар», в рамках которого прошли сразу два заезда. Еще до старта сезона организаторы чемпионата объявили о том, что на «Техас Мотор Спидвей» состоятся две гонки по 114 кругов длиной, за каждую из которых будет начислено по половине очков, если сравнивать с традиционной очковой системой «Индикар».
Поул к первой гонке выиграл Алекс Тальяни, сенсационно добившийся такого же достижения на предыдущем этапе – «Инди-500». Но и на этот раз канадцу долго продержаться на первом месте не удалось – уже на старте по внешней траектории «Даллару» «Сэм Шмидт» опередил Дарио Франкитти. Позади двух лидеров развернулась борьба между Уиллом Пауэром и Такумой Сато – японец, у которого на овалах опыта еще меньше, чем у австралийца, опередил лидера чемпионата.
Но Пауэр через какое-то время отыгрался и к сороковому кругу, когда подошло время первых пит-стопов, вышел на второе место. В диспозицию лидеров дозаправки изменений не внесли, но в борьбе за третье место Скотту Диксону удалось опередить Алекса Тальяни, позади которых Визо и Сато боролись с Кастроневешом и Мейрой.
Франкитти начал уходить в отрыв и создал себе комфортное преимущество в три с половиной секунды. Скотт Диксон, под стать партнеру, тоже продемонстрировал впечатляющий темп – сразу после рестарта он опередил Пауэра в борьбе за второе место, после чего устремился в погоню за Франкитти и сократил отставание до двух с половиной секунд.
На 88-м круге Даника Патрик и Джей-Ар Хильдебранд открыли вторую волну пит-стопов под зеленым флагом, но спустя несколько минут столкнулись Чарли Кимболл и дебютант Уэйд Каннингем. Судьи выпустили машину безопасности, а Патрик оказалась в двух кругах от лидеров.
Под желтыми флагами все пилоты отправились в боксы, после чего за десять кругов до финиша был дан рестарт. На рестарте Франкитти, Диксон и Пауэр, а также державшийся немного поодаль Тальяни сразу же оторвались от всего пелотона и принялись бороться друг с другом. Дарио уверенно держал внутреннюю траекторию, смещаясь к стене на задней прямой, тогда как Диксон пытался найти лазейку на «аутсайде». Возможность для атаки выискивал и Пауэр, но позиции до самого финиша не изменились.
Порядок старта во втором заезде организаторы решили определить жеребьевкой – поул достался Тони Канаану, Пауэр оказался на третьей позиции, Диксон и Франкитти стартовали с 18-го и 28-го мест соответственно.
Опытнейший Канаан уверенно принял старт, воспользовавшись тем, что шедшие позади соперники потеряли некоторое время, обгоняя Уэйда Каннингема. Но преимущество бразильца иссякло уже через три минуты – на шестом круге Пауэр «повис» на заднем антикрыле Канаана. Тем временем гонщики «Гэнасси» сражались с трафиком, но если Диксон к 13 кругу уже вышел в первую десятку, то Франкитти отыграл только пять мест и шел 23-м.
На 36-м круге Себастьян Сааведра открыл первую волну пит-стопов, тогда как Уилл Пауэр попытался выйти в чистый воздух – двигатель австралийца лучше работал вне трафика. По ходу нескольких кругов два лидера заезда шли бок о бок, но Пауэр все же оказался сильнее на внешней траектории и возглавил гонку.
После пит-стопа гонщик «Пенске» имел преимущество в секунду над ближайшими преследователями, которыми стали его партнеры – Хелио Кастроневеш и Райан Бриско, опередившие Канаана на дозаправках.
Еще лучше сработали механики Чипа Гэнасси – Диксон вернулся в гонку на пятом месте, а Франкитти – в середине второго десятка. Диксон взвинтил темп и менее чем за десять минут опередил Кастроневеша с Бриско, бросившись в погоню за Пауэром.
Скотт догнал лидера гонки и чемпионата, когда тот обгонял круговых, но в чистом воздухе австралиец вновь начал отрываться. Многие ожидали большого количества желтых флагов во втором заезде, однако эти прогнозы не оправдались – Пауэр сохранил преимущество в полторы секунды и выиграл свою первую «овальную» гонку. Таким образом, в прошедший уик-энд два фаворита в борьбе за чемпионский титул одержали по одной победе.
В общем зачете преимущество Пауэра над Франкитти, который к финишу прорвался на седьмое место, выросло до 21 очка. Лучшим гонщиком двух последних этапов стал Скотт Диксон – он набрал 85 очков, больше чем в четырех дорожных гонках, отыграл пять позиций в общем зачете и поднялся на третью строчку генеральной классификации. Однако отставание новозеландца от Пауэра составляет 70 очков.
Следующий этап пройдет в ближайший уик-энд на легендарной «Милуокской Миле». Больше всех побед в гонках машин с открытыми колесами на этой трассе одержал Пол Трейси – канадец четыре раза отправлялся на Виктори Лейн, когда этап входил в зачет серии «ЧампКар»/CART. В рамках первенства «Индикар» лучше всех в Милуоки выступает Тони Канаан, победивший в 2006 и 2007 годах. В 2008 и 2009 здесь первенствовали Райан Бриско и Скотт Диксон, а в прошлом сезоне автодром не попал в календарь.
Тем временем…
На трассе «Ред Булл Ринг» в Шпильберге состоялся четвертый этап альпийской двухлитровой «Формулы-Рено». Роман Мавланов, финишировав десятым и одиннадцатым, набрал очки в обоих заездах и, опередив Кристофа фон Грюнигена, поднялся на десятое место общего зачета.
Лидерство же вернул себе Янн Циммер из «Арты Инжиниринг» – швейцарец с французским гражданством закончил оба заезда на подиуме, продолжив свою серию из восьми подряд финишей в первой пятерке.
Но по Audi R18, в отличии от Peugeot 908, информация очень скудная.
И что там в общей таблице зачетов за вкладка «Michelin Green», в которой лидирует Peugeot 908 с показателем 6,282 с интересным названием «Energy Efficiency Index»? Долгое время по ходу гонки в этом зачете лидировал Ferrari 458 Itali, т.е. авто совсем из другого класса. А в итоге оказался лишь 6-ым, хотя и опередил Porsche 911 из своего класса.
http://www.youtube.com/watch?v=JW3NDGk6YQE&feature=related
люди за отбойником (что они там делают, кстати, в таком количестве?) просто родились в рубашках. подлети ауди на десять-двадцать сантиметров выше, и пару человек осталось бы без головы. а то, как такая туча обломков разлетелась около этих людей никого не задев, мне напомнило сцену из криминального чтива, когда парень в упор расстреливал траволту с джексоном, попав лишь в стену.