12 мин.

Грэм Тейлор – уникальный менеджер: поднял «Уотфорд» из 4-го дивизиона в еврокубки и вдохновил создателя Football Manager

НАЧАЛО ЭПОХИ

Одним из первых, кто увидел талант в Тейлоре, был Дон Риви. Грэм Тейлор – самый молодой зарегистрированный Футбольной Ассоциацией наставник, в 28 лет уже работавший в Линкольне в четвертом дивизионе и вскоре выведший его в третий с 74-ма очками и 111-ю голами – замечательная характеристика. Тейлор не мог не заинтересовать футбольную общественность Англии. Пробившийся в первый дивизион Вест Бромвич уже готовил предложение в офис Линкольна, а потому Дону Риви нужно было поторопиться со звонком.

– Я посоветовал тебя новому председателю.

– Вот это да! Что же это за топ-клуб такой?

– Это Элтон Джон и Уотфорд.

– Оу…

Тейлор был разочарован. Тренер главной команды страны обращает внимание на твою работу – прекрасный комплимент, но Уотфорд, пребывающий в четвертом дивизионе (из которого он только что поднял свой Линкольн), с недавних пор еще и находящийся в руках звезды эстрады… Стоит ли игра свеч?

Такие мысли мелькали в голове Тейлора, когда он подходил к дому Элтона Джона. Личный разговор должен был многое прояснить. Отказать сразу было бы неправильно, уж кто, а Тейлор знал, что любой человек заслуживает шанс. Первую победу на посту Линкольна он одержал лишь в своем 12-м матче.

Беседа, впрочем, была крайне важна для обеих сторон. Когда Тейлор заходил в гостиную, Элтон Джон все еще сомневался в нем: он приобрел родной Уотфорд год тому назад и рассматривал другую кандидатуру на должность главного тренера. Игровая карьера Бобби Мура близилась к завершению, и Элтон, собравший недавно свой очередной аншлаг на Мэдисон Сквер Гарден, уже успел обсудить с ним дальнейшее сотрудничество.

Однако общение с Тейлором заставило его позабыть о Муре. Рекомендация Дона Риви не оказалась ложной, Грэм отлично понимал эту игру. У него дома, наверное, лежало не меньше книг по футбольной тактике, чем у Джона пластинок – еще одно следствие умения Тейлора делать выводы из собственного опыта. Однажды в Гримсби Таун тренер на предматчевой установке сообщил о намерении применить схему с использованием либеро. Гримсби тогда с треском проиграл, а левый защитник Тейлор еще долго пытался понять, что означало это самое «либеро». Ответ на вопрос не мог дать никто из его партнеров: «Не переживай, мы все сыграли дерьмово, но это менеджер выбрал такую тактику, так что нести ответственность ему». Сейчас же перед Элтоном Джоном сидел человек, способный досконально рассказать об особенностях всех известных на сегодняшний день игровых формациях.

Только что Уотфорд Грэма Тейлора (крайний слева) и Элтона Джона (внизу) пробился во второй дивизион

НОВАТОР

Перед ним сидел новатор для английского футбола. Точнее, ничего нового Тейлор не придумал и не создал, но он мог реализовать то, чего не удавалось в Англии доселе остальным. Идею высокого прессинга Грэм почерпнул у Виктора Маслова и воплощать ее на поле он начал еще в Линкольне. Джонатан Уилсон в своей книге «Переворачивая пирамиду: история футбольной тактики» утверждает, что именно Тейлор и дал Туманному Альбиону высокий прессинг. Столь эффективно этот элемент до него воссоздавали единицы. «Даже если правый защитник соперника будет владеть мячом глубоко на своей половине поля, мы все равно должны прессинговать его», – таким был девиз Грэма Тейлора, и это чертовски нравилось Элтону Джону. Спустя пять лет Уотфорд будет громить Сандерленд со счетом 8:0 в высшем дивизионе Англии, попросту не давая ему возможности выйти на чужую половину.

Однако Тейлор имел не одни лишь тактические познания. С ним Уотфорд мог получить что-то еще, даже более важное – он мог стать настоящей футбольной семьей. Святая троица: игроки, менеджеры и болельщики. Так трактовал футбол Билл Шенкли, аналогичной философии придерживался и Тейлор. Вскоре на Викаридж Роуд по просьбе Грэма будет установлена первая семейная терраса. Во всей остальной Англии в то время поход на стадион был далеко не самым безопасным развлечением.

– Я хочу вывести клуб в Европу.

– Хах, это будет стоить вам миллион фунтов.

– Хорошо, я их предоставлю.

