Праздничный парад
Зачем приехали?
За два этапа до конца сезона Феттель и «Ред Булл» гарантировали себе чемпионский титул и победу в Кубке конструкторов. Кроме того, «Макларен» и «Феррари» забронировали себе второе и третье места командного зачета, а «Мерседес» с большой долей вероятности не успеет проиграть «Лотус-Рено» более 73 очков.
Таким образом, для многих заметных персонажей мира «Формулы-1» турнирных задач не осталось. Многие считают главной из оставшихся интриг борьбу за второе место в личном зачете, однако сами гонщики утверждают, что победа на отдельном этапе для них важнее, чем вице-чемпионский титул. И в этом есть своя логика.
Дело не только в том, что вице-чемпионский титул это вообще не титул, а второе место, позади обладателя чемпионского титула, но еще и в том, что все топ-команды уже давно запустили процесс подготовки к сезону-2012, а потому оставшиеся гонки логичнее использовать для проверки тех идей, которые можно проверить уже сейчас.
Из реальных спортивных задач, решаемых на трассе, осталось лишь противостояние команд средней группы Кубка конструкторов за места по итогам сезона – позиция в общем зачете определяет процент выплат участникам со стороны устроителей чемпионата.
В этой борьбе плотно завязаны «Форс-Индия», «Заубер» и «Торо Россо» – это трио, расположившееся с шестой по восьмую строчки Кубка конструкторов, разделяют лишь десять очков. Кроме того, не помешало бы сильно провести оставшиеся гонки и команде «Лотус-Рено», чей отрыв от этой группы пока не может гарантировать подопечным Эрика Булье пятое место.
Место встречи
Гонка пройдет на автодроме «Яс-Марина», принявшим уже два Гран-при. Сама трасса представляет собой классическую работу Тильке – длинные прямые, вроде бы жесткие торможения, вроде бы извилистые секции, вроде бы даже смесь стационарной и уличной трассы.
«В общем, это не самая сложная трасса в чемпионате – настоящие повороты тут проходятся второй и третьей передачах. Зато это зрелищно и отлично смотрится по телевизору», – заявил Марк Уэббер в пресс-релизе команды «Ред Булл».
Энтони Дэвидсон, выступающий в гонках на выносливость, не является действующим пилотом «Формулы-1», а потому более свободен в выражении мыслей. Англичанин заявил, что на «Яс-Марине» вообще нет сложных поворотов, бросающих вызов гонщиком, но даже если кто-то из водителей машин чемпионата мира все-таки сможет ошибиться, в борьбу его вернут комфортабельные зоны вылета.
Как часто бывает в таких ситуациях, немалая часть работы в подобных условиях перекладывается на плечи инженеров – предстоящая гонка станет для них чем-то вроде праздничного парада или школьной линейки.
Если не все, то подавляющее большинство команд уже бросили доработку действующих машин, поэтому гоняться им придется на технике, изученной вдоль и поперек, если, конечно, речь не идет об экспериментальных конструкциях с расчетом на будущий год. Компания «Пирелли» привезет в Абу-Даби уже знакомую пару составов резины – «медиум» и «софт». В общем, поводов ошибиться с настройками или просчитаться с износом шин будет слишком мало, чтобы потом без зазрения совести оправдываться подобными вещами.
Впрочем, поработать головой все-таки придется. Гран-при Абу-Даби – единственный этап сезона, гонка которого проходит во время заката. Другими словами, старт дается на подогретом солнцем асфальте, а финиширует процессия уже под покровом ночи и осветительных приборов. В связи с этим, в отличие от, пожалуй, всех гонок сезона, температура асфальта по ходу заезда не растет, а падает.
Вместе с запретом на дозаправки по ходу гонки, время проведения заезда говорит о том, что у каждого отдельно взятого комплекта резины куда больше шансов прожить долгую и счастливую жизнь ближе к концу дистанции. Постоянно меняющиеся по ходу соревнований условия заставят команды от старта до финиша следить за балансом машины, чтобы вовремя изменить, например, давление в шинах перед очередным пит-стопом.
Дополнительную сложность подготовке к гонке добавляет расписание Гран-при. Первая и третья сессии свободных заездов пройдут утром, и оценить динамику изменения температуры асфальта и реакцию шин будет невозможно. Так что основная работа по сбору данных для анализа будет проделана по ходу второй части тренировок вечером в пятницу, но в этот момент трасса сама по себе будет немного другой, чем в субботу и воскресенье – в первый день уик-энда на асфальте будет больше песка и меньше отработанной резины.
Проблемы тактики
В прошлые годы на «Яс-Марине» были очевидные сложности с обгонами, но ни шины, ни двойная зона DRS не гарантируют упрощения работы пилота. А если вспомнить, что тактический просчет именно в этой гонке стоил «Феррари» в 2010 году чемпионского титула, вряд ли стратеги окажутся в восторге от идеи довериться ассистирующим обгонам технологиям. Первостепенной задачей стратегов всех топ-команд будет расчет времени пит-стопа, чтобы не получилось ситуации, когда медленно идущий соперник, совершивший остановку в боксах, перегородил всю трассу и не пустил вперед твоего подопечного.
Казалось бы, подобные вопросы стратегам приходится решать на каждом этапе, но в Абу-Даби своя специфика повлияет и на этот аспект. «Софт» и «медиум» недавно использовались по ходу Гран-при Японии, и тогда базовой тактикой были три пит-стопа. Но скоростные повороты «Сузуки» нагружают резину куда больше, чем «разгон-торможения» «Яс-Марины».
В связи с этим велика вероятность, что некоторые команды средней группы – которым, как мы уже говорили, еще есть за что бороться в текущем сезоне – могут попытаться рискнуть и со стратегией двух пит-стопов сыграть на удержание.
По подсчетам некоторых специалистов, представителям топ-команд необходимо создать себе гандикап, превышающий 20 секунд, чтобы вернуться из боксов впереди соперника. А значит, с самого старта гонки командные мостики трех ведущих команд будут подгонять своих пилотов, каждый из которых будет стремиться побороться за победу.
Впрочем, учитывая фактор тактики, сложно отделаться от мысли, что безусловным фаворитом предстоящей гонки является действующий двукратный чемпион, выигравший оба Гран-при Абу-Даби.
-------------------------------
Назад в будущее?