16 мин.

«Ред Булл» строит техкомпанию на доминировании в «Ф-1»: третья спонсорская сделка на $100+ млн и план отделиться

Очередной рекорд – теперь денежный.

«Ред Булл» начал новый сезон «Формулы-1» не только радикально новым инновационным болидом, удивившим соперников, стартом сезона с двух дублей, 100-м подиумом Макса Ферстаппена и обгоном «Уильямса» по победам (теперь 115 – больше только у «Мерседеса» (125), «Макларена» (183) и «Феррари» (243), но еще и бесконечными скандалами с попытками сместить босса команды Кристиана Хорнера отвратительными перемываниями его дела о (потенциальных) домогательствах и чрезмерном контроле над сотрудницей. Далее последовали попытки отстранить уже многолетнего советника головной компании «Ред Булл» по автоспорту, главы всех пилотов системы и еще одного бессменного столпа гоночного подразделения Гельмута Марко – тоже пока безрезультатно, особенно в свете прямых угроз Ферстаппена («не могу продолжать без него»).

За кулисами происходят не менее грандиозные вещи – которые, возможно, и послужили триггером самих скандалов из-за внутренних попыток остановить грядущую трансформацию гоночного подразделения в технологическую империю.

Например, вы могли пропустить продление технической, партнерской и спонсорской сделки с британским производителем формы Castore – а ведь «Ред Булл» даже оценил сумму свыше $200 млн и назвал ее рекордной для экипировщика в автоспорте!

Между прочим, это уже третий такой рекордный контракт: в 2022-й после победы над Льюисом Хэмилтоном в самом напряженном сезоне в истории «Ред Булл» заполучил Oracle за $500 млн на 5 лет.

Также в топ-5 самых больших спонсоров «Ф-1» – еще один партнер «Ред Булл»: криптобиржа Bybit. Она платит 50 млн за размещение на антикрыльях – и объем контракта тоже оценивали рекордным для индустрии на момент заключения.

Хоть сроки взаимодействия с Castore и не указаны, но, похоже, чемпионы «Ф-1» теперь будут получать по 200 млн в год только от трех спонсоров – вот она, денежная сила доминирования! А ведь у чемпионов в портфолио и другие крупные партнеры – нефтегигант ExxonMobil, все латиноамериканские телеоператоры из пакета поддержки Серхио Переса (Claro, Telcel, Telmex, America Mobil…), AT&T, Ansys, Siemens, HP, Tag Heuer, Heineken, Walmart… В общем-то, маркетинговый отдел не первый год жалуется, что на машине заканчиваются свободные места.

А ведь «Ред Булл» еще и как чемпион «Ф-1» должен получать огромные призовые – первое место забирает 14%, в 2023-м, судя по последнему финотчету серии, распределят $1,2 млрд – следовательно, на счета команды упадут еще 168 млн только за гоночные достижения.

Выходит, команда на самом деле давно себя окупает и без головной компании? Способна зарабатывать, соревноваться на топовом уровне и оставаться успешной?

Более чем. И даже структурирована как отдельная технологическая компания.

Как устроен авто-«Ред Булл»? Техника для двух команд, моторы, производственное и инженерное подразделение – и все в одном

Хоть «Ред Булл» и гоняет под австрийской лицензией, но в реальности вся технологическая и гоночная структуры размещены в Великобритании – и там же подают отчеты о всей финансовой и инвестиционной деятельности. Потому с лагом в год можно отлично представлять, как чемпионы «Ф-1» устроены, зарабатывают и функционируют.

Пока последний доступный отчет – за 2022-й, однако он уже исчерпывающе все описывает. По сути нынешний авто-«Ред Булл» – уже полноценная технологическая корпорация.

У гоночной структуры действующих чемпионов «Формулы-1» «Ред Булл Рейсинг» в штате всего 50 человек – фактически только трековая бригада, пилоты, механики для сборки болида, инженеры по настройке и узкий административный состав.

Все основные инженеры вместе с разработкой входят в штат «главной» Red Bull Technology– она же производит и продает детали «Альфа Таури» (с 2024-го называется «РБ») и поставляет аппаратуру другим командам, если они что-то покупают. Именно отношения между этими двумя структурами и породили в 2022-м скандал с неправильным учетом расходов: теперь «Ред Булл» по-прежнему декларирует штат гоночного подразделения отдельно, но всю финансовую отчетность подают вместе по принципу «матрешки».

Именно потому, что такова теперь суть всей организации – не просто так в название вынесено Technology. Фактически с головной корпорацией ее связывают только взносы за рекламу (даже не самые масштабные – в последние годы их вообще нет, а в 2010-е после завершения инвестиционного цикла в построение структуры они не превышали 60 млн в год) и название – теперь же его использование вообще выступает своего рода дивидендами за старые вложения и инициативу входа в «Ф-1».

