12 мин.

«Коготь Чарруа»: Философия уругвайского футбола

«Коготь Чарруа» - это то, чем мы гордимся, даже если другие люди неправильно понимают это”,-сказал Диего Форлан, капитан сборной Уругвая, которая вышла в полуфинал чемпионата мира 2010 года. “Это как когда у тебя нет последнего вздоха, но ты всегда хочешь дать больше. Иногда, в последнюю минуту, против больших команд, вы никогда не ожидаете, что у вас будет шанс выиграть, но есть та Гарра(коготь), о которой все говорят. в Уругвае.”

Есть много объяснений его значения, но в основе своей Гарра чарруа-буквально "Коготь чарруа" - это упорство и мужество перед лицом невзгод, находчивость и смелость, никогда не сдаваться. Задолго до Форлана, Луиса Суареса и Энцо Франческоли существовали коренные жители чарруа, которые населяли эту землю до прихода конкистадоров.

В Уругвае говорят, что в то время как у других стран есть своя история, у нации есть свой футбол. Это лишь отчасти шутка. Наиболее значительное и заметное влияние Уругвая на мировое сознание было обусловлено его футбольным мастерством. Ни одна другая страна его размера не достигла даже половины того, что в спорте достиг Уругвай...

С населением всего 3,5 миллиона человек Уругвай, зажатый между гигантами Аргентиной (41 миллион) и Бразилией (200 миллионов), всегда должен был бороться за признание. Их соседи просто слишком велики и слишком близки, что делает Уругвай в значительной степени зависимым от них политически, экономически и социально.

В начале XX века Уругвай направил свое чувство неполноценности на то, чтобы трансформироваться в современную социал-демократию, опередив любую другую латиноамериканскую республику. Это придавало ему преувеличенное чувство собственного достоинства, веру в то, что Уругвай, хотя он всегда был аутсайдером, может подняться выше.

Нигде это не проявляется лучше, чем на футбольном поле. Это привело к развитию национальной психики – Гарра чарруа, которая изображает Уругвай как вечного аутсайдера в почти невозможной борьбе против других, стремящегося достичь невозможного.

Утверждение себя в качестве нации, окруженной более крупными, более могущественными странами, всегда требовало иного отношения-стиля личности, философии. Как в уругвайской жизни, так и в уругвайском футболе. Национальная команда восприняла этос Гарра чарруа как свою установку по умолчанию. Но сказать, что это была отдельная философия для уругвайского футбола, было бы слишком упрощенно. Истина гораздо сложнее.

Это всегда было о поиске баланса, в попытке захватить то сладкое место, где лежит совершенство. Всегда сидел рядом с упорством, уличной хитростью, отношение Гарра чарруа-это спонтанность, красота и искусство стиля, развитого на пыльных улицах и игровых площадках Монтевидео.

Существует постоянное противоречие между этими конкурирующими стилями в основе уругвайского футбола, и когда это сладкое пятно между ними найдено, вас ждет совершенство. И наоборот, когда баланс колеблется слишком далеко в ту или иную сторону, возникает только разочарование.

Вдали от более жесткого влияния английского и европейского футбола в начале XX века, в Уругвае, как и в Аргентине, футбол развил чувство красоты и спонтанности среди рабочего класса-бедных и отверженных – в нищете быстро урбанизирующегося Монтевидео. Как писал уругвайский писатель Эдуардо Галеано в книге “Футбол в тени и солнце": "подобно танго, футбол расцвел в трущобах.”

Эта уругвайская школа футбола выработала уникальный стиль, вобрав в себя импульсивную свободу, естественность, красоту. ” На ногах первых креольских виртуозов родился Эль ток, прикосновение: мяч бренчал, как будто это была гитара, источник музыки", - писал Галеано. В сочетании с перспективой Гарра сражаться до последнего вздоха, это превратилось в стиль, который покорил весь мир.