Тейлор понял, что Элтон Джон не шутит. Никакая это не игрушка, для него Уотфорд на самом деле был крайне серьезным проектом. Весь скепсис улетучился – за это дело определенно стоило взяться. 32-летний Грэм стоял на пороге принятия второго важнейшего решения в своей карьере. Пятнадцать лет тому назад директор школы яростно отговаривал отличника с большим потенциалом Тейлора уйти в Гримсби Таун, но мистер Уорбертон, местный футбольный учитель, посоветовал ему цепляться за шанс всей жизни. То же самое собирался сделать Тейлор и сейчас – так началась одна из самых удивительных футбольных историй Англии конца семидесятых и первой половины восьмидесятых годов.

ПУТЬ НАВЕРХ

За пять лет Шершни преодолели путь из четвертого дивизиона в элиту английского футбола. К прессингу по канонам Виктора Маслова прибавлялись идеи Чарльза Рипа, знаменитейшего футбольного теоретика. Минимальное использование пасов – голы должны забиваться при помощи пары вертикальных передач, чуть ли не в два-три касания. Тейлор, который много общался с Рипом и гостил у него дома, довел до автоматизма идеальное использование лонгболов. При всем при этом манера игры его команды не была банальной «бей-беги», передачи вперед не следовали просто в борьбу, они действительно обостряли ситуацию.

Грэм Тейлор вновь преодолел отметку в 70 набранных очков в четвертом дивизионе. Результативность команды впечатляла, разве что первые два сезона во втором дивизионе у Уотфорда ушли на раскачку, из-за чего количество забитых мячей резко снизилось. Вингеры Джон Барнс и Найджел Каллаган могли оформить ассист попросту из любой точки на фланге, а форварды Росс Дженкинс и Лютер Блиссетт феноменально чувствовали, где же им следует оказаться в штрафной площади соперника. Все они раскрылись именно при Тейлоре. Джона Барнса, будущего члена зала славы английского футбола, нашел помощник Тейлора, легендарная фигура для лондонского Арсенала, приведшая его к золотому дублю в 1971 году, Берти Ми.

Из такого окружения и состояла работа Тейлора в Уотфорде: каждый день он мог воспользоваться советом Ми и периодически получал письма Рипа (с ним, правда, спустя некоторое время Грэм прекратил сотрудничество из-за разногласий на тему прессинга, которому Тейлор уделял на порядок больше внимания), а по вечерам подвыпившим в канун рождества мог распевать с Элтоном Джоном новогодние песни на улицах для болельщиков Уотфорда. Но, на самом деле, окружение это было куда большим.

БОЛЕЛЬЩИКИ

Святая троица: игроки, менеджеры и болельщики, не так ли?

– Ребята, у нас сегодня дебютирует новый игрок, поддержите его какой-то песней, пожалуйста.

– Без проблем, босс.

– Что у вас тут, Гиннесс? Давайте быстренько с вами выпью.

Грэм Тейлор был близок к болельщикам не просто из-за строения футбольных стадионов в Англии. Сейчас безумно популярно распространять любую новость о контакте футболистов или менеджеров с фанатами, но проявление близости Тейлора и приверженцев Уотфорда не было никакой новостью – это было обыденностью. На сборах в межсезонье Грэм мог запросто подойти к приехавшим фанатам перед стартом контрольной встречи и выпить с ними полпинты пива – в Уотфорде Тейлора и Элтона Джона не существовало разграничений между командой и трибунами, они были единым целым.

Питер и Одри Кларки (слева) смотрят матч Уотфорда против Манчестер Юнайтед на тренерской скамейке Шершней. Перед игрой Грэм Тейлор решил выбрать двух счастливчиков из трибун и сделать им приятное

С этого Тейлор и начал, когда поставил подпись под контрактом со Шмелями. Футболисты обязаны были поселиться в пределах 30 миль от Викаридж Роуд, посещение местных пабов или школ считалось обязательной программой. Команда Уотфорд организованно навещала рабочие места по всей округе, от фабрик и заводов и вплоть до небольших магазинчиков. «Они платят, чтобы увидеть вас за работой, а сейчас разрешают вам посмотреть на их труд бесплатно – никогда не забывайте, что болельщики являются жизненной силой футбола», – не уставал повторять Тейлор.

Грэм любил писать фанатам, неважно кому и по какому поводу. «Когда я в детстве переехал в Саффолк, мне пришло письмо от Грэма Тейлора с благодарностью за то, что я продолжаю поддерживать Уотфорд»; «Мой муж написал Грэму Тейлору с просьбой дать пару напутствий для нашей свадьбы – мы получили две написанные от руки страницы»; «Когда у моего 15-летнего сына обнаружили лейкемию, я написал Грэму, дабы узнать, может ли мой сын посетить раздевалку и встретиться с командой. Спустя неделю он приехал со своей женой к нам домой».

А вот ещё один случай:

– «Алло, это Алан Гленистер?», – раздался телефонный звонок…

В 2015 году 88-летний болельщик Уотфорда был помещен в стационарное отделение хосписа. Он ходил на матчи Шершней с самого детства, его отец оказывал финансовую помощь этому клубу. «Поговорить с Грэмом Тейлором по телефону стало особенным событием. Он мог и не делать этого. Это значит все для меня».