В остальном же Red Bull Technology полностью окупает работу и даже приносит прибыль – за 2022-й оформлен оборот в 474,13 млн, положительный денежный итог – 16,5 млн. Вклад гоночного «Ред Булл» – 341,46 млн и 2,6 млн прибыли.

Именно под влиянием внедрения потолка расходов в «Ф-1», разделения гоночного штата и необходимости реформ с бюджетными преобразованиями «Ред Булл» еще активнее двинулся в сторону трансформации в технологическую империю. Например, 70 человек из старого подразделения «Ф-1» отправили в инженерную Applied Technologies (21 – «производственники», 49 – НИОКР). Выручка от нее – 7,4 млн долларов, но это пока лишь плата от партнеров, с которыми ведутся исследования. Потребительские продукты для продажи и внедрения в рынок появятся только в 2024-м и 2025-м.

И они… Реально впечатляют. Например, гиперкар RB17, созданный как «лучшие хиты главного гениального конструктора команды» Эдриана Ньюи – от активной подвески и деталей аэродинамического обвеса до «юбок», повышающих прижимную силу. Он просто нашпигован технологиями, запрещенными в «Ф-1» – и только на одном имени «Ред Булл», Ньюи, обещании суперуровня и мотора в 1200 л.с., трекового обслуживания и доступа к симулятору команды продался всем тиражом в 50 штук по 6 млн каждый на стадии «из реального – есть рендер».

Итого – в 2023-м подразделение по идее зарегистрирует выручку только от него в $300 млн.

Еще технологическое подразделение «Ред Булл» вместе с Dutch Drone Gods разработало нереальный девайс – быстрейший камеродрон в истории под маркой Red Bull Drone 1. Он способен лететь быстрее болида «Ф-1» и при этом снимать его с оптической стабилизацией в режиме HD – уже испытано на преследовании и съемках Макса Ферстаппена и Дэвида Култхарда!

Он сделан из полимеров, карбона и стеклопластика и способен выдержать 30 минут таких съемок против 6 минут у самых топовых предыдущих версий – с передачей картинки онлайн.

 

То есть его вполне можно использовать для коммерческих гоночных съемок – и «Ф-1» моментально связалась с «Ред Булл» для обсуждения условий! Единственное ограничение прямо сейчас – вопрос безопасности: не совсем понятно, как уберечь зрителей от потенциального падения в случае форс-мажора или поломки. Однако идеи по адаптации и использованию уже есть, и через год-другой чемпионская техкомпания запросто может стать и главным поставщиком серии с огромным многомиллионным рынком телетрансляций.

В процессе выхода на рынок и революционные товары для широкого потребительского рынка – как насчет прицепных велобатарей всего за 1500 долларов? Это Skarper: 4 кг, пара секунд работы – и ваш обычный байк превратится в электрический с двигателем на 250Вт и запасом хода в 60 км в гору (2,5 часа перезарядки).

И это только самые-самые последние проекты! Не говоря уже о разработке и производстве велосипедов для швейцарской марки ВМС, конструировании яхт под ключ и на заказ, взаимодействии с мотопроизводителями «КТМ» и «Априлией»… Перечислять можно долго.

Появился и флагманский технологический проект – собственное моторное подразделение, первоначально выкупленное у «Хонды» после объявления об уходе японцев из «Ф-1». Затем они передумали, но под эгидой Technology уже открылась ветка PowerTrains, куда передали всю интеллектуальную собственность и мощности «Хонды».

В 2023-м он пережил внушительное разделение на две ветви RBP и RBP 2026. Первая занимается обслуживанием нынешних моторов (софт, содержание, взаимодействие с японскими партнерами), а вторая основан в сотрудничестве с «Фордом» и полностью сконцентрирована на подготовке к новому регламенту 2026-го. Их общая выручка – 300 млн (224 млн у пост-«Хонды», 72,1 млн – у пре-«Форда»), и 439 человек работает над поддержкой нынешнего мотора (221 – НИОКР, 121 – производство, 97 – администрация), а над будущими проектами вкалывает уже 166 человек (112 – НИОКР, 39 – производство, 15 – администрация). По плану вторая компания постепенно должна поглощать мощности первой, а инвестиции должны увеличиваться в RBP 2026 и уменьшаться в обычной RBP. Обе эти ветви не подпадают под потолок расходов и оплачиваются отдельно, во вторую уже идут деньги «Форда».

