Сменщик Феттеля в «Феррари» – бывший напарник Квята и Ферстаппена. У него лишь один подиум в «Ф-1», но cтабильность и мощные обгоны
Мудрый выбор.
Даже лишенный гонок май все равно поразил настоящей бомбой: Себастьян Феттель и «Феррари» официально расстанутся в конце сезона по обоюдному согласию. Но если четырехкратный чемпион уходит в полную неизвестность (поскольку топ-команды вряд ли готовы его подписать – у каждой есть собственный лидер), то вот у Скудерии ситуация оказалась намного проще.
Естественно, практически каждый пилот «Ф-1» (за исключением разве что Макса Ферстаппена и Кими Райкконена) захотел бы алый кокпит. У команды из Маранелло всегда шикарный выбор из как минимум полдюжины гонщиков – но итальянцы довольно быстро все решили – буквально за два дня подписали контракт с Карлосом Сайнсом из «Макларена» на два года (предполагаемая сумма – по 10 миллионов евро за сезон!).
Сын великого раллиста, бывший напарник Квята и Ферстаппена, уникальный воспитанник «Ред Булл»
Олдскульные гоночные болельщики точно знакомы с Карлосом Сайнсом-старшим – величайшим раллистом (в недавнем голосовании среди фанатов на официальном сайте WRC побил самого Себастьяна Леба!), двукратным чемпионом мира и трехкратным чемпионом «Дакара» (на трех разных машинах!).
Так вот, Карлос-младший – его сын, просто повернувший в шоссейные кольцевые автогонки: №55 всегда больше интересовала «Формула-1» и болиды с открытыми колесами.
Тем не менее, отец все-таки опосредованно повлиял на запуск карьеры сына: раллист с 2006-го выступал на «Дакаре» и других ралли-рейдах при поддержке «Ред Булл» и приобрел в структуре весьма неслабое влияние. Потому переход Сайнса-младшего в молодежную программу австрийской компании в 2010-м нельзя было назвать неожиданным.
Испанский молодой пилот сразу показал себя перспективным: стал лучшим новичком в «Формуле-БМВ» (укатав Квята, к примеру), выиграл североевропейскую «Формулу-Рено 2.0» (снова Даниил остался позади – а еще протеже «Макларена» Стоффель Вандорн) и занял второе место в еврокубке той же серии. Правда, на следующий год парня немного перегрузили (дали полные сезоны сразу в британской, европейской и мировой «Ф-3» – суммарно 72 гонки за сезон!), и результаты пошли вниз: всего пять побед и не впечатляющие места в общем зачете.
В итоге Карлос проиграл Квяту гонку за переход в «Торо Россо» в 2014-м и остался еще на год в «Формуле-Рено 3.5» (главной альтернативе «Ф-2» того времени) – где в итоге и выиграл титул, доказав все-таки готовность к «Ф-1».
В Гран-при в первом же сезоне его вновь ждала колоссальная по сложности задача: противостоять сверхталантливому Максу Ферстаппену. Получилось ли? Если взглянуть на чистые заработанные очки, то не очень: №33 вынес напарника 49:18. Однако если углубиться в статистику, можно увидеть, что по совместным финишам у парней оказалось полное равенство (5:5), а в квалификациях (главный аспект оценки пилота по мнению босса программы «Ред Булл» Гельмута Марко, между прочим!) Карлос и вовсе укатал Макса 9:8! Лучшая стартовая позиция «Торо Россо» в том сезоне – тоже заслуга Сайнса: он дотащил болид до пятого места в Испании, когда Ферстаппен не поднимался выше шестого.
Вывод: №55 хоть и не демонстрировал блестящих моментов подлинной гениальности, но вполне соответствовал общему уровню Макса. Испанцу просто не везло с надежностью, а в остальном Карлос почти не проигрывал по среднему темпу раскрученному напарнику и демонстрировал большую стабильность. Также Сайнс намного реже попадал в аварии по собственной неосторожности – причем не только в сезоне-2015.
