7 мин.

Изменится ли роль женского футбола после успешного Чемпионата Мира?

Долгий и не всегда простой путь девушек в борьбе за свои права, казалось, наконец достиг своего пика. По крайней мере, в спортивной области девушки давно имеют все возможности для самореализации. Первый официальный Чемпионат Мира по футболу среди женщин состоялся на 61 год позже аналогичного мужского турнира. Тогда, в 1991 был совершен серьезный шаг в развитии женского футбола и его популяризации, однако революции не случилось.

Шесть чемпионатов прошло с тех пор, и женский турнир продолжал оставаться в тени своего мужского собрата. А вот прошедший нынешним летом в Канаде турнир уже можно считать настоящим прорывом. Причина тому – те результаты, которые этот турнир продемонстрировал. И речь не о голах и набранных очках, а о других его результатах.

Билеты

Билетные программы - один из основных источников дохода для крупных спортивных соревнований. Игры прошедшего чемпионата посетили приблизительно 1.35 млн. человек. Изначально Организационный Комитет ставил более амбициозную задачу в 1.5 миллиона, но вылет сборной Канады на стадии четвертьфинала подкорректировал эти прогнозы в сторону уменьшения.  

Соседи хозяек турнира из США дошли до финала, где сражались со сборной Японии.  Этот матч собрал на арене в Ванкувере 53 337 зрителей. Удивительно, но финальная игра не стала самой посещаемой, уступив четвертьфинальной встрече Канады и Англии, которую посетили 54 027 болельщиков. В среднем, матчи турнира вживую смотрели приблизительно 26 тысяч зрителей, а посещаемость семи матчей турнира превысила отметку в 50 тысяч.  Эти показатели сделали минувший турнир самым посещаемым женским чемпионатом мира в истории.

Помимо просмотра матчей непосредственно на стадионе, у зрителей была возможность посетить одну из шести фан-зон, самую крупную из которых, находящуюся в Ванкувере, за время турнира посетило более 100 000 поклонников игры.   

Телевидение

Финал женского чемпионата мира по футболу, который транслировался телеканалом FOX, посмотрели более 26.7 миллионов телезрителей в США. Именно столько американцев наблюдали за победой своих соотечественниц над командой Японии со счетом 5:2, что сделало этот матч самым рейтинговым футбольным матчем в США за всю историю, включая и женские, и мужские игры. Финал прошлогоднего мужского чемпионата Мира между Германией и Аргентиной посмотрели 26.5 миллионов.

Может показаться, что причина тому кроется в американском патриотизме и желании поддержать свою команду. Для сравнения, можно привести самый рейтинговый матч по футболу с участием американской команды. Им был матч мужской сборной США против Португалии на Чемпионате Мира 2014 года, который посмотрели 18.2 млн. зрителей в США. Очевидно, не только желание посмотреть на матч своих соотечественниц притянуло американских зрителей к экранам. 

Многие могут сказать, что футбол в Штатах не является популярным и данные показатели не такие уж и впечатляющие. Для наглядности можно сравнить их с цифрами относительно финала НБА и Кубка Стенли. За финалом НБА, в котором играли «Кливленд» и «Голден Стейт», в среднем наблюдали 19.9 млн. зрителей, а самым рейтинговым в серии стал шестой поединок, который посмотрели 23.3 млн. зрителей. Финал Кубка Стенли в среднем смотрели 7.6 млн. человек.

Полуфинальный матч американок против сборной Германии смотрели 8.4 млн телезрителей, что тоже впечатляет. Есть свои телевизионные успехи и у хозяек турнира. Четвертьфинал против Англии, в котором канадки уступили с минимальной разницей, посмотрели 3.2  млн. зрителей в Канаде. Это приблизительно 10% всего населения страны. В Англии этот же матч посмотрели 1.6 миллиона телезрителей, несмотря на то, что он транслировался в воскресенье в 12:30 по местному времени. Матч 1\8 финала, в котором состязались англичанки и норвежки, в Англии посмотрели 2.6 миллиона человек. Эти цифры являются на сегодня пределом мечтаний для канала Матч ТВ и для Тины Канделаки лично.  

Хорошие рейтинги повлекли за собой и существенный доход для вещателей. FOX заработал на трансляциях Женского Чемпионата мира около 40 миллионов долларов за счет рекламы. Это на 45% больше, чем четырьмя годами ранее заработал ESPN в 2011.

Интернет

Большого успеха прошедший турнир достиг и в цифровой среде. Страница Женского Чемпионата Мира на сайте ФИФА достигла отметки в 20 миллионов уникальных посетителей, на просмотр которой совокупно было потрачено более двух миллионов часов.

За тот месяц, что продолжался Женский Чемпионат Мира, в Твиттере было зарегистрировано 9 миллиардов сообщений, связанных с турниром. Более чем вдвое выросло количество подписчиков официальной страницы турнира в Facebook, которое теперь составляет почти 700 000. Там же во время финала было зарегистрировано 20 миллионов упоминаний, созданных 9 миллионами пользователей.