Причем не только деньги, но и технологии – босс американской компании Джим Фарли зимой побывал на мощностях подразделения и впечатлился потенциалом происходящего интеллектуального обмена: американцы делятся технологиями аккумуляторов, наработанными в дрэг-серии NHRA, и получают в ответ лучшую телеметрию, цифровую диагностику и тестовые мощности для аэрообвеса. «Мы можем использовать все это в производстве наших авто, чтобы уменьшить аккумуляторы – они лучшие в мире по части своих технологий, и это бездна НИОКР! А у нас лучшая чертова тестовая команда на планете, это чума!».

Потенциал взаимодействия же сохраняет все производственные мощности и знания за подразделением «Ред Булл» с прицелом на расширение моторной ветви до сборки двигателей и для собственных гиперкаров, и для остальных сторонних проектов. Ведь сейчас часть выручки за RB17 придется передать пока неназванному контрактному производителю, но в будущем и ее собираются сохранить внутри компании.

Да, и здесь головная компания по производству энергетиков вообще никак не участвует!

Даже маркетинг напитка и партнеров «Ред Булл» умудряется монетизировать или хотя бы частично отбивать затраты – например, такие шоу-заезды вроде покатушек в Лиссабоне на 100 тысяч посетителей, где каждому пытаются продать мерч, еду и напитки и как следует прорекламировать всех спонсоров. На многие ивенты приходят дополнительные локальные или глобальные спонсоры.

Выходит настоящая бизнес-империя под крылом команды «Ф-1»! А ведь одна мы еще даже не упоминали о главной доходной статье сильной и медийной организации одного из главных видов спорта на планете – продаже билетов в паддок-клаб и зону гостеприимства на каждом Гран-при. «Ред Булл» здесь чуть ли не круче всех – сильнее только «Мерседес» с Льюисом Хэмилтоном, но и у действующих чемпионов в гостях на каждом этапе десятки знаменитостей, випов и богатых бизнесменов. Серьезно, в каждой нашей галерее после Гран-при половина фоток – с машинами или из паддока «Ред Булл», и это неспроста.

Один билет на такое даже у аутсайдеров стоит от 10-12 тысяч долларов, «Мерседес» на Гран-при Вегаса арендовал аж трехэтажный клуб с прицелом на выручку в десятки миллионов – показатели «Ред Булл» вполне сравнимы.

Нынешнему гоночно-технологическому «Ред Булл» больше не нужна головная компания.

Отделение и продажа технической ветки – самый логичный бизнес-шаг. Потому он неизбежен

Казалось бы, «напиточный» «Ред Булл» тогда в двойном выигрыше: ничего не тратит, зарабатывает и получает кучу успешной рекламы. Зачем что-то менять?

Как раз затем, чтобы получать еще больше, еще эффективнее и с меньшими вложениями. Такие примеры уже есть – тот же «Мерседес». Пару лет назад завод оставил брендинг и 33% акций, а остальное продал британскому нефтехимическому инвестору INEOS, отбив часть вложений, и оставив остальное за многолетним шефом Тото Вольффом. Итог – теперь восьмикратные чемпионы работают по похожей на «Ред Булл» структуре, хоть и с меньшим размахом (больше с перекосом в маркетинг) и приносят прибыль в 100 млн в год.

Производственный и технический потенциал Red Bull Technology уже намного выше, как вы поняли, а при нужном уровне инвестиций и нахождении нужных компетенций его можно даже расширить.

Потому вполне логичный шаг – пойти похожим путем: сохранить блокирующий пакет акций и брендинг как основное условие сделки, а остальное продать партнеру-инвестору под перспективу развития или расширения. Тогда ценность бренда во всех сферах по всему миру вырастет без дополнительных собственных затрат, а самим еще и можно прямо сейчас что-то заработать!

Причем компетентный партнер в этой схеме обязателен: ведь у головного «Ред Булл» как у производителя энергетиков явно есть денежный капитал, но присутствует и предел знаний, которыми он может помочь техкомпании в расширении. То же самое работает и при опоре только на собственные силы: в какой-то момент упираешься в потолок или просто двигаешься слишком медленно.

Опять же, «Мерседес» запартнерился с мастером маркетинга INEOS – как раз массивно вошедшем в спорт организацией забегов, регат, велозаездов, всевозможных попыток побить любые рекорды как вывода Кипчонге из двух марафонских часов (Ineos 1:59 Challenge) – и сразу улетел в космос по организации гостеприимства в паддоке и доходам с гонок.

Возможно, и «Форд» привлекался для той же схемы и со временем должен был превратиться в полноценного соинвестора с безграничными карманами, научными, техническими и производственными возможностями? Все-таки не зря американский концерн даже при анонсе партнерства с «Ред Булл» в женской «Академии «Ф-1» отдельно выделяет радость сотрудничества именно с Red Bull Technology.