Однако в прессе и внутри команды на тот момент сложилось четкое разграничение о большем потенциале Ферстаппена, что вызвало недовольство испанской семьи. Отец Макса Йос тоже накалял обстановку, постоянно требуя повышения для сына – и в итоге №33 в самом деле отправили в основную команду, а Карлоса-младшего через полтора года сдали в аренду «Рено». Но пусть формулировка не смущает: фактически переход в заводскую организацию обозначал освобождение от программы «Ред Булл» (поскольку договор с французами длился и до конца контракта с австрийцами) – а значит, Сайнс первым в истории провернул невероятное: ушел на повышение из самой строгой системы «Формулы-1» до достижения побед и подиумов. Ни один из прочих воспитанников Гельмута Марко за все предыдущие 15 лет не находил способа остаться в Гран-при хотя бы без визита в первую команду «Ред Булл».
К концу 2018-го Сайнс остался без места – казалось, карьера парня окончена. Но год в «Макларене» все изменил
За полтора сезона в «Рено» №55 так и не смог по-настоящему повести за собой «Рено»: статистически испанец уступил Нико Хюлькенбергу и по очкам, и по лучшим позициям, и по квалификациям.
В итоге французский концерн выбрал апгрейд позиции до Даниэля Риккардо с портфолио с семью победами в Гран-при, а Карлос фактически остался без контракта и на грани вылета из «Формулы-1»: из спонсоров испанца поддерживал только не самый богатый пивной бренд Estrella Galicia, так что пробить место исключительно деньгами не получилось бы.
Однако репутация Сайнса как стабильного и сильного пилота не пострадала от поражения в «Рено»: нужно понимать, что в 2017-м испанец пришел в команду уже под занавес сезона за 4 гонки до конца (сходу выжать максимум из машины в такой ситуации просто невозможно), так что в 2018-м все равно оказался по сути новичком.
Помогла обстановка в «Макларене»: из бывшего гиганта ушли одновременно Алонсо и Вандорн, а разрушенная внутренними дрязгами и неудачей с «Хондой» репутация не позволяла позвать пилота с по-настоящему громким именем (Риккардо как раз вел переговоры, но выбрал «Рено»). Сайнс оказался лучшим из доступных – и вряд ли хоть кто-то из сторон пожалел о сделке.
В 2019-м Карлос по-настоящему вжарил, став флагманом возрождения «Макларена»: 6 место в общем зачете (впервые с 2016-го оно досталось кому-то не из «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседеса»), 96 очков, три финиша в топ-5, еще три – в топ-6, несколько прорывов с задних стартовых в десятку лучших и прыжок на подиум на Гран-при Бразилии с 20-го места. Сайнс неоднократно обгонял и сдерживал конкурентов на более быстром болиде «Ред Булл», рубился колесо в колесо с Максом Ферстаппеном в Бахрейне (хоть и недолго – нидерландец жестко захлопнул калитку и повредил «Макларен» бывшего соперника), царил в середине пелотона и произвел грандиозное впечатление на всех в паддоке. С учетом истечения его контракта с англичанами в конце 2020-го и явно не слишком больших запросов по зарплате именно Карлос оказался скрытым самым лакомым кусочком трансферного рынка.
Сайнс по-настоящему хорош: мастерски обгоняет, не допускает ошибок, мегастабилен и достаточно быстр
Мастерство атаки
№55 по-настоящему хорошо чувствует момент для маневра – и пользуется им практически безупречно. Идеальный пример – обгон двух «Торо Россо» на первом круге в Монако (где вообще-то и одну машину опередить дико трудно).
Достаточно только дать Карлосу шанс – он моментально за него хватается.
Также Сайнс отлично рассчитывает пространство и тайминг нажатия на педаль тормоза. Самым наглядным эпизодом мастерства выверенного перемещения машины для обгона стала атака на Серхио Переса в самом начале Гран-пр Бразилии.
Мексиканец занял блестящую оборонительную траекторию, позволявшую потерять минимум времени и скорости – как правило, в том повороте с таким маневром попытки объехать соперника и заканчивались. Но Карлос увидел свободное пространство между «Рейсинг Пойнт» и барьерами – и смело ринулся именно туда, затормозив ровно в нужный момент. Без шуток, один из лучших обгонов 2019-го!
А как вам такая максимально жесткая контратака на более быстрый «Ред Булл»?