 

Спонсоры

Указанные выше цифры не только свидетельствуют о повышении интереса к  женскому футболу, но и является важным сигналом для спонсоров, ведь степень освещенности мероприятия в СМИ и интернете является важным показателем для потенциальных спонсоров. Напомним, что официальными партнерами турнира, вместе с традиционными Coca-Cola, Visa, Adidas и KIA, стал российский Газпром.

Большим успехом оказался турнир и для главного конкурента Adidas – фирмы Nike. Американский производитель спортивной одежды являлся техническим спонсором 11 команд  на минувшем турнире, но настоящей жемчужиной стала команда США, уверенно победившая в турнире. Накануне чемпионата Nike снял эффектную рекламу с участием звезд американской команды, таких как Эбби Вайнбах, Алекс Морган, Сидни Леру, Карли Ллойд и других.

Adidas в стороне не остался, обеспечив формой шесть команд на чемпионате, в том числе финалисток из Японии. Кроме того, весь турнир игрался мячом именно от немецкого производителя.  Помимо этого, Adidas использовал образы канадской футболистки Джонель Фильньо и немки Мелани Лйпольц для продвижения своей кампании #BeTheDifference.

Coca-Cola для активации спонсорства использовала главный трофей турнира. Женский Кубок Мира путешествовал по различным городам Канады, позволяя фанатам стать ближе к главной награде предстоящего турнира. Турне сопровождалось различными активностями со стороны производителя напитков. 

Канадская фирма EA Sports, производящая известнейший спортивный компьютерный симулятор, также вовремя оценила значимость предстоящего турнира и еще в мае анонсировала, что в новой версии игры будут присутствовать женские сборные, чему было посвящено красочное видео.

Безусловно, прошедший в Канаде чемпионат можно считать большим успехом как для принимающей страны, так и для FIFA в целом. Предстоит сделать еще очень многое, чтобы хотя бы приблизить женский футбол по показателям к мужскому, однако прошедший турнир свидетельствует о большом прогрессе женской разновидности этой игры. Жаль, что коррупционные скандалы в FIFA и эпопея с уходом Йозефа Блаттера забрали себе все внимание спортивной общественности, из-за чего прекрасный турнир в Канаде оказался в тени. Тем не менее, это может оказаться даже плюсом для женского футбола. Не исключено, что уставший зритель сможет разглядеть в женском футболе хорошую альтернативу погрязшему в грязи и коррупции мужскому брату.

Но сильно ли изменилась жизнь участниц прошедшего турнира? Одержав победу в финале, американки вернулись домой в статусе национальных героинь. Встречать их в аэропорт приехали сотни фанатов, а на специально устроенном в честь победительниц параде в Манхэттене собрались тысячи восторженных жителей Нью-Йорка.

Профессиональные футболистки в Штатах зарабатывают в среднем $15 000 в год. Даже самые высокооплачиваемые футболистки зарабатывают суммы, несопоставимые с мужскими. Самая известная футболистка в Мире – Алекс Морган – непосредственно за свою игру зарабатывает около 450 000 долларов.Это приблизительно в четыре раза меньше того, что Владимир Дядюн зарабатывал в «Динамо». Стоит ли говорить, что в «Динамо» он никогда не выступал при 53 000 тысячах болельщиках на стадионе и 26 миллионах зрителей у телеэкранов, не становился чемпионом мира и не играл за национальную сборную.    

Безусловно, большие доходы могут приносить индивидуальные спонсорские контракты, но такой привилегии удостаиваются единицы, остальные футболистки даже в США вынуждены совмещать карьеру в футболе с другими видами деятельности.

Еще одним ярким примером той пропасти, которая существует между мужским и женским футболом, является история Стефани Роч. В 2014 году эта ирландская футболистка была номинирована на награду Ференца Пушкаша, которая вручается автору самого красивого забитого мяча года за вот этот шедевр. 

Впервые за всю историю в борьбу за этот приз наравне с мужчинами вмешалась и девушка. И пусть победителем в итоге стал Хамес Родригес, сам факт присутствия представителя женского футбола в тройке финалистов можно считать революционным. Получив признание общественности, Стефани Роч получила приглашение перейти из Ирландии в американскую команду «Хьюстон Даш» с зарплатой в размере 650 фунтов стерлингов в месяц и покрытием расходов на аренду жилья.

Очевидно, что женский футбол делает большие и смелые шаги в своем развитии. Футболистки уже мелькают на обложках журналов и компьютерных игр, матчи сборных собирают стадионы и телевизионные рейтинги, некоторые футболистки становятся настоящими звездами. Но может ли кто-то из любителей футбола вспомнить название хоть одной женской футбольной команды? А назвать чемпиона своей страны по женскому футболу? Очевидно, что именно отсутствие полноценного развития внутренних лиг и клубов сдерживает женский футбол от того, чтобы если не стать равным мужскому, то хотя бы составить ему конкуренцию. Если именно в этом направлении не будет сделано решительных шагов, следующего громкого успеха женскому футболу придется ждать еще четыре года.

Автор: Илья Штеблов