Он вдохновлял. Когда Тейлору показали его изображение на картине Стюарта Кларка, Грэм попросил юного автора нарисовать еще что-то похожее, к делу подключился и Берти Ми. Так любовь Кларка к Уотфорду лишь увеличилась, и вскоре он осознал, что может быть связан с футболом куда сильнее, став создателем The Homes of Football . После одного из проигранных матчей Майлз Джейкобсон, разозленный несоответствующим отношением игроков к делу, решил отправить письмо главному тренеру Уотфорда, в котором изложил все свои переживания. Через четыре дня Грэм Тейлор позвонил ему по телефону поинтересоваться, может ли он прочесть это письмо своим подопечным, ведь Майлз был абсолютно прав. Закончив разговор, Джейкобсон был поражен страстью и преданностью Тейлора (откуда он узнал его номер?!). Спустя много лет в своей колонке в Mirror он признается, что «без Грэма Тейлора, возможно, я бы никогда не создал игру Football Manager».

Момент на фото – 9 апреля 1982 года. Незадолго до этого, слова Тейлора, напечатанные в одной из местных газет наделали много шума. В них он критически высказался о некоторых элементах фанатской поддержки, которая была принята на Викаридж Роуд. Осознав свою неправоту, Тейлор посчитал нужным перед следующей игрой против «Кристал Пэлас» выйти на поле с плакатом «Простите меня».

 Болельщики готовы были отстаивать своего главного тренера до последнего, то же самое касалось и футболистов. В конце концов, вся философия Тейлора и была построена на этом: «Все сводится к тому, хотят ли они в действительности играть для тебя». Иначе и быть не могло. Пола Макграта Тейлор подписывал, несмотря на то, что защитник находился в ужасном состоянии, проблемы с алкоголем, казалось, вот-вот должны были поглотить его с потрохами. Вместо серьезный взбучки в раздевалке Грэм даже не крикнул на Макграта, предложив ему свои услуги, заявив, что его дом всегда открыт для Пола. Спустя несколько вечеров Макграт сидел у него дома с Грэмом и его женой Ритой – проблемы с алкоголем были забыты.

«Я тратил время на то, чтобы узнать, как звали их детей, когда у них дни рождения. Таким образом, вы показываете, что заботитесь о своих подопечных», – Тейлор был настоящим отцом для своей команды и никогда не менял свое отношение к этому. Порой он мог остановить тренировку и отправить не справляющихся с озвученными задачами игроков домой: «Возвращайтесь после обеда, парни».

Макграта он подписывал, пребывая уже в другой команде. Сезон 1982/83 Уотфорд начал в элите английского футбола, сходу став вторым в чемпионате. Клуб дебютировал в еврокубках, конкретнее, в Кубке УЕФА – цель Элтона Джона была достигнута за кротчайшие сроки. В 1984 году Шершни добрались до финала Кубка Англии, где уступили Эвертону. Шансов на победу у них было мало, на протяжении всего сезона команду мучили травмы, кроме того, из нее ушли Дженкинс и Блиссетт. Это был пик Уотфорда Грэма Тейлора, ведь дальше его ждал откат в середину турнирной таблицы.

ЗАКАТ

Ключевую роль в этом, что иронично, сыграли те самые еврокубки. Противостояние со Спартой в третьем раунде Кубка УЕФА вскрыло всю уязвимость Шершней. Низкое расположение обороны исключало возможность атакующих игроков Уотфорда открыться за спинами соперников, а короткая игра в пас помогала преодолеть высокий прессинг и попросту позволяла больше контролировать мяч. Отныне в Англии понимали, как справиться с феноменом Уотфорда.

В 1987-м Тейлор ушел во второлиговую Астон Виллу, спустя три года Элтон Джон продал Уотфорд за символическую цену.

Тогда он вернулся домой – туда, где его любили и готовы были бороться за него, несмотря ни на что. В 1997 году дуэт Элтона Джона (вновь стал председателем клуба годом ранее) и Грэма Тейлора воссоединился. В 1999-м Тейлор выиграл плей-офф первого дивизиона, но в элит-категории Уотфорд не задержался надолго.

Источник: по материалам sportarena.com, «Грэм Тейлор. Уникальный менеджер»

P.S. Авторский канал в Телеграм об Уотфорде: https://t-do.ru/ruwatford где будут появляться новости короткой строкой и какие-то интересные факты, не очень достойные быть опубликованными в блоге. А ещё группа вк, для тех, кому удобнее следить за новостями там: https://vk.com/watford_news

Популярное в блоге:

Из легенды «Уотфорда» в символ анархии. История Лютера Блиссетта

Драка, которая изменила все. Мощная страница из истории «Уотфорда»

О том, как Уотфорд спас жизнь Элтону Джону

Ультрапровинциальное дерби. Уотфорд против Лутон Таун

Футбол и эпилепсия: история аналитика Уотфорда