12 мин.

Американцы в бешенстве от проката их команды мимо «Ф-1». Но она же провалила заявку!

Польза для чемпионата – только в заявлениях.

До зарева по переходу Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари» в 2025-м гоночный мир – и в особенности Новый Свет – заливало совсем другим огнем: яростью из-за отказа «истинной американской команде» «Андретти» вместе с грандиозным люксовым американским брендом «Кадиллаком» в доступе к «Ф-1». Серия тянула до конца января, но 31-го все-таки сделала официальное заявление: заявка (пока) отклонена, поскольку претендент на место не сумеет сходу навязать конкуренцию и добавить финансового результата – только добавит рисков нынешней структуре.

А ведь США – самый «платящий» рынок планеты, на который «Ф-1» все последние годы и пыталась пробиться. Теперь же у серии три Гран-при, огромное количество спонсоров из Америки, аншлаги на каждом этапе и самые дорогие билеты в Вегасе, но из гоночной составляющей звезды и полосы там представляют аутсайдеры «Хаас» и Логан Сарджент в «Уильямсе».

Теперь туда ринулись «Форд» в сотрудничестве с «Ред Булл» и «Кадиллак» с «Андретти» – ФИА принял заявку последних, а «Формула-1» после тщательного изучения и долгого рассмотрения отказала.

И в США отреагировали очень яростно!

Американское автомобильное и гоночное издание Road and Track:

«Решение – оскорбление».

Главный редактор одного из главных нынешних гоночных изданий мира The Race Глен Фриман:

«Жадность победила. Команды на решетке с меньшей ценностью остаются. Ущербная система».

Общее мнение гоняющих в США: «В топ-5 самых тупых заявлений, которые я читал», «Ф-1» хочет расширяться в Америке, но не пускает больше американских команд – да, есть смысл», «Они хотят деньги компаний из США и деньги богатеев из США, им плевать на остальное». И сотни и тысячи твитов, комментариев и статей в таком духе.

Что же такого оскорбительного в отказе?

Во-первых, менеджерская компания «Ф-1» обратила внимания на игнор приглашения обсуждения заявки в лондонской штаб-квартире компании, предложенном на 12 декабря 2023-го – по релизу ФОМ, ответа вообще не последовало.

Следующий сомнительный момент – обещание добавить ценность чемпионату. Ведь ее можно принести двумя способами: через повышение конкуренции (тогда растет градус противостояния на треке, а вместе с ним и накал, потенциальная зрелищность и вероятность драмы, зрительский и следом спонсорский интерес) или через привлечение зрительского интереса «сразу», на одном только личном имени и сложившейся медийности.

Потенциальная конкурентоспособность «Андретти» вызвала у «Ф-1» вопросы, поскольку команда, судя по всему, намеревалась сделать два успешных болида подряд по разным сводам правил с разными моторами – для 2025-го и 2026-го. При этом сезон-2025 стартует уже через 10 месяцев, а у американцев только строится производственная база в Фишерсе и даже нет двигателей – опция на сделку с «Альпин» уже истекла.

Кстати, вопрос двигателей тоже вызвал непонимание у «Ф-1»: с одной стороны, альянс «Андретти-Кадиллака» обещал войти всей американской заводской силой, но по сути в первые сезоны собирался гонять с первым попавшимся клиентским двигателем – «принудительной сделкой», как описали ее в серии. Речь о задействовании «спящего» инструмента регламента на поставку моторов командам: у каждого производителя в «Ф-1» открыты три «клиентских» слота, которые вообще заводы заполняют сами, но в случае необходимости ФИА имеет право заставить обладателя наибольшего количества «свободных» мест к контракту с организацией, внезапно оставшейся без силовых установок. Сейчас в таком положении именно «Альпин» – которая сама жаловалась на слабую мощность моторов и весь 2023-й пыталась выдавить право на доработку. К тому же, французская компания согласна вернуться к переговорам только при одном условии: если «Андретти»... Получит допуск на решетку, и не раньше! А без моторов, как видите, шансов просто нет.

А в 2026-м после добавления новых поставщиков формально обладателем «наименьшего» количества слотов окажется «Хонда» – моторист «Астон Мартин». Японцы не будут считаться дебютантами из-за нынешнего сотрудничества с «Ред Булл», однако нюансы регламента делают их первым выбором для ФИА с того года.

Нельзя сказать, будто опасения «Ф-1» о конкурентоспособности новичка выглядят неоправданными?

Изучение коммерческой стороны заявки же выявил, что фанаты действительно знают «Андретти», но вход команды в «Ф-1» скорее принесет новое внимание самой марке от существующих зрителей, а не дополнительную аудиторию.

Вердикт безжалостный: появление «Андретти» в нынешнем виде не добавит ценности «Ф-1» и не принесет ей положительного финансового влияния – одни только логистические сложности для промоутеров и потенциальные снижения доходов других участников.