Карлос пленных не берет! Причем без нарушений правил: инцидент признали гоночным, поскольку испанец уже опередил конкурента до аспекса и имел полное право выбирать желаемую траекторию.
Вообще мощь и изобретательность испанца просматривалась еще в 2017-м – бывший напарник Шумахера и Хаккинена Мартин Брандл даже не смог вспомнить другой пример настолько смелого обгона в 19-м повороте на «Трассе Америк».
Конечно, в битвах за топ-5 его ждут более серьезные соперники, с которыми будет труднее – но перспектива удивлять маневрами на каждом Гран-при у Карлоса определенно есть.
Стабильно мощный гоночный темп
Главная сила Сайнса – все-таки не способность рубиться колесо в колесо, а именно поддержание одинакового уровня скорости на всей дистанции вне зависимости от состояния шин. В 2019-м за счет этого скилла испанец нередко уезжал на 5-10 секунд от всех конкурентов по середине пелотона и спокойно следовал в полном одиночестве, контролируя гонку (к примеру, на Гран-при Франции, Венгрии (отставшим оказался еще и пилот «Ред Булл» Пьер Гасли) и Японии (доехал до финиша всего в 10 секундах от Алекса Албона на том же «Ред Булл»).
Высокая скорость на длинной дистанции вместе со стабильностью появились у Карлоса не в предыдущем сезоне: он удивлял ими еще в 2017-м, раз за разом убеждая мир в своей силе рядом с нестабильным Даниилом Квятом.
Вообще именно стабильно высокий темп позволял №55 устраивать бодрые прорывы с последнего места на восьмое в Австрии и на третье – в Бразилии. И в процессе даже самых ожесточенных отрезков Карлос пилотирует максимально аккуратно и бережно по отношению к шинам и болиду – практически все сходы парня в 2019-м связаны исключительно с отказами мотора или трансмиссии (а еще ему однажды недокрутили колесо).
Собственно, именно поэтому девизом и личным брендом №55 стала песня Smooth Operator (дословно – «плавный управляющий»). Забавный факт насчет его способности к экономии ресурсов машины: в 2018-м капризный мотор «Рено» подвел Сайнса лишь раз, а напарника испанца – сразу трижды.
Однако во многом Карлос стал заложником собственной стабильности: он практически не дает шанса конкурентам, и потому его редко показывают в телетрансляциях – но теперь выступления за «Феррари» все исправят.
Минимум ошибок в гонках
После бесконечных фэйлов и косяков Феттеля во второй половине 2018-го и в 2019-м Скудерия явно искала максимально беспроблемного и аккуратного пилота – и вряд ли в современной «Формуле-1» кто-то окажется здесь лучше Сайнса.
В 2019-м Карлос ошибся лишь раз – на первом круге Гран-при Китая, когда не успел притормозить после попытки обгона Квята и попал в бутерброд двух сходящихся машин.
Главная тема Гран-при Китая – несправедливый штраф Квяту. Его не поняли даже эксперты серии
Помарка в Шанхае – реально первая практически на полтора года: в остатке сезона не каждую гонку №55 можно назвать абсолютно безукоризненной с точки зрения результата, но его личные косяки ни разу не вели к авариям, сходам или огромной потере времени. То же самое можно сказать и про целый 2018-й: тогда Карлос лишь раз финишировал ниже 12-го места (из-за агрессивного пилотажа конкурентов – испанца выталкивали с трека и повреждали ему шины), а сходил он исключительно из-за отказов машины и Грожана.
Предыдущая авария, в которой можно заподозрить ошибку Сайнса, случилась только на Гран-при Бахрейна 2017 года – да и там немалая часть вины лежит на не смотревшего по сторонам Ланса Стролла.
Много ли вы знаете пилотов, допускающих ошибки не чаще одного раза в полтора года? Это вторая причина, по которой Карлос выглядел настоящим супергероем в последнем совместном сезоне с Квятом.
Выдает максимум даже под давлением
Конечно, два предыдущих пункта были бы бессмысленными, если бы Сайнс в режиме «побеждать сейчас» моментально превращался в размазню.