И постоянный обитатель паддока инсайдер Джо Сейвард в последней публикации в личном блоге как раз рассказал об обсуждении такой возможности между тайскими владельцами головного концерна (контролируют 51% акций) и Кристианом Хорнером – якобы шеф команды как раз нашел покупателя и сам планировал заполучить часть акций (в точности как в «Мерседесе»).

«Уже довольно давно ходят слухи, что крупнейший акционер «Ред Булл» Чалерм Ювидья, владеющий 51 процентом акций, рассматривает возможность выведения технологического подразделения (Red Bull Technology Group Ltd) из империи Red Bull GmbH – с целью создания независимой автомобильной компании, руководителем и совладельцем которой станет Хорнер.

И в этом действительно есть смысл, поскольку глобально фирме, главным образом занимающейся производством энергетиков, не очень и нужны компания по производству двигателей и подразделение по производству суперкаров.

И поскольку у Ювидьи есть 51 процент акций, он может поступать так, как ему заблагорассудится. А устранение Хорнера в данной ситуации оставило бы технологическое подразделение под контролем Red Bull GmbH», – написал Джо.

Все выглядит максимально логично, ведь вообще-то именно Кристиан Хорнер создавал и выстраивал всю нынешнюю структуру Red Bull Technology с 2004-го. Именно он выделял сторонние ветви для оптимизации и экономии бюджета, а также ради сохранения ключевых в команде вместе с их мотивацией – так и остался Эдриан Ньюи, под обещание дорожной машины и гиперкара. Скорее всего, похожие истории могли случиться и с другими не менее важными инженерами – и для них организовывали работу-отдушину в свободное время. А теперь все это разрослось до самостоятельного бизнеса и функционирует как компания в компании. Причем уже долгое время – как минимум 2-3 года с «Ред Булл» ее по сути связывали только бренд и личный гоночный энтузиазм второго сооснователя Дитриха Матешица, главного инициатора входа в «Ф-1» и всего проекта. Когда он был жив, трудно было и помыслить об отделении и продаже его детища.

Но в 2022-м Дитрих скончался. С его смертью главный барьер для разделения пал. Теперь оно просто неизбежно.

Кажется, кому-то в структуре «Ред Булл» не по нраву техноимперия с Хорнером во главе

Реализация плана по трансформации Red Bull Technology в отдельную техноимперию непременно выведут ее из сферы влияния нынешнего производителя энергетиков и ее остальной спортивной структуры, подчиненной как раз австрийской фирме, а также усилят руководящую роль именно Хорнера. А ведь Кристиан до недавнего времени вообще считался только наемным менеджером, фактически подчиненным советника «Ред Булл» по автоспорту Гельмута Марко – якобы именно старый австрийский доктор и босс всех пилотов программы был со всеми на телефоне и всем раздавал указания.

Тайским совладельцам все равно: во время Матешица именно Дитрих занимался «Ф-1» и всей спортивной частью вместе с маркетингом, а их партнеры концентрировались на производстве. А вот наследник Дитриха Марк вместе с новым управляющим спортивной структурой «Ред Булл» Оливером Минцлаффом (футбольные и хоккейные клубы, велокоманда Bora-Hangshore, куча спонсорства, адреналиновые виды) уже не смогут влиять на чуть ли не главный актив прямо сейчас.

Роль и влияние Гельмута Марко вообще повисает в воздухе.

Куда здесь встраивается сторона Ферстаппенов, которая внезапно активнее всего проявила себя через требования Йоса в адрес Хорнера уйти в отставку? Вероятно, отец Макса просто решил выжать все из ситуации и окончательно превратить «Ред Булл» в команду сына – ведь сейчас она все же не похожа на выстроенную вокруг чемпиона полностью, как «Феррари» Шумахера или «Мерседес» Хэмилтона. А усиление роли Хорнера только привнесло бы больше неопределенности в будущее – почему бы не воспользоваться моментом и скандалом, утвердив положение сына?

Ясно только одно: исток скандала и недовольства – точно где-то на австрийской стороне. Либо кто-то в структуре команды или компании, осознав неизбежность отделения, решил пойти в атаку, сбить и дискредитировать Хорнера и самому стать мега-СЕО новой структуры.

Однако останется ли Кристиан или нет, гоночный «Ред Булл» продолжит трансформацию. Обратной дороги нет, а финансовый успех нынешнего доминирования в «Ф-1» слишком здорово питает путь к самостоятельности.

Кто знает – возможно, мы даже видим запуск нового «Макларена» или «Феррари»?

Читайте еще про скандал в «Ред Булл» и гоночные деньги:

Фото: AP Photo/Joerg Mitter / Red Bull Content Pool; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason, Bryn Lennon