Потому в заявке и отказано – с ремаркой: «Ф-1» по-другому рассматривала бы заявку на вступление с 2028-м с заводским мотором «Кадиллака».

Медийные ответы «Андретти-Кадиллака»: конвульсивные пресс-релизы и демонстрация кипучей активности на базе

Сразу после заявления «Ф-1» американский альянс выпустил очень грозный и, кажется, не слишком предметный пресс-релиз – словно на самом деле люди в офисе даже детально не прочитали ответ:

«Андретти-Кадиллак» ознакомилась с информацией, предоставленной ФОМ (Formula One Management, владельцы коммерческих прав) и категорически не согласна с ее содержанием.

«Андретти» и «Кадиллак» – это две успешные автоспортивные организации, которые стремятся создать настоящую заводскую американскую команду в «Формуле-1», способную конкурировать с лучшими.

Мы гордимся тем значительным прогрессом, которое уже достигли в разработке весьма конкурентоспособных болида и силовой установки, за этим проектом стоит команда опытных специалистов, и наша работа продолжится в том же темпе.

«Андретти-Кадиллак» также хотела бы выразить признательность болельщикам и поблагодарить их за поддержку».

И только через двое суток – видимо, изучив-таки материал – «Андретти» выпустил еще одно заявление. И оно даже немного смешное.

Из него следует, будто на встречу они не прибыли из-за попадания приглашения в папку со спамом – но, конечно, готовы все обсуждать.

А из-за длительности процесса и туманности дедлайна на вступление изначально определили стартовый сезон как 2026-й. То есть как бы машину по нынешним правилам и актуальными моторами доводить до конца и не собирались.

Казалось бы, разобрались: можно продолжать работу и возобновлять переговоры?

Но даже сами дела «Андретти» вновь странно разошлись с их же релизом: буквально за день до публикации вердикта «Ф-1» американцы умудрились превентивно общественное мнение, организовав экскурсию по временной базе в Сильверстоуне, демонстрацию работы инженерного штата на 120 человек, рассказе о новых подписаниях бывших топов других команд «Ф-1» со стартом производства компонентов, а также раскрыв модель актуального болида из аэродинамической трубы.

У болида внезапно обнаружились аэроконцпеция «Макларена» и «Ред Булл» вместе с уникальной для двух лучших команд передней подвеской на тягах, пока конкуренты используют толкатели, схожий дизайн днища и заднее антикрыло в стиле эволюции «Астон Мартин» для повышения эффективности DRS. То есть либо «Андретти» просто собирала франкенштейна из самых удачных решений пелотона для красивой демонстрации потрясающего прогресса, либо всерьез готовилась-таки стартовать в 2025-м.

Только подписная компания инженеров действительно впечатлила для новичков: технический отдел отдали Нику Честеру с 20-летним опытом в «Рено», «Лотусе» и нынешней «Альпин». Он играл важнейшую роль в конструкции чемпионских болидов Фернандо Алонсо, например. На роль главы аэродинамического отдела сманили бывшего топа «Уильямса» и «Рено», а главным конструктором назначили Джона МакУильяма (творил композитную магию в «Уильямсе» в 80-х, затем пытался справляться с минибюджетами в «Джордане», «Спайкере» и «Марусе»). Еще наняли главу электронных систем Карла Декстера («Феррари», «Манор», «Мерседес» из «Формулы Е»), аналитического отдела по эффективности машины Джеймса Кнэптона (экс- «Ред Булл» и «Форс-Индия») и бывшего главу производства «Астон Мартин» Саймона Кэйзера.

«Андретти» хочет все сделать правильно, в перспективе хочет побеждать, – пояснил трансфер в еще не полностью запущенный проект Честер. – Никто не захочет переходить туда, где нет правильной рабочей этики. Когда мы только начинали переговоры, до моего перехода, я видел, какие за этим проектом стоят ресурсы, какие усилия будут приложены для достижения цели. Все это делало данный проект весьма привлекательным.

И к нам приходят люди из «Ред Булл», «Феррари», «Мерседеса», «Макларена». Потому что все они ищут новый вызов. И у нас есть большой потенциал для того, чтобы сформировать все необходимые департаменты».

Еще 50 спецов– делегация от «Дженерал Моторз» по линии бренда «Кадиллак». Гигант поддержал финансами, ресурсами, технологиями и компетенциями исследования в CFD (вычислительная гидродинамика – «виртуальная аэротруба» «Ф-1») и как раз приступил к физическому производству гидравлических систем, носовой части и верхних структур безопасности на базе в Северной Каролине.

Именно на их вклад упирают при обсуждении «истинно американской заводской команды» – правда, по сути если бы «Андретти» уже сейчас приняли в «Ф-1», они бы вряд ли смогли продолжать в том же духе, поскольку на них начали бы тоже распространяться правила потолка инвестиций и расходов, а еще – ограничения на работу в аэротрубе и CFD.