Уругвай был великой международной командой 1920-х годов, последовательно выходившей на первое место в регулярных столкновениях со своими собратьями по всему Рио-де-ла-Плата, Аргентина. Они ездили в Париж на Олимпийские игры 1924 года и просто ослепляли всех, кто видел или сталкивался с ними. ” Игра за игрой, - писал Галеано, - толпа толпилась, чтобы увидеть этих скользких, как белки, людей, которые играли в шахматы с мячом.”

Однако уругвайский футбол той эпохи был не просто художественной красотой. Даже среди такой изысканности было место для – потребность в-некоторой сильной телесности. Какая-то скотина в дополнение к красоте, уличный ум, чтобы сидеть рядом со спонтанностью; уругвайская Гарра.

Это была философия в чистом виде. Отношение never say die сочеталось до абсолютного совершенства с футбольным стилем близкого прохождения и молниеносными изменениями темпа и ритма. Этот стиль пронесся перед ними в том, что Галеано описывает как “второе открытие Америки”, таково было воздействие на пораженных европейцев.

К тому времени, когда Уругвай принимал первый чемпионат мира в 1930 году, они добавили еще одну олимпийскую корону в Амстердаме в 1928 году, снова пересекая Атлантику обратно в Старый Свет, чтобы победить европейскую элиту. На домашнем Чемпионате Мира Уругвай добавил третий подряд мировой титул в свою коллекцию, а в самом финале – победа над Аргентиной со счетом 4: 2 – нация увидела необходимость в этом боевом духе, готовности бороться до конца.

С напряженностью и взаимными обвинениями, бурлящими в преддверии финала, неустойчивый матч был неизбежен. В кратком, напряженном матче, когда Аргентина вела в перерыве со счетом 2: 1 и самозабвенно прорезала оборону хозяев, Уругваю потребовались все имеющиеся в их распоряжении приемы и приемы, чтобы найти свой путь к победе. Несмотря на все возвышенные навыки, была еще и физическая сторона. Возьмем, к примеру, Эктора Кастро, четвертого бомбардира сборной Уругвая, который не возражал использовать культю своей ампутированной руки, чтобы бить соперников, когда судья не смотрел.

Успех пришел с сохранением баланса между Гаррой и хитростью; идеальное сочетание уругвайского футбола. Когда они в следующий раз примут участие в чемпионате мира, через границу в Бразилии в 1950 году, это удивительное сочетание будет еще более очевидным.

Финал чемпионата мира 1950 года должен был увенчаться победой хозяев поля. В очередной раз "Ла Селеста" столкнулась с одним из своих соседей, и Уругваю нужна была победа в финальном групповом матче, чтобы помешать Бразилии взять славу. Возможно, у Уругвая больше не было той впечатляюще умелой и завораживающей команды, которой они ошеломляли мир в предыдущие десятилетия, но они все еще были очень хорошей стороной. Но развязка 1950 года обеспечила бы определяющую славу философии Гарры, сливающейся в совершенстве с необработанными навыками команды.

Однако это была нелегкая задача, поскольку до этого момента сборная Бразилии была не только комфортно лучшей на турнире, но и имела поддержку около 200 000 человек, набившихся в Рио-де-Жанейро на большой день. Бразильская газета O Mundo презрительно заявила, что Бразилия без труда заработает ничью, необходимую для победы на чемпионате мира, что они напечатали издание, возвещающее” это чемпионы мира", еще до того, как игра началась.

Когда уругвайский капитан, внушительная фигура Обдулио Варелы, человека, который олицетворяет собой мастерство, упрямство и уличную смекалку Гарры чарруа, увидел это в вестибюле отеля команды, он скупил все экземпляры, выставленные на всеобщее обозрение, и разложил их на полу своей ванной комнаты, прежде чем пригласить своих товарищей по команде опорожнить их пузыри. Чувство аутсайдера, виктимизация, властное высокомерие их более крупного соседа разжигали уругвайские костры.

Прибыв на стадион, Варела не собирался позволять своим товарищам по команде чувствовать, что зрители будут иметь какое-то право голоса в исходе матча. "Входите медленно, спокойно, без конфронтации", - сказал он своей команде. “Не смотрите вверх на трибуны, а прямо вперед, потому что матч проходит на земле, и мы 11 против 11.- Он задавал тон, принимая философию.

