5 мин.

Как в Портленде создали образцовый женский футбольный клуб

В Германии женская Бундеслига в среднем собирает на стадионах 1 185 болельщиков. В Англии на матчи женской Премьер-лиги ходят не больше пары сотен болельщиков. У МЮ, при всей силе бренда, женская команда была ликвидирована в 2005. Даже самый, пожалуй, успешный женский футбольный клуб в Европе – «Лион» - на домашние игры собирает 2 000 зрителей. Как правило, женские клубы являются частью мужского, оставаясь неким продолжением уже существующего бренда. Они играют в такой же форме, носят на груди логотип мужского клуба и часто играют на их стадионах. Однако о существовании женского футбольного клуба как полноценной самостоятельной единице речи не идет. Но в США, похоже, удалось создать такой клуб. 

Еще каких-то четыре года назад клуба «Портленд Торнс» не существовало, как и лиги, в которой он играет. Права на франшизу клуба принадлежат фирме Peregrine Sport LLC, которая также владеет мужской футбольной командой «Портленд Тимберс», который выиграла Кубок MLS в 2015 году. Меритт Полсон, руководитель обоих клубов, может считаться одним из самых талантливых спортивных менеджеров в США.

«Портленд Торнс» играет в National Women’s Soccer League. NWSL  – это уже третья попытка создать профессиональную женскую лигу в Штатах, первые две просуществовали всего по несколько лет. Идея попробовать в третий раз принадлежала Президенту Федерации Футбола США Сунилу Гулати. Для того чтобы созданная в 2013 году лига не повторила судьбу своих предшественников, Сунил придумал новую модель: футбольные федерации США, Канады и Мексики, по планам Гулати, будут выдавать субсидии на зарплаты тех игроков, которые вызываются и играют за сборную. Гулати, памятуя о том, насколько успешным был клуб «Портленд Тимберс», надеялся уговорить Полсона взяться и за женскую команду. В случае положительного ответа, Полсон стал бы единственным владельцем клуба NWSL, который имел бы отношение к мужскому футболу.

 Меритт Полсон

 

У Полсона были веские причины согласиться. Вместе с «Портленд Тимберс» он смог создать в городе уникальную футбольную культуру, а группа болельщиков Timbers Army создавала на домашних играх команды потрясающую атмосферу. Стадион клуба «Провиденс Парк», вмещающий около 20 000 болельщиков, всегда полон, а в листе ожидания абонементов на сезон значилось более 10 000 человек. Попытка использовать этот уже «подогретый» рынок на пользу женской команде могла показаться авантюрной, но точно не лишенной смысла, а субсидии Федерации футболисткам сборной могли немного сократить расходы на содержание команды.

Алекс Морган

 

 

Среди таких игроков в составе «Торнс» выделялась Алекс Морган – не только одна из лучших футболисток планеты, но и абсолютный секс-символ нации, одно только ее присутствие в команде можно считать огромным маркетинговым успехом. На гостевых матчах «Торнс» многие местные любители футбола болели против команды своего города и кричали слова поддержки в адрес Алекс. Недавно Морган перешла в состав уже упомянутого "Лиона".    

Несмотря на то, что Полсон решил воспользоваться уже имеющимся опытом, он не стал строить женской клуб полностью вокруг мужского. Для «Торнс» были выбраны свои клубные цвета, новая эмблема и, как рассчитывал его руководитель, появились свои болельщики. Сам Полсон заявлял, что рассматривает «Торнс» как полноценный самостоятельный проект, не имеющий отношения к «Тимберс», хотя и работающий географически в том же месте. Активная работа с болельщиками привела к тому, что у женской команды есть собственные фанаты, которые не интересуются делами и новостями из стана мужского клуба, зато активно поддерживающие девушек.    

В первом сезоне посещаемость матчей NWSL составляла 4 271 болельщика за игру, тогда как на игры «Портленд Торнс» ходило в среднем 13 320, а клуб стал победителем турнира. Второй сезон болельщиков стало меньше, но куда важнее другое – «Портленд Торнс» является полноценным футбольным клубом, без приставки «Женский». Как говорит Кристи Синклер, напарница Алекс Морган по нападению в «Торнс», во всех аспектах, от стадиона и питания, до тренировочной базы и работы всех служб клуба, все в клубе работают как профессионалы.

«Портленд Торнс» - чемпион NWSL 2013

Со статусом профессионалов в лиге большие проблемы. Если не принимать во внимание игроков сборных, зарплату которым платят федерации, или медийных звезд, как Алекс Морган, большинство игроков лиги вынуждены совмещать игру в футбол с другой работой. Зарплата многих игроков составляет около $ 6 000 в год. Некоторые матчи проводятся на школьных стадионах или в общественных парках без соответствующих заявленному уровню раздевалок, а на стадионе собирается чуть больше тысячи человек. Это сильно контрастирует с тем, что происходит на «Провиденс Парк» во время матчей «Торнс»: толпа болельщиков, кричалки и песни, льющееся рекой пиво, взмывающие в небо флаги. Именно то, чем и должен быть профессиональный спортивный клуб в США – развлечением. 

Фанаты «Торнс» на стадионе «Провиденс Парк»

 

Успехи «Торнс» радуют, но не может расстраивать тот факт, что пропасть между клубом и остальными семью участниками лиги все более огромна. Владелец клуба Мерит Полсон считает, что главный успех клуба заключается в том, что они смогли доказать, что это возможно – построить полноценный футбольный клуб по всем правилам, без оглядки на то, что в нем выступают девушки. Теперь работу всех женских клубов не только в Штатах, но и во всем мире, будут сравнивать с тем, как работает «Торнс». Но сможет ли хоть один женский клуб достичь такого же уровня, остается большим вопросом.