11 мин.

Швейцария может быть лучше, «индекс Бэгби» растет: итоги чемпионата мира

Дилемма-2026

Сказать про чемпионов что-то оригинальное мне не по силам, а сравнить Пастрняка с Ковальчуком смогут и без меня. Швейцария – другое дело. Изменение статуса швейцарцев в общественном восприятии налицо: к привычному «надо же, в финал прошли» добавляются «опять они без золота». Попробую закрепить этот статус: сборная Швейцарии, даром что дошла до финала, может играть лучше.

Сильные стороны команды Патрика Фишера можно перечислить быстро: Кевин Фиала, Роман Йоси, Нико Хишир, надежная управляемая оборона и – Леонардо Дженони, лучше всего играющий в полуфинале. При этом швейцарцы очень плохо сыграли в меньшинстве, у них просто не было второй бригады большинства (в полуфинале они вообще очень хотели пропустить), и в равных составах игроки второй, третьей и четвертой тройки забивали мало (единственным важным исключением стал дубль Кристофа Берчи в четвертьфинале).

Выраженная асимметрия обозначилась уже во втором матче турнира, с Австрией: тогда из шести швейцарских голов три забил Хишир, два – Йоси. К игре с чехами приехал Фиала. Он получил звание MVP турнира заслуженно, смотрите сами на результаты топовых игр:

Швейцария-Чехия 2:1Б. Фиала: гол, забитый буллит.

Швейцария-Канада 2:3. Фиала: гол и 5+20 – два канадских гола, решивших исход матча.

Швейцария-Финляндия 3:1. Фиала: два гола и передача.

Швейцария-Германия 3:1. Фиала: голевая передача.

Швейцария-Канада 3:2Б. Фиала: гол, голевая передача, забитый буллит.

Швейцария-Чехия 0:2. Фиала – ничего.

Швейцарцы были намертво привязаны к успехам Фиалы. И – при всем уважении к молодому отцу (Фиала задержался с приездом, потому что ждал рождения дочери) – эта команда могла играть иначе. Такие игроки, как Свен Адригетто, Калвин Тюркауф и Гаэтан Хаас, могут играть результативно и красиво. Фишер знает, как «мешать» НХЛовцев с коренными швейцарцами, причем в решающих матчах. В четвертьфинале ЧМ2018 с Финляндией (3:2) у швейцарцев забивали Энцо Корви, Жоэль Фермин и Грегори Хоффман. В полуфинале того же ЧМ с Канадой (3:2) забивали Тристан Шерве, Хоффман и Хаас, а Андригетто сделал две голевые передачи. Это – при том, что в составе были и Йоси, и Фиала, и Нидеррайтер, и Тимо Майер.

Собственно, на этом ЧМ, в первой игре с Норвегией (5:2) Швейцария была другой – пять голов забили пять разных игроков, и среди них не было ни Йоси, ни Хишира (Фиала еще не играл). Потом стало иначе. Даже в мачте с Данией (8:0) первые четыре гола забили главные швейцарские звезды, и уже следом подтянулись игроки второй линии. К решающим матчам Фишер, кажется, дал им задание «действовать попроще». В полуфинале и особенно в финале было заметно, как игроки второй, третьей и четвертой пятерок постоянно упрощают работу с шайбой. Поэтому не пропускали – и не забивали.

Почему Фишер сделал то, что сделал? На этот турнир он приехал в дурном настроении: швейцарцы проиграли 11 из 12 матчей Евротура, одержав первую победу в самой последней игре. С учетом двух последних игр на ЧМ2023 (Латвия 3:4ОТ, Германия 1:3) швейцарцы проиграли 13 матчей подряд. И, хотя Фишер продлил контракт до ЧМ2026 включительно, газеты его ругали. Именно поэтому, полагаю, он и захотел попробовать «без излишеств». Это сработало. Но это – решение с сомнительным будущим.

Впрочем, описанная выше асимметрия – скорее, повод для швейцарского оптимизма. Сборная Симпсона образца финала ЧМ2013 был прямой противоположностью этой команды. Симпсон сделал ставку на равномерное распределение игрового времени, игроки его поддержали, в списке пяти лучших бомбардиров команды были игроки всех четырех пятерок – с примкнувшим к ним Йоси. Это была блестящая история, но – да, тогда можно было сказать, что швейцарцы сыграли на пределе, и очевидных резервов для усиления нет. Сегодня ситуация совсем другая.

«По именам» к этой команде, действительно, добавить можно немногих. Безусловных кандидатов трое. Во-первых, Майер, пропустивший ЧМ из-за травмы. Во-вторых, Денис Мальгин, лучший бомбардир команды на двух предыдущих ЧМ, получивший травму в последнем матче финала NL. На ЧМ2022 он набрал 12 очков в 8 матчах, что сравнимо с нынешним результатом Фиалы (7+6 в 8 матчах). В 2023 г. у Мальгина было всего 6 (2+4) очков в 6 матчах – но он превзошел самого Фиалу (1+5). И, наконец, Пиус Сутер, в этом году задержавшийся в Кубке Стэнли. На ЧМ2022 Сутер набрал 8 (3+5) очков в 8 матчах – ровно столько же, сколько игравшие в той команде Хишир и Майер.