Уругваю пришлось без устали обороняться, цепляясь в отчаянной борьбе за первый тайм, прежде чем окончательно отстать в начале второго. В этот момент Варела понял, что, поскольку бразильцы угрожают захватить их, нужно что-то сделать, чтобы успокоить атмосферу и позволить Ла Селесте успокоиться. Он вытащил мяч из уругвайской сетки, сунул его под мышку и подошел к английскому арбитру, чтобы несколько раз возразить, что должен был быть офсайд, продолжая спор в течение некоторого времени.

Эйфория толпы постепенно сменилась недоумением от происходящего, а это означало, что к тому времени, когда игра возобновилась, стадион затих, бред гола утих, настроение успокоилось. “Я знал, что если не остановлю матч, они уничтожат нас”, - вспоминал Варела несколько лет спустя. Его команда оправилась от неудачи, поскольку бразильцы все больше беспокоились, и Варела принял участие в создании двух уругвайских голов для Хуана Шиаффино и Альсидеса Гиггиа, которые заставили замолчать Маракану и дали Уругваю их коронную славу.

Одержимость Уругвая своим славным футбольным прошлым вместо того, чтобы сосредоточиться на своем будущем, приведет к падению благосостояния и искажению смысла Гарра чарруа.

Вслед за этим в Уругвае начался политический и экономический спад, который в течение последующих двух десятилетий все более ускорялся, пока в 1973 году страна окончательно не пала жертвой военного переворота. На поле было только изолированное полуфинальное появление в 1970 году, которое ретроспективно отмечает как вспышку в остальном устойчивом снижении. После унылого турнира 1974 года Уругвай не появлялся на Чемпионате Мира до 1986 года, когда их стиль был бы более позорным, чем изяществом.

"Борьба в народе Уругвая больше нигде не видна. Это кульминация чувства старой неполноценности, богатой истории и культурного желания быть историей успеха. Это видно в национальной команде практически на каждом турнире, в котором они играют – особенно в мимолетные моменты.- Эдуардо Галеано

К тому времени боевой дух превратится в нечто более циничное. Меньше воли к преодолению, но воля идти на любые необходимые средства, поскольку Уругвай стал синонимом безжалостной телесности. Равновесие между искусством и искусством совершенно перекошено в одну сторону.

Уругвай играл без стыда на турнире 1986 года. Вместо того чтобы сосредоточиться на изяществе, которым они когда-то славились, их потеря уверенности, поскольку их золотая эра становилась все более отдаленным воспоминанием, побудила этот грубый подход, который достиг своего пика с яростным выпадом Хосе Батисты на шотландского Гордона Стрейкена. Всего за 56 секунд до финального группового матча Уругвая ему показали красную карточку за эту косу сзади-и футбол страны опустился до самого унизительного минимума.

Они также были наказаны в своем предыдущем матче, когда восхитительная датская сторона дриблировала мимо уругвайцев по своей воле на пути к победе 6-1. Ла Селеста тоже потеряла человека в начале этого матча, Мигель Босси получил свой маршевый приказ в середине первого тайма. Имея всего десять человек, Уругвай был бессилен остановить натиск датчан.

Это унижение можно рассматривать как укрепление решимости уругвайцев пойти на любые средства, необходимые для обеспечения ничьей, в которой они нуждались против Шотландии, чтобы выйти из группы. Всякое подобие равновесия в уругвайской философии было отброшено, так как они стремились не просто победить вопреки обстоятельствам, реальной сущности своей психики, но и прогрессировать любыми необходимыми средствами. Поражение от Дании уже гарантировало Уругваю, что он будет сидеть на корточках в своем статусе аутсайдера, но с красной карточкой Батисты чувство виктимизации усилилось.

