Бразильские горки
Перед стартом
В связи с резвостью, продемонстрированной Феттелем по ходу движения ко второму чемпионскому титулу в «Формуле-1», высшими не разыгранными позициями в общем зачете остались места со второго по пятое. В Бразилии вторую строчку табели о рангах между собой оспорят Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо и Марк Уэббер, а Льюис Хэмилтон в случае удачного для него развития событий сможет дотянуться до третьего места.
Фелипе Масса практически забронировал пятую позицию – чтобы ее потерять, бразильцу нужно избежать финиша в первой десятке при победе Нико Росберга. Последнему, к слову, предстоит уладить разногласия с Михаэлем Шумахером по вопросу о принадлежности седьмой строчки чемпионата – пару пилотов «Мерседес» разделяют семь очков.
Гонка в Сан-Паулу также должна поставить точку в напряженной борьбе за девятое место: формально шансы на эту позицию сохраняют восемь гонщиков. Однако Ник Хайдфельд участия в соревнованиях не примет, а техника Кобаяси, Альгерсуари, ди Ресты, Буэми и Переса вряд ли позволит им бороться за высокие позиции, чтобы ликвидировать имеющееся сейчас отставание. Таким образом, сражение за предпоследнюю позицию в десятке сильнейших в основном сводется к дуэли Виталия Петрова и Адриана Сутиля – к последней гонке сезона россиянин сохранил два очка преимущества относительно своего немецкого визави.
В Кубке конструкторов большинство вопросов тоже были сняты заранее. «Ред Булл», «Макларен», «Феррари» и «Мерседес» уже распределили между собой места в первой четверке, а «Лотус-Рено» удерживает комфортный отрыв от «Форс-Индии» – разрыв между пятым и шестым местами составляет 15 очков, такую сумму баллов по ходу одного Гран-при «Формулы-1» подопечные Виджая Малльи еще ни разу в истории не собирали.
Позади «Форс-Индии» расположился «Заубер». Лучший результат отдельно взятого Гран-при в исполнении дружины Петера Заубера за последние два сезона принес в копилку команды лишь десять очков, а отставание команды составляет 15 баллов. А вот самому «Зауберу» борьбу может навязать «Торо Россо» – в последних трех гонках команда из Фаэнцы отыграла у Хинвила девять очков и разрыв между двумя коллективами сократился до минимального.
Особенности трассы
Круг начинается с лучшей возможности для обгона – эски «Сенна», на выходе из которой будет установлена точка замера отрыва от впередиидущей машины. Затем скоростной излом выводит гонщика на относительно длинную прямую, определенную ФИА зоной DRS для предстоящей гонки.
Второй сектор стартует с 90-градусного левого поворота и следующего за ним скоростного отрезка, после которого гонщика ждет витиеватая секция самых разных поворотов. Первым из этих виражей является достаточно жесткий восьмой поворот. Еще одного жесткого торможения потребует «Бико де Пато», последний изгиб трассы в правую сторону.
Заключительная секция трассы целиком закручена влево – вначале пилоту предстоит оттормозиться к «Жунсану», а затем в режиме «газ в пол» преодолеть скоростной левый излом на пути к «Аркибанкадас», одной из жемчужин трека, и вновь приехать к «Сенне».
Движение по трассе происходит против часовой стрелки, тогда как большинство треков проходится в обратном направлении – этот фактор вынуждает гонщиков изменить программу тренировок перед Гран-при Бразилии с тем, чтобы подготовить мышцы шеи к несколько иным нагрузкам. Помимо прочего шею пилота нещадно нагрузят многочисленные перепады высот, которыми издавна славится эта трасса.
Автодром имени Карлуса Пасе нещадно нагружает не только шеи пилотов, но и головы инженеров – скоростные отрезки вкупе с витиеватыми пилотажными секторами вынуждают искать компромисс между максимальной скоростью и прижимной силой, чтобы обеспечить ослабленное настройками подвески сцепление с асфальтом.
Помимо прочего к бразильским осложнениям жизни инженеров можно добавить и другую особенность трассы – она находится на высоте 750 метров над уровня моря, в связи с чем воздух над асфальтом более разряжен относительно других автодромов. А это приводит к тому, что процессы в двигателе не будут протекать столь интенсивно, как обычно, и в последствии закончится уменьшением мощности двигателя.
Вдобавок ко всему на данный момент прогнозы обещают дождь по ходу трех дней Гран-при. Если синоптики не обманывают, предстоящая гонка станет уникальным соперничеством чутья и навыков стратегов команд в сочетании с физической выносливостью гонщика и его талантами пилотирования автомобиля в крайне сложных условиях.
Прошлые достижения
Абсолютным рекордсменом этой трассы является Михаэль Шумахер – его четыре победы в период выступления за «Феррари» это вдвое больше, чем чьи-либо достижения на автодроме имени Карлуса Пасе за все время. По два раза в Сан-Паулу первенствовали многократные чемпионы Эмерсон Фиттипальди, Айртон Сенна и Мика Хаккинен, а также оказавшийся в их компании ныне действующий пилот NASCAR Sprint Cup Хуан-Пабло Монтойя.
Среди действующих пилотов двух побед здесь добился лишь Фелипе Масса. Кроме Массы и Шумахера никому из действующих гонщиков не удалось победить здесь более одного раза. Да и побеждавших в Сан-Паулу по разу и продолжающих выступать в «Формуле-1» лишь двое – Марк Уэббер и Себастьян Феттель разобрали высшие награды Гран-при Бразилии за последние два года.
Интересно, что Баттон и Алонсо – главные претенденты на второе место по итогам чемпионата – ни разу не выигрывали Гран-при Бразилии.