Американцы воспользовались отсутствием сдержек в тратах и разработках и продали это миру как грандиозное продвижение и достижение буквально за день ДО. Грандиозная медийная победа, которая, собственно, и обеспечила негативную ответную реакцию на отказ – как так, все же сильно продвинулось!

Но в чем «Ф-1» не права?

Даже второй пресс-релиз «Андретти» не объясняет главное: как же они все-таки собрались работать?

Если цель – 2026-й, то зачем так корпеть над машиной для 2025-го и красиво ее демонстрировать?

Если цель – 2025-й, то как они себе это представляют со сменой регламента и без контракта на моторы за 10 месяцев до старта? По идее, они уже начали проектировать и производить шасси без понимания, какую силовую установку в нее всунут, хотя обычно команды изо всех сил стремятся заполучить наметки чертежей двигателей и затем уже думать над болидом. Именно гарантия последнего фактора соблазнила «Макларен» и «Уильямс» на продление сделки с «Мерседесом» до 2030-го.

«Андретти» же отвечает на все это обещаниями показать всем мощность «настоящей американской заводской команды». Но ровно это «Ф-1» и предложила сделать – в 2028-м, когда команда реально станет заводской, а «Кадиллак» по собственной заявке станет одним из мотористов.

Самый простой ответ: на самом деле «Андретти» не интересует, что там будет с «Ф-1», добьется ли команда успеха и станет ли сразу конкурентоспособной. Ей главное заполучить место в Гран-при как можно быстрее, пока стоимость по Договору согласия не выросла до совсем нереальных величин. Потому в ход по-прежнему идут только самые-самые очевидные нарративные медиатропы – о силе брендов и готовности что-то делать прямо сейчас. Средний болельщик – особенно американский, в силу его удаленности от «Ф-1» – не станет погружаться в детали регламента моторов и аэрообвеса (и вообще не должен, это наша работа:), а потому не заменит подмены поднятий.

Ведь показать работу над машиной 2026-го прямо сейчас просто нельзя: регламента шасси еще не существует, прототипы моторов только на стендах, «Кадиллак» еще не приступал к собственной программе.

Подтверждать амбиции же чем-то нужно, оттуда и публикации машины для 2025-го с последующими «ну это мы так к 2026-му готовимся».

Именно так выглядит ситуация глазами «Формулы-1» – и любые разговоры о дополнительной ценности из-за марки сразу тоже обрастают дополнительным скепсисом. Это скорее «Андретти» нужно СРОЧНО капитализировать свою медийность и бум Гран-при в США, а у серии с развитием за океаном все хорошо!

«Думаю, они изучили этот проект и сочли его чересчур амбициозным, – обратил внимание и Гюнтер Штайнер – бывший шеф другой американской команды «Хааса» – в эфире американского подкаст-шоу ESPN Unlapped. -- Может быть, в «Формуле-1» посмотрели на их проект и сказали себе: «мы хотим их заполучить, но сначала мы должны убедиться в том, что они будут успешны, когда придут в чемпионат». Можно сказать, защитить их от самих себя.

Я думаю, «Формула-1» защищает все команды. И они не закрыли дверь для «Андретти». Нет, они сказали, что в 2028 году будет новая возможность. Да, это случится не завтра, нужно подождать несколько лет, но дверь открыта. Покажите нам, что вы точно сможете подготовиться к тому времени и будете конкурентоспособны – и мы будем рады вас видеть.

Ведь никогда не было формулы идеального количества команд. Если у тебя 11 или 12 конкурентоспособных команд – это не плохо, но за ними должна стоять и коммерческая составляющая. Простое увеличение числа команд просто распределяет те же деньги по больше толпе, и всем достается меньше. И внезапно даже на 12 сильных команд не хватает денег, и они начинают сыпаться. А тебе нужно как-то поддерживать этих людей, потому что у них лицензии, и ты не можешь сказать «вас здесь быть не должно».

«Андретти» столкнулась с реальностью: доказывать ценность потребовалось не только в прессе и соцсетях, но и подтверждениями – хотя бы логичным планом. Его же просто не оказалось – внятная заявка на 2026-й провалена.

А к нормальной «Андретти-Кадиллак» у «Ф-1» вопросов меньше – увидимся в 2028-м. Где здесь оскорбления или неуважение?

«Ф-1» отказала новой 11-й команде! Хотя болид уже делали в бывшей трубе «Макларена» 120 топ-инженеров

«Ф-1» не пускает пафосную американскую команду – не только из-за денег. Она и правда не добавит ценности

Сколько сейчас стоит создание топовой команды «Ф-1» с чистого листа до гонок в Гран-при? Исследование

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; Ferreira/Dppi, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency, Walter G Arce Sr Grindstone Medi/Keystone Press Agency/Global Look Press; andrettiautosport