Три неплохих нападающих – ни в какое сравнение, казалось бы, с резервом топовых сборных, или Драйзайтлем. Но это только на первый взгляд. Этих трех игроков более чем достаточно для того, чтобы дать Фишеру возможность построить полноценную игру «олимпийского уровня» в как минимум трех тройках нападения, и радикально усилить команду по сравнению с нынешней.

При этом – сыграем в ценителей – одной из очевидных проблем нынешней команды был левый хват всех лучших игроков: Фиалы, Йоси, Хишира и Нидеррайтера. Фиала с левым хватом в левом круге вбрасывания в большинстве – решение так себе. Так вот, во-первых, у Мальгина – правый хват. Во-вторых, при чуть большем выборе нападающих Фишер может связать леворуких Майера, Сутера или Фиалу с праворукими Хаасом и Берчи.

Словом, эта Швейцария может играть намного лучше. Когда этого хватит для золота – вопрос, понятное дело, без ответа. Вот на вопрос, когда швейцарцы будут целенаправленно биться за золото, ответить легко: на ЧМ2026, дома. И – да, у Фишера и игроков будет сложная дилемма, поскольку в том же году будут Олимпийские игры.

Двадцать одно по «индексу Бэгби»

Швейцария в финале – важный, но частный итог ЧМ2024. Главный общий итог – конечно же, рекорд посещаемости, но про это, опять же, говорили без нас. Заметим только, что выход Польши в элиту – спустя 22 года – немаловажная часть этого рекорда. К вопросу о «раздутом» чемпионате – к нему мы еще ненадолго вернемся в финале.

Второй по важности итог: возвращение типичного, доковидного уровня звездности составов. В прошлом году я предложил метрику оной звездности: число игроков из топ-100 бомбардиров текущей регулярки НХЛ. Сегодня назовем ее, для удобства, «индексом Бэгби». Воспроизводить график не буду, напомню только, что «много» по этой метрике – 47, таков был индекс Бэгби на ОИ2010 и ОИ2014. Рекорд ЧМ – 32. Таков был показатель не только памятного многим ЧМ2008 (это совпадение доказывает, что наша метрика соответствует общепринятым представлениям о прекрасном), но и менее знаменитого ЧМ2012.

«Индекс Бэгби» ЧМ2024 – 21. Это намного больше, чем на турнирах после ковида (ЧМ2021 – 4, ЧМ2022 – 10, ЧМ2023 – 5). И в целом это близко к некой «норме» турниров эпохи НХЛовских Олимпиад. На последних десяти ЧМ до ковида (2010-2019) было два локальных пика (ЧМ2012 – 32, ЧМ2019 – 26), и один локальный минимум (ЧМ2014 – 12). На остальных семи ЧМ было 20-22 игрока из лучшей НХЛовской сотни – так же, как и сейчас. Год назад мы предсказывали нормализацию «индекса Бэгби». Аргументируя это тем, что ЧМ2024 будет первым после ковида, организация коего не связана с экстраординарными мерами. Прогноз оправдался.

Более того: показатель в 20-22 был нормой тогда, когда на ЧМ играла Россия. Сейчас этот результат достигнут без нашей команды. Иными словами, этот ЧМ оказался даже чуть более привлекательным для звезд, чем обычно. Ответить на вопрос о том, как будет дальше, сегодня сложнее, чем год назад, когда мы ожидали дальнейшего роста. Возвращение НХЛ на Олимпиаду может ударить по звездности олимпийских ЧМ (так было в 2006 и 2014 – но, к слову, не в 1998 и 2010), но скорее способствует участию лучших игроков в другие годы. Кубок мира на «индекс Бэгби» заметно не влиял. Но вот февральский турнир четырех, намеченный на 2025 г. – дело другое. После него следует, возможно, ожидать спада как минимум от шведов.

Тогда же, год назад, мы отметили, что канадцы играют лучше тогда, когда ЧМ не является сильно звездным. Это наше наблюдение тоже подтвердилось. Резкий рост числа ярких игроков на ЧМ2024 совпал с неудачным выступлением Канады.

Медальный барабан

Этот чемпионат мира стал третьим без участия сборной России. Со спортивной точки зрения это – большая потеря для турнира, двух мнений тут быть не может. Это особенно заметно – как ни странно – на групповом этапе.

За три года в четвертьфинал сумели выйти девять команд – это мало, и это аргумент в пользу того, что групповой этап действительно потускнел. В 2021 г. я торжественно провозгласил эру «новой нормальности». Тогда шведы не сумели выйти из группы, а я рискнул предположить, что и в дальнейшем попадание в восьмерку не будет безусловно решаемой задачей для команд «большой шестерки». Безусловно – ключевое слово в предложении. Речь шла о том, что топовые команды, которые играют плохо или привезли не лучший состав, окажутся в зоне риска.