Однако его мастерство никуда не уходит даже при максимальном напряжении – к примеру, на хаотичном Гран-при Сингапура 2017 года именно испанец лучше всех из середины пелотона воспользовался шансом (сходом сразу Ферстаппена, Феттеля, Райкконена и Алонсо в первом повороте) и дотащил «Торо Россо» до четвертого места! Напарник же закончил дождевую гонку в стене.
Или Гран-при Азербайджана 2018 года, на котором Хюлькенберг ехал на подиум – и разбил «Рено» о тот же барьер, что и в 2017-м. Сайнс же гнал большую часть заезда не настолько резво – но сумел добраться до финиша пятым, оформив лучшее достижение французской марки в сезоне.
Совсем свежий пример – Гран-при Германии-2019: Сайнс в дождевых условиях спас машину от свидания со стеной ровно в том же месте, где технику расколотили Хэмилтон, Леклер и все тот же Хюлькенберг.
А как насчет решающего обгона за 10 поворотов до конца чемпионата в битве за важнейший зачетный балл?
Классическая ситуация «сейчас или никогда» – атака в лучшем для маневра месте перед техничным сектором. Не прояви тогда Карлос смелости и настойчивости – ему бы не досталось шестое место в общем зачете.
Спокойный характер без внутрикомандных трений
После конфликта между Феттелем и Леклером для «Феррари» точно важны еще и человеческие качества новичка – не превратит ли он моторхоум Скудерии в арену битвы за титул №1?
Здесь репутация Карлоса тоже практически безупречна: после небольшого напряжения с Ферстаппеном Сайнс больше не попадал ни в какие истории с внутренними прениями. С программой «Ред Булл» он расстался максимально спокойно и дипломатично, в «Рено» не интриговал даже перед перспективой потери места в «Формуле-1», а в «Макларене» у него с Ландо Норрисом и вовсе веселая идиллия. Похоже, с возрастом испанец просто решил заявлять о себе пилотажем на трассе, а не в кулуарах – так что при однозначности ситуации в Скудерии проблем с испанцем не возникнет.
В квалификациях Сайнс лучше, чем кажется
После проигрыша новичку Норрису по субботам со счетом 11:10 у многих возникали сомнения насчет сомнения: а так ли уж хорош Карлос на одном круге?
Однако показатели 2019-го – как раз тот самый случая, когда цифры далеко не все говорят о пилоте. Ели исключить большие штрафы за замену силовой установки в Бельгии, Бразилии и Австрии, а также Италии и Германии со стороны Ландо – счет уже оказывается равным. При этом испанец часто выжимал максимум: 7 раз оказывался седьмым (за «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседесом») и еще два раза – шестым. Да, у Норриса те же показатели по стартам в топ-6, но в сумме никто из середины пелотона не стартовал из топ-7 чаще Карлоса.
В 2018-м примерно такая же картина: он и правда проиграл Хюлькенбергу 13:8 в квалификациях, но зато за первые 14 Гран-при лишь дважды стартовал за пределами топ-10. Лишь Грожану удалось провернуть похожую серию в конце сезона.
А в 2017-м и 2016-м он квалифицировался в топ-6 на «Торо Россо» в Монако, Венгрии и Сингапуре – основном пуле чисто пилотажных трасс, на которых от гонщика зависит больше, чем от машины. Безусловно, эпизодически кто-то оказывался сильнее Карлоса на определенных промежутках времени – но мало кто из современного пелотона поддерживал настолько же стабильный уровень четыре года подряд.
Сайнс – лучший выбор «Феррари»
После заключения контракта с Леклером на четыре года всем стало ясно: Скудерия будет искать скорее надежного второго номера, чем нового лидера и однозначного будущего чемпиона. Именно поэтому широкий пул кандидатов быстро сократился до фактически двух кандидатов: лучше на роль вингмэна подходил Валттери Боттас из «Мерседеса». Однако 30-летний финн явно достиг потолка и не смог бы дать «Феррари» что-то новое.
К тому же Боттас все предыдущие три года никак не может выйти на ровный высокий уровень пилотажа в каждом Гран-при – №77 иногда словно берет выходной на гонку-другую и включает режим середняка. Сайнс же в смысле стабильности полный антипод Валттери и уж тем более прошлогоднего Феттеля.