Матч стал упражнением в пинках, прыжках в воду, трате времени и любом темном искусстве, которое вы могли себе представить как средство достижения своей цели. Нападающий сборной Шотландии Грэм Шарп вспоминал:” они плевали вам на затылок, дергали за волосы, засовывали пальцы туда, куда не следовало". они подняли игру на новый уровень, показав уродливое лицо футбола, которое даже побудило ФИФА пригрозить им изгнанием, если они продолжат в том же духе.

Для уругвайцев то, что они добились ничьей 0: 0, означало, что они достигли своей цели, сделав то, что им нужно было сделать, чтобы пройти через это. Для них это было скорее поводом для торжества, чем для поношения. Наблюдающий мир не согласился. Трудно было поверить, что это та самая страна, которая десятилетиями раньше так восхищала мир своим стилем и утонченностью.

Гарра чарруа становился все более драчливым, агрессивным этосом, который почти полностью уничтожил лучшие качества, которыми все еще обладали некоторые из их игроков. Энцо Франческоли, атакующий полузащитник с изысканной элегантностью в игре, был единственным игроком в этой команде, который пытался сохранить верность более позолоченной стороне уругвайской философии. Его судьба состояла в том, чтобы никогда полностью не реализовать свой потенциал в национальной команде, его выступления никогда не соответствовали его клубной форме, предназначенной играть в то время, когда методы Уругвая превратились в темный цинизм.

Не в силах принять критику в свой адрес, главный тренер сборной Уругвая Омар Боррас назвал французского арбитра “убийцей”, заработав себе запрет на касание линии в следующем матче, и даже имел наглость заявить: “Я не знаю, из-за чего весь сыр-бор. Мы играли честно."Его агрессивная интерпретация означала, что классический уругвайский баланс теперь не был между стилями искусства и агрессией; скорее это была попытка действовать в узком диапазоне между желтыми и красными карточками. Это был баланс, которого они не смогли достичь. Они были должным образом устранены Аргентиной в следующем раунде, их репутация была разорвана в клочья.

Человеком, который попытается восстановить этот образ, был Оскар Табарес. Именно после его возвращения на второй срок в 2006 году Табарес, наконец, снова поднимет благосостояние Уругвая, сделав больший акцент на воспитании молодых игроков нации в более целостном подходе, чем это было раньше. Он также способствовал единству и более позитивному использованию Гарры чарруа, чтобы дать место растущим индивидуальным игрокам таланта, которые Уругвай все еще выпускал на регулярной основе.

Все молодые игроки, проходившие через эту систему, теперь воспитывались в тех же идеалах, прежде чем их заманивали за границу для получения более крупных профессиональных контрактов. Чувство Гарры приобрело новый аспект в укреплении единства в тех, кто возвращается из-за границы, чтобы носить бледно-голубую национальную сборную. “Мы должны были определить профиль команды", - отметил Табарес. “Мы не могли просто жить, опираясь на славу прошлого.”

Его более современная интерпретация Гарры чарруа и его эффективное смешивание шелка и стали таких людей, как Диего Годин, Эдинсон Кавани, Форлан и Суарес, вывели Уругвай в полуфинал чемпионата мира 2010 года. Табарес объяснил этот успех сплоченностью, которую породил этот подход: "эта гармония, эта солидарность между игроками, это единство. Это очень хорошее оружие и позволяет нам взять на себя любую команду.”

Он снова нашел правильную смесь, хотя, как всегда, была уличная воля к победе, о чем свидетельствует гандбол Суареса в предсмертные моменты четвертьфинала против Ганы, не позволивший африканскому победителю одержать победу.

Суарес, как и Варела до него, олицетворяет национальный дух. Это затрудняет уругвайцам осуждать его, как это было снова показано после того, как он укусил Джорджо Кьеллини в 2014 году, но это также означает, что его столь восхищаемая конкурентоспособность дает его стране преимущество, возможность преодолеть, шанс победить там, где победа казалась недостижимой.

Это сама суть Garra Charrúa, и в последние годы эта совершенная смесь была обнаружена еще раз, продвигая эффективность Уругвая далеко за его естественные пределы.