Тут работала простая математика: для напряженного группового этапа нужно было не меньше девяти команд, которые в хороший день могут претендовать на медали. И они у нас были, с примкнувшими к шестерке Швейцарией, Германией и Словакией. И – да, мой прогноз оправдался на следующем крупном турнире, ОИ2022. Там чехи проиграли в 1/8 швейцарцам и не сыграли «дежурный» четвертьфинал. А потом случилось то, что сейчас.

Тем не менее, на ЧМ2023 роль «двухъярусной» команды – которая может сыграть за медали, а может и не выйти из группы – сыграла Латвия. Во многом ее стараниями мы получили медальное разнообразие последних трех ЧМ. Смотрим на подиумы:

ЧМ2022: Финляндия, Канада, Чехия;

ЧМ2023: Канада, Германия, Латвия;

ЧМ2024: Чехия, Швейцария, Швеция.

Итого за три турнира: три разных чемпиона, пять разных финалистов, семь разных медалистов. Может показаться, что это – тоже результат отсутствия России. Однако, на самом деле, уход сильного контендера должен приводить к обеднению, а не обогащению списка медалистов. И у нас есть пример на этот счет.

В 1970-1976 гг. чемпионаты мира проходили без участия сборной Канады. Случилось это потому, что ИИХФ, под давлением МОК, не хотела допускать до ЧМ игроков НХЛ. А канадская федерация не хотела, чтобы их любители и дальше проигрывали сборным СССР и ЧССР. Канадцы объявили ИИХФ бойкот, устроили Суперсерию-72, потом организовали Кубок Канады, а в 1977 г. добились права сыграть на ЧМ с НХЛовцами – что, впрочем, не помогло им вернуть титулы до распада СССР.

К чему привело отсутствие Канады на ЧМ? К очевидному и прогнозируемому результату. На семи ЧМ, 1963-1969 гг. медали разыгрывали четыре команды: СССР (неизменный чемпион), ЧССР, Швеция и Канада, причем последние только трижды брали бронзу. После ухода Канады тройка призеров стала неизменной, в 1970-1976 гг. медали ЧМ брали только СССР (пять титулов из семи), ЧССР (два титула) и Швеция. Причем СССР не опускался ниже второго места, а Швеция выше этого второго места не поднималась.

Как видим, ситуация 1970-1976 гг. радикально отличалась от нынешней. И хотя ЧМ без России как спортивное мероприятие – хуже такого же турнира с Россией, последние три года позволили лишний раз зафиксировать радикальные изменения мирового хоккея. Который стал намного интересней и разнообразней, чем был 50 или даже 20 лет назад.

Кроткая Финляндия

Наконец, по ходу этого турнира в эфире снова зазвучали традиционные разговоры о том, что на ЧМ слишком много участников и проходных матчей в группах. Мы по этому поводу сказали очень много убедительного, повторяться не будем – можете просто заглянуть, например, сюда.

Однако, экскурс в историю ЧМ позволил нам обнаружить еще один интересный аргумент. В 1969 г., за год до ухода Канады, ИИХФ сократило число участников элитного ЧМ с восьми до шести – для повышения соревновательного уровня. К чему это привело с точки зрения борьбы за медали, мы уже сказали.

Еще более впечатляющим был результат на подступах к пьедесталу. На ЧМ69, с участием Канады, финны стали пятыми. А потом, с 1970 по 1975 гг., шесть раз подряд занимали четвертое место. При том, что до этого регулярно меняли позиции с пятой по седьмую – и точно также начали менять эти места с 1976 г., когда в элите снова стали играть восемь команд. Кроме того, на протяжении трех лет подряд (1973-1975) пятое место в элите неизменно занимала Польша.

Словом, сокращение числа команд резко обеднило палитру результатов в нижней части таблицы. И мы можем предположит, почему: командам вблизи последнего места для достижения результата нужно хорошо сыграть один матч. Чем меньше команд – тем проще это сделать, и тем меньше смысла играть на полную с фаворитами, тратить силы – без гарантии успеха.

В 1976 г., когда число участников увеличили с шести до восьми, на ЧМ случилась, вероятно, величайшая сенсация всех времен: Польша, у себя дома, победила СССР, 6:4. Кроме того, на том же турнире поляки дважды сыграли вничью с Финляндией и обыграли ГДР, но в итоге... вылетели из элиты. Они заняли предпоследнее, седьмое место (чемпионат получился запутанным с точки зрения результатов) и должны бы были сыграть в элите на следующий год. Но – в 1977 г. на ЧМ вернулась Канада.

Словом, предложение уменьшить число участников с 16 до 12, с очевидным урезанием групп, едва ли даст тот результат, на который рассчитывают предлагающие – результаты станут не менее, а более предсказуемыми. И нам остается только ждать очередного успеха Австрии. Или Дании – с Бьеркстрандом и Элерсом. Такая Дания может у нас быть уже на следующем ЧМ.