Нынешнего Карлоса можно сравнить с Криштиану Роналду: не обладая запредельным талантом Месси (аналогом Леклера и Ферстаппена в гонках), испанец нашел и трудолюбиво развил сразу несколько сильных сторон, благодаря которым и идет к успеху.
«Феррари» последние три года как раз не хватало стабильно выступающего в каждой гонке второго пилота: то временами проседал Кими Райкконен, то сдавал Феттель. Приобретение Сайнса – словно надежда как минимум на два сезона закрыть эту проблему и зарубиться если уж не за личный титул, то хотя бы за Кубок конструкторов. Ни один из прочих доступных пилотов на рынке не гарантировал подобного без риска вновь испортить атмосферу в команде – все-таки тот же Риккардо в последний сезон «Ред Булл» здорово напрягал персонал из-за ощущения предвзятости в сторону Ферстаппена.
С другой стороны, перспективы Карлоса со стороны бизнеса не особенно понятны: у №55 нет могучих личных спонсоров, интерес в Испании к «Формуле-1» до 2020-го медленно угасал (во многом из-за перехода трансляций на платное телевидение), да и последний отрезок эпохи Алонсо оставил у нации привкус разочарования. Сможет ли «Феррари» одним своим именем воскресить страсть к Гран-при у целой страны – большой вопрос, и потому трансфер мадридца – абсолютно нетипичный для итальянцев: они не приглашали пилота без огромного коммерческого потенциала уже очень давно – еще со времен Эдди Ирвайна в 96-м.
Так что подписание Сайнса – крайне мудрый, и в то же время необычный и смелый ход для Скудерии. И он обязан сработать.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson, Charles Coates; Instagram/carlossainz55; globallookpress.com/www.imago-images.de, HOCH ZWEI
Артём, как же тебе нравится подгонять условия задачи под результат.. :)
"по совместным ФИНИШАМ - 5:5"? но в Китае Макс ехал в очках и много впереди Сайнса, когда у него отказал мотор и Макс был классифицирован с 4 кругами отставания.. отличная победа Сайнса! :)
по квалам укатал - 9:8?! да но, в Спа Макса просто не выпустили во втором сегменте - опять же из-за мотора.. в Монце выпустили на последней минуте в первом сегменте, но в третьем поворот отлетел незакреплённый кожух двигателя.. ты засчитал две великолепные квалификационные победы Карлоса! :)
И какой же итог? ..Испанцу просто не везло с надежностью, а в остальном Карлос почти не проигрывал по среднему темпу раскрученному напарнику..
Браво! Бинго! Оказывается испанцу не повезло с надёжностью..
Если серьёзно, то стоит отдать должное Сайнс по началу мог противостоять Ферстаппену, особенно в квалификациях (общий счет с учётом всех сегментов - 18:15), но затем как раз в основном по гоночному темпу он всё-таки проигрывал. Особенно хорошо это стало заметно в начале следующего года - после их инцидента в Мельбурне.. когда разозлённый Макс сказал: "Инцидентов больше не будет - я буду далеко впереди", в следующих гонках за Торо Россо Сайнс действительно не смог даже подъехать к голландцу.
Макс стал и в настоящий момент является лидером команды, вокруг которого в принципе строится и болид и стратегия. Будет ли Карлос таким? Очевидно, что нет. ПО крайней мере в ближайший сезон, а то и два сезона.
Сайнсу невероятно повезло попасть в такую команду. Для него это реальный шанс зацепиться как минимум за подиумы, а то и за победы. Но пока не более.
Ему будет не до скандалов, сплетен и расследований. Вкалывать придётся так, что хватило бы сил доползти до кровати. От Карлоса будут ждать борьбы за подиум, при том, что придётся ещё и, да, таки соблюдать командную тактику!
Сайнсы могут стать лучшими в гоночных дисциплинах, при всем уваж. к Хиллам, Аскари ... Вильнёвым, Росбергам, Простам и Сеннам
Сайнс имел в младших сериях уникальные возможности - накат, админресурс для попадания в нужные команды, спонсоров, команду менеджеров, которая за ним стояла... При этом результаты такие, что понятно, что этот парень далеко не Бьянки, не Окон и не Леклер.
Феррари хотели расстаться с Феттелем, потому что у них теперь есть топ на перспективу - Леклер. Сайнс это новый Масса, не более.