Трибуна
6 мин.

Последний дюйм. Как работает «фильтр роста» в НХЛ

В любом виде спорта итоговый результат спортсмена является сложной функцией таланта, обученности, усилий и естественных данных. К числу последних относится рост. Жокеи и гонщики «Формулы-1» обычно – невысокие люди, баскетболисты – напротив.

Очевидно, в хоккее тоже есть некий оптимальный рост. Можно предположить, что эта величина находится в диапазоне 183...187 см и меняется в зависимости от амплуа и роли. Недостаток роста отрицательно влияет на итоговый результат. Это наиболее ярко видно на примерах сборных Японии и Южной Кореи.

Интересным представляется вопрос о том, как на результаты игроков разного роста влияет размер площадки. Тот факт, что среди переезжающих в Европу и КХЛ североамериканцев много игроков ниже 180 см, думаю, заметит любой, кто обращает внимание на такие мелочи. Это особенно интересно на контрасте с представлением о канадцах как игроках обычно крупных.

Иными словами, в НХЛ есть «фильтр роста». Это тоже едва ли кто-то будет отрицать всерьез (речь идет о средних показателях, исключения найдутся и в НХЛ). Однако, открытым остается вопрос о том, связано ли это с размером площадок, или это просто отбор по уровню игры. Размеры игроков важны в любом случае, и азиаты проигрывают на площадках стандарта ИИХФ.

Вопрос можно сформулировать и так: изменилось бы, и насколько, число успешных невысоких игроков в НХЛ, если бы лига перешла на европейские площадки? И, напротив, уменьшилось бы число ярких игроков «ниже 180 см» в Европе, если бы здесь повсеместно установился североамериканский стандарт?

Ответ не очевиден. В том числе и из общих соображений. С одной стороны, проблемы маленьких игроков понятны: им труднее вести силовую борьбу, а уйти от силового труднее там, где меньше пространства. С другой стороны, небольшие игроки испытывают дополнительные трудности, связанные с меньшим размахом рук: им, например, сложнее играть на перехватах или принимать неточный пас. И тут, как ни странно, меньшие площадки оказываются для них предпочтительнее. Что важнее?

Словом, требуется исследование. Как уже догадались самые остроумные читатели – я такое исследование попробовал организовать. Мои возможности по работе со статистикой ограничены, при этом выборки будут небольшие.

Я собрал данные по 20 лучшим бомбардирам сезона 23/24 в девяти лигах: НХЛ, АХЛ, КХЛ и шести «лигах-основателях» Лиги чемпионов (в нижеприведенной табличке они упорядочены по текущему рейтингу ЛЧ). Посчитал средний и медианный рост двадцатки лучших, сопоставил его с диапазоном среднего роста команд соответствующей лиги (для КХЛ я отбросил «Северсталь» с ростом 180 см – на 3 см ниже предпоследней команды, это можно считать выбросом).

Для игроков ниже 180 см я посчитал два показателя: общее число таких игроков в двадцатке и среднее место (СМ). Если СМ выше 10, то большая часть малышей находится в верхней половине выборки, если меньше 10 – в нижней. Кроме того, я вынес в таблицу минимальный и максимальный рост игроков топ-20 и подсчитал разброс. Если большая площадка способствует увеличению набора доступных игроков, эта величина будет больше. Также я указал в таблице число игроков выше 190 см.

Прежде, чем перейти к обсуждению результатов, заметим: один сантиметр – это много. Если речь идет о средних показателях. Например, если в выборке из 20 человек двух игроков ростом 185 см заменить на двух игроков ростом 175 см, то есть увеличить долю невысоких игроков на 10% от выборки, то средний рост уменьшиться на 1 см. Аналогичный результат можно получить, заменив четверых игроков ростом 180 см на четверых игроков ростом 175 см.

Также стоит заметить, что в НХЛ рост измеряют в футах и дюймах. Поэтому для некоторых игроков, которые не играли в турнирах ИИХФ, следует иметь в виду зазор в 1,25 см. Это касается граф минимум и максимум.

Все данные – с eliteprospects.com.

В двадцатке лучших НХЛ – меньше всего игроков ростом ниже 180 см. Самые маленькие из топ-20 выше коллег из других лиг на 3...10 см. Наличие отбора по росту сомнений не вызывает, но это было и раньше. Открытым остается вопрос о том, связан ли фильтр с размером площадок, или это отбор только по уровню игры.

Именно для ответа на этот вопрос я включил в выборку АХЛ, причем в двух вариантах. Верхняя граница диапазона среднего роста команд АХЛ та же, что в НХЛ – 188 см. Нижняя меньше (183 см против 184 см). Это ожидаемо в силу особых отношений двух лиг. При этом нижняя граница диапазона АХЛ соответствует максимуму у европейских лиг – в КХЛ (и то – после корректировки). Все остальные лиги уступают АХЛ по среднему росту команд. Это – прямое указание на то, что в игре на маленьких площадках более крупные игроки в среднем получают преимущество (и не забываем, что «сантиметр – это много»).

При этом хорошо видно, как работает «фильтр роста» на входе в НХЛ, к которой «подключена» АХЛ. Как медианный, так и средний рост двадцатки лучших АХЛ на 3 см («очень много») меньше нижней границы диапазона среднего роста команд. Нигде больше нет такой большой разницы. Происходит это потому, что при прочих равных рослый игрок быстро уходит в НХЛ, не успевая сыграть достаточного числа матчей для того, чтобы закончить сезон в лидерах АХЛ. Именно поэтому большое число малышей в двадцатке лучших АХЛ при «НХЛовской» антропометрии лиги в целом – это не опровержение (как может показаться), а доказательство работы «фактора размера площадки».

Это иллюстрирует загадочная строчка «АХЛ О/И». Я подсчитал габариты двадцати лучших игроков АХЛ по показателю «очков за игру» (О/И), сыгравших не менее десяти матчей в сезоне. Это как раз позволяет ввести в рассмотрение тех игроков, которые ушли в НХЛ – не потому, что играли лучше всех в АХЛ, а потому, что сравнимые игроки ниже ростом. И для выборки «АХЛ О/И» результат отличается. Средний рост больше на 1 см, медианный – на 3 см, и он уже попадает в диапазон среднего роста команд. Число игроков ниже 180 уменьшилось с восьми до семи, но что еще важнее – резко изменилось среднее место, с «8» до «12». Если у лидеров сезона большинство малышей – в верхней половине двадцатки, то у лидеров по очкам за игру ситуация меняется.

Таким образом, мы можем утверждать, что «фильтр роста» НХЛ это комбинация двух факторов: уровня игры и размера площадок. Как сильно изменилась бы антропометрия двадцатки лучших, если бы Европа и Северная Америка поменялись площадками?

Я использовал довольно грубый статистический аппарат. Поэтому, скажем, мы не можем зафиксировать разницы в Европе между КХЛ и Liiga, где много «финских» площадок, и другими европейскими лигами. Точный ответ требует масштабных выборок с регрессионным анализом (с учетом, в том числе, среднего роста финнов, чехов или немцев вообще, а не только хоккеистов).

Тем не менее, в качестве простой прикидки можно сказать следующее: смена площадки это «плюс» или «минус» один-два игрока в двадцатке лучших. Болельщики франшиз НХЛ, упакованных главными хоккейными звездами, как-нибудь проживут без Рокко Гримальди. Вот европейскому хоккею пара лишних малышей в двадцатке лучших безусловно полезна. И хорошо, что эта лишняя пара